Технологическая карта по литературному чтению на тему Н.Носов На горке


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 городского округа города Нефтекамск
Республики Башкортостан
Технологическая карта урока
по литературному чтению
на тему:
«Н.Н.Носов «На горке»
(УМК «Школа России, 2 класс)
Подготовила:
Маликова Линара Маратовна
учитель начальных классов
Нефтекамск 2017
Предметная область «Филология».
Предмет «Литературное чтение».
УМК – «Школа России»
Тип урока - урок первичного предъявления новых знаний:
Тема: Н.Носов «На горке»
Цель:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать правильное терпимое отношение к поступкам других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (назвать, перечислить).
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать результат;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: (назвать из программы курса согласно теме урока)
- выразительно читать юмористические эпизоды из произведения;
- определять особенности юмористического произведения;
- характеризовать героя, используя прилагательные;
- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- правильно делать заключение и вывод из прочитанного произведения;
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал (анаграммы, снежинки, «светофор»), материал для эксперимента (лёд и песок), карточки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация к
учебной деятельности (организационный момент) 1. Вступительное слово. Ребята, сегодня у нас на уроке чтения много интересной работы, а для начала послушайте музыку.
Она вам понравилась?
Так же как музыка проникает в души людей, произведения литературы развивают умы и чувства.
Теперь те, кто хочет открыть для себя новую тайну тихонечко садятся. Проверяют готовность к уроку.
Учащиеся слушают спокойную музыку (слайд 1)
Садятся Личностные УУД:
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.
2 Актуализация знаний
О писателе
О произведениях
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Проверка домашнего задания
На уроке мы продолжим знакомиться с творчеством писателя, произведение которого уже читали.
-Кто назовёт писателя?
-Что вы о нём знаете? (Николай Николаевич Носов.Детский писатель, автор многих юмористических рассказов для детей и о детях, на основе которых снято множество мультфильмов.)Вспомним некоторые из произведений, просмотрев отрывки мультфильмов
Напомните мне, пожалуйста, каким был Незнайка?
Он был смешным, злым, трогательным, серьёзным и всегда разным.)- Вот и мы с вами попробуем передать эти эмоции мимикой или голосом.
Весёлый – улыбнёмся губками.
Грустный – обидимся губками.
Злой – рассердимся и покажем язычок.
Любознательный – удивился и сказал «О-о-о!»
Тихоня – скажем «Ш-ш-ш!»
Сообразительный – что-то поймём и скажем «А-а-а!»
- Ой-ой-ой, а что мы забыли сделать? (проверить домашнюю работу)
- Что было задано?
(Нарисовать рисунок)
- На какую тему вы рисовали рисунок? («Живая шляпа»)
- А теперь укажите на свой рисунок и расскажите, какой именно эпизод вы рисовали. (слайд 2)
Называют
Смотрят (слайд 3-7) и угадывают «Незнайка в солнечном городе», «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Огурцы», «Заплатка», «Затейники»
Смотрят слайд 8
Выполняют упражнения
рассказывают Личностные УУД:
умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из, текстов, мультфильмов;
- умение перерабатывать полученную информацию
3 Постановка учебной задачи
Загадка
Проработка названия
Название темы урока
Определение цели урока
Предугадывание сюжета
- Молодцы!
- А теперь послушайте загадку.
Нелегко иногда,
Забираться туда,
Но легко и приятно,
Прокатиться обратно.
- Что это? (горка)
- Как вы понимаете значение слова «горка»?
Горка – это возвышенность или куча чего-нибудь.
Это однозначное или многозначное слово? (Стенка, горка для игр, горка сыпучих веществ, природная маленькая гора, взлётный и посадочный путь самолёта и т.д.)
Из какого материала делают обычно горки для игр? (из металла, деревянная, снежная)
Посмотрите на картинный кластер и скажите, какая из выше перечисленных, сделана людьми из природного сыпучего материала?
(снежная)
Вы догадались, о чём мы будем читать? (О снежной горке).
Произведение Николая Носова будет называться «На горке».
Какова же цель урока? (Прочитать и проанализировать произведение Н.Носова «На горке»)
А как вы думаете, что могло произойти с героями на горке? (могли весело скатиться, упасть)
Сейчас для того, чтобы узнать, что же произошло, мы проведём эксперимент. А экспертами будут те ребята, кто быстрее всех соберёт имя и фамилию главного героя из букв на парте. Работать нужно дружно! (Котька Чижов)
У каждого из вас (экспертов) в руках предмет. Что это? (лёд)
Какой он? (холодный, гладкий)
А сейчас, Юля, посыпь свой кусочек льда песком. А ты, Айрат, нет.
Погладьте свои кусочки.
- Юля, какой стала твоя льдинка? (шершавой)
А твоя льдинка, Айрат? (по-прежнему, гладкой)
Спасибо, садитесь.
Кто догадался, что произошло с горкой в произведении?
(Котька Чижов посыпал её песком)
У вас возникло желание прочитать это произведение? Если «да» - зелёный кружок, «нет» - красный. Работают над названием, словом.
(слайд 9)
Смотрят картинный кластер (слайд 10)
Определяются с названием. Ставят цель, определяют задачи
абота в парах
(слайд 11)
Эксперимент
(слайд 12)
Личностные УУД:
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- умение прогнозировать содержание произведения;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, в группах.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из сложившейся ситуации;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
4.
Открытие нового знания
1.Первичное чтение
2. Проверка первичного восприятия текста
3. Физкультминутка для глаз «Снег»
4. Словарная работа
5. Анализ произведения, выборочное чтение
Обобщение материала 1. Чтение текста учителем до места «А после обеда мы придем с санками и будем кататься»
2. Чтение по цепочке «Подъехал к горке»
3. Чтение эхо до места «Как же теперь по песку кататься?»
4. Чтение хором до места «Котька отвязал коньки и взял лопату»
5. Жужжащее чтение до конца.
- Понравилось ли вам произведение?
Какое настроение у вас возникло?
Какой момент особенно понравился?
Дадим отдых глазам
Все ли слова в тексте вам были понятны?
(сгребали, дворницкая, фанерка, взбираться, нацепил)
- К какому жанру относится произведение Н.Носова? (рассказ)
Почему? (Описываются реальные события)
- Что делали ребята во дворе? Прочитайте отрывок.
- Кто главный герой рассказа? (Котька Чижов)
- А каково его полное имя?
(Константин)
- Кто испортил горку ребят? Прочитайте отрывок.
- А как вы думаете, он испортил горку нарочно? Ищите доказательство в тексте.
- Как Котька и ребята вышли из затруднительного положения? Прочитайте.
- Подумайте и ответьте. Сколько разных образов Котьки даёт нам автор? (3)
- Какой он в начале? (хитрый, ленивый)
- Какой Котька в середине рассказа? (глупый)
- Как можно охарактеризовать мальчика в конце? (Трудолюбивый, самостоятельный, предусмотрительный)
-А на какого Котьку хотели бы быть похожи вы?
Если на первого, то поднимите один пальчик; на второго – два; на третьего – три.
Конечно же, мы всегда стараемся быть лучше, поэтому и развиваемся.
- Чему хотел нас научить Н.Носов своим рассказом «На горке»? (Думать прежде, чем делать) Читают
Выполняют упражнение
(слайд 13)
Разбирают слова (слайд 14)
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы, отрывками из текста
Пользуются слайдом (слайд 15)
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД
Познавательные УУД:
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
- умение находить ответы на вопросы в тексте
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
5. Итог урока. Рефлексия. - С каким произведением мы познакомились?
- Этот рассказ грустный или весёлый?
- Что нового вы узнали на уроке, чему научились?
- А сейчас оцените нашу работу. Если вам понравился урок, и всё было понятно, тогда положите снежинку мне в файл.
Посмотрите ребята, какая большая гора у нас получилась. Это говорит о том, что все мы сегодня молодцы! Оценивание
Слайд 16
Слайд 17 Личностные УУД:
-умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение оценивать результат своей деятельности
- умение контролировать результаты работы на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение сотрудничать, договариваться, слушать мнения других.
Познавательные УУД:
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы.
6. Домашняя работа - Составить картинный план по рисункам в учебнике на стр.65 или читать по ролям. Прогнозируемый результат:
Учащиеся получат представление:
- об особенностях юмористических произведений Н.Носова;
- об анализе художественного произведения.