Мастер — класс Рисование нетрадиционным способом
Мастер – класс по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках рисования нетрадиционным способом»
Кравчук Елены Алексеевны
(Институтская средняя школа)
Мастер – класс по нетрадиционному рисованию гуашевыми или акварельными красками, фломастерами и т.д. по крышкам для консервирования.
Автор: Кравчук Елена Алексеевна (учитель начальных классов)
Данный мастер-класс предназначен для педагогов начальной школы, родителей, детей.
Назначение: изготовление рисунков нетрадиционной техникой изображения.Цель: учить детей рисовать на крышках для консервирования, используя различную технику рисования.
Задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразную технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А. Сухомлинский
Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.
В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности казахстанской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
Однообразие утомляет и надоедает. И если маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или, скажем, карандаши, процесс рисования может ему наскучить. К счастью, сейчас можно купить практически любые материалы для творчества, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать малышу не придется. Не ограничивайте изобразительное пространство младшего школьника исключительно альбомными листами. Это слишком однообразно и стандартно, а вот попробовать себя в рисовании миниатюр на крышках для консервирования – это очень необычно и интересно.
Прежде чем приступить к рисованию на крышке, ее необходимо прогрунтовать (с любой стороны) и дать просохнуть. Вот теперь можно рисовать!
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им малыш может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно.
Рисунок, выполненный при помощи обычной детской вилки
2)Рисунок, выполненный при помощи штампа (печати)
А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: грибочка, звездочки, ромбика, рыбки. Теперь ученик сможет нарисовать большой аквариум, а рыб - обмокнув картофельный штамп в краску. Шлепать такими самодельными штампами очень нравится ребятам. Жаль только, что они недолговечны. Но зато каждый раз на картофелине можно вырезать новые узоры, а значит, создавать новые оригинальные рисунки. Можно дорисовывать детали своего рисунка, что очень развивает фантазию ребенка.
3)Рисунок, выполненный ватными палочками.
Рисовать ватными палочками очень удобно. Работа получается красивая и аккуратная.
4)Рисунок, выполненный кистью (способ примакивание) и обратной стороной простого карандаша с ластиком.
5)Рисунки можно выполнять при помощи различных трафаретов.
6) Учащиеся могут рисовать фломастерами, либо восковыми мелками.
7)Дети могут рисовать поэтапно за учителем или самостоятельно, фантазируя и выдумывая.
Младшие школьники могут рисовать предметы, портреты, сюжетные картинки либо пейзажи.
Для того чтобы нашей работе придать законченный вид, крышку можно украсить бусинами, паетками или гелем с блестками.
Выполненная работа очень порадует ребенка. Такую картинку можно подарить другу на день рождения, маме на 8 марта и т.д.
Разве отыщется на свете ребенок, не любящий волшебство? А такой малыш, который отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Конечно, нет!
Заключение:
В чем же преимущество рисования на крышках? В том, что дети очень любят маленькие вещицы, которые помещаются им в ручку. Такая картинка порадует каждого и первоклассника, и выпускника начальной школы. Ребенок не просто будет развивать моторику рук, но развивать выдумку и фантазию.