Технологическая карта по литературному чтению на тему А.А. Блок «На лугу» (2 класс)
Класс: 2 «б»
Образовательная программа: «Школа России». Учебник литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Стр. 114
Тема: А.А. Блок «На лугу»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые предметные результаты:
Цель: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне; развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление; формировать внимательное отношение к слову, уметь подтверждать свое мнение выдержками из текста.
Задачи:
1. Познавательная: познакомить учащихся со стихотворением «На лугу», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
2. Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи, проявлять инициативу и самостоятельность.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, осознание ценности жизни и красоты окружающей природы, самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений.
Планируемые личностные результаты:
1.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;
3. Формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
4. Формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России;
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.
Используемые ресурсы: учебник, мультимедийная доска, аудио и видеозапись, карточки с заданиями, плакат для рефлексии.
№ п/п Этап урока
Время Цель этапа Деятельность Формируемые УУД
Учителя Обучающихся 1 Организационный приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности классного помещения;
- организация внимания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, дневник, пенал. Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте сегодня на уроке будем активными, будем открывать новые тайны с большим желанием. А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
Сегодня на уроке мы продолжаем с вами знакомиться с произведениями русских писателей о весне. Проверяют готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности; Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 Этап проверки выполнения домашнего задания
1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения 3 Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений
Ребята, а что такое стихотворение?
А чем стихотворение отличается от рассказа?
Ребята, а какие времена года вы знаете?
Ребята, скажите, а какое время года у нас наступило?
Перечислите мне весенние месяцы.
Все верно, молодцы.
Теперь немножко разомнем наш речевой аппарат.
На экране изображена речевая разминка, сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Молодцы ребята!
Это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
Стихотворение от рассказа отличается стихотворной интонацией, определенным ритмом, стихотворным размером,
Весна, зима, лето, осень.
Весна.
Март, апрель, май.
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
4
5.
6. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Этап первичной проверки понимания изученного
Этап закрепления новых знаний и способов действий 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Поэты, гуляя по парку или лесу, наблюдали за природой. Рассматривали краски весны, слушали звуки весны, вдыхали запахи весны. А после выражали свои чувства и мысли в стихотворении.
Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением А. Блока «На лугу»- Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец –профессор университета. Мать – детская писательница и переводчица. Первые стихи написал в 5 лет.Зая серый, зая милый,Я тебя люблю. Для тебя-то в огородеЯ капустку и коплю.Жил на свете котик милый,Постоянно был унылый,Отчего – никто не знал,Котя это не сказал.В 11 лет А. Блок определён во II класс петербургской гимназии. В 13 лет он издавал рукописный журнал, где помещал свои стихи, рассказы. Там же Саша увлекся театром, даже мечтал стать актёром. Но любовь к литературе победила и он стал известным поэтом.
А с каким стихотворением мы сейчас познакомимся, узнаем, открыв станицу 114 . Итак, как называется стихотворение?
Можем ли мы по названию стихотворения предположить его содержание?
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 114.
Что на ней изображено?
Подходит ли иллюстрация к названию стихотворения?
Как вы думаете, о чём же будет стихотворение?
Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать?
Ребята, я сейчас вам включу видеозапись стихотворения, а вы внимательно смотрите и слушайте.
Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
А сейчас мы с вами еще раз прочтем это стихотворение.
Читая, подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?
Уточним значение некоторых слов и выражений.
Пашня – вспаханное поле.
Чу – короткая часть речи, которую можно заменить словом внимание.
Ребята, обратите внимание на выражения записанные на экране, как вы их понимаете? “ весна идёт сторонкой”,
“ слышен голос звонкий”
Ребята, найдите и прочитайте в тексте, что говориться о лесе?
Почему леса в дали виднее?
Прочтем следующие две строчки. Что говориться о пашне, почему она заметнее и чернее?
Прочтем следующие две строчки, почему детские голоса звончее?
Начнем работать над вторым четверостишьем.
Давайте прочтем его с выразительной интонацией.
Найдите второе вопросительное предложение, прочтите его. Теперь найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Ребята, о каком месяце идет речь? Как вы это определили? Найдите в тексте.
Верно! Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось передать поэту? (звуки з, ж, ч) Найдите строчки, в которых говориться о ручье? «На лугу»
На иллюстрации изображен календарь. На календаре показан луг, на поляне еще лежит снег, но он тает, изображены деревья, озеро.
Подходит.
Высказывают предположения
Нужно прочитать стихотворение.
обозначает, что весна уже идет, хотя еще не совсем чувствуется ее приход, возможно, еще прохладно, но весна неизбежна.
говорит об обязательном приходе весны. Она еще не вступила полностью в свои права, но уже проявляет себя, что чувствуется в журчании ручья.
Леса в дали темнее,
Синее небеса.
Потому что, зимой небо хмурое, пасмурное и не особо обращаешь внимание на деревья, а когда наступает весна, небо голубое, все вокруг расцветает, становится заметно все.
Заметней и чернееНа пашне полоса,
Потому что зимой на пашне лежал снег, а весной снег таит и пашня становится видна.
И детские звончееНад лугом голоса.
Потому что дети зимой в основном сидят дома, потому что холодно, а с приходом весны, дети больше проводят времени на улице.
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…
Весна идет сторонкой.
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна… Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция
ФизкульминуткаГрачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)Чёрные сидят грачи (присели)Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)Полетели, прилетели (летают)И опять все в гнёзда сели. (присели)
. 7.
8. Этап применения знаний и способов действий
Этап обобщения и систематизации знаний
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний
3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий
Работа в парах. Приложение 1.Учащиеся получают карточки с иллюстративным материалом.
Задание: обозначьте цифрой порядок иллюстраций по стихотворению А. Блока. Прочитайте строки стихотворения.
Теперь приготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы мы услышали и поняли, что увидел поэт весной.
Хорошо, ребята.
А сейчас закройте глаза и прослушайте музыкальный отрывок из сборника Чайковского и скажите, какую картину вы представили?
Ребята, как вы считаете, подходит ли музыкальное произведение к стихотворению А. Блока? Обоснуйте свое мнение.
А сейчас, рассмотрите картину Исаака Ильича Левитана и подберите строчки из стихотворения «На лугу» которые подходят к этой картине.
Одни и те же чувства можно выразить смотря на картину и на стихотворение?
А какие у вас чувства вызвало это стихотворение? Леса в дали виднее,
Синее небеса.
Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна 9.
10. Итог урока.
Этап информации о домашнем задании
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
3.Установить причины выявленных недостатков
4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру“ Да – нет- ка ”, я вам раздам карточки, в карточках дана таблица с вопросами, ваша задача ответить на эти вопросы, если вы согласны с вопросом, то вы пишете слово да, если не согласны, слово нет. Кто сегодня внимателен был на уроке, те легко справятся с заданиями.
Читаю вслух вопросы, учащиеся словами “да” , “да” заполняют бланки, после вместе проверяем.
Открываем дневники, записываем д/з, стр. 114. Выразительное чтение. 11. Рефлексия Ребята, какое настроение у вас осталось после урока? Перед вами конверты, в конвертах солнышки и тучки. Те, кто почувствовал весну и в ком весна вызывает чувство радости, повести солнышко, а те, кто не почувствовал весну, повесьте тучку. Ребята, теперь давайте посмотрим на наше небо, на нем больше солнышек, большинство из вас справились с заданиями урока и стихотворение Блока вызвало у вас радостное настроение.
Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.