Конспект по литературному чтению на тему Блок Россия


ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Разработала:студентка гр. ПНК-3Куликова Александра
Конспект урока литературного чтения в 4 «Б» классе
на тему: А.А. Блок «Россия»
Учитель:
Новикова С.В. __________
Методист:
Исаева С.А. __________
Дзержинск – 2016
Тема А.А. Блок «Россия»
УМК Начальная школа XXI века
Цель Знакомство с биографией А.А. Блока, его стихотворением «Россия»
Задачи Образовательные:
Создать условия для формирования представлений об авторе и его творчестве;
Способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение;
Развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения на примере произведения А.А. Блока «Россия».
Развивающие:
Развивать познавательные процессы детей: память, внимание, мышление, речь, воображение;
Развивать умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.
Тип урока Открытие новых знаний
Планируемые результаты
Предметные Приводят примеры из биографии автора;
Называют произведения автора;
Сообщают тему произведения, главную мысль.
Метапредметные Познавательные УУД:
Читают произведение осознанно, выразительно, правильно;
Проявляют познавательную активность на уроке;
Обобщают изученный материал, делают выводы.
Регулятивные УУД:
Оценивают свою работу на уроке;
Соблюдают дисциплину на уроке.
Коммуникативные УУД:
Составляют небольшие монологические высказывания;
Излагают свою точку зрения и оценку событий, аргументируют своё мнение.
Личностные Выражают своё мировоззрение, в основе которого лежит собственное отношение к Родине.
Литература и интернет-ресурсы
Основная Учебник литературного чтения для 4 класса, ч.2, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Рабочая тетрадь на печатной основе по литературному чтению для 4 класса Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Дополнительная http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F.html
http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/
http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu-363049.htmhttp://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-aablok-rossiya.html
http://all-biography.ru/alpha/b/blok-aleksandr-aleksandrovich-blok-aleksandr-aleksandrovich
Оборудование
Для учителя ТСО-компьютер (презентация), учебник, выставка книг.
Для учащихся Учебники, рабочие тетради на печатной основе.
План урока
Организационный момент – 2 минуты.
Подготовка к первичному восприятию текста – 7 минут.
Первичное восприятие текста – 2 минуты.
Проверка первичного восприятия текста – 4 минуты.
Мотивация перечитывания и анализа произведения – 10 минут.
Вторичное восприятие текста и анализ произведения – 10 минут.
Обобщение результатов анализа произведения – 7 минут.
Рефлексия – 3 минуты.

Ход урока
Этап Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы и средства Формируемые УУД
Орг. момент Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать учебники по литературному чтению, вторая часть. Проверяют готовность к уроку. Слово учителя. Регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действие смыслообразования.
Подготовка к первичному восприятию текста Создание соответствующей эмоциональной атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия текста. - Ребята, на слайде вы видите слова, прочитайте их про себя и попробуйте составить из слов пословицы.
без Человек соловей Родины без песни что
не За умирать Родину мать страшно
и Земля в мила горсти Своя
- Что у вас получилось?
Пословицы появляются на слайде. Учитель просит прочитать детей эти пословицы.
- Ребята, а какая тема у этих пословиц? Что их объединяет?
- Как ещё называют нашу Родину?
(Как называется наша Родина?)
- Что вы чувствуете, когда слышите слово «Россия»?
- Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».
- Прочитайте его про себя.
Кто хочет прочитать эпиграф?

- Эти слова принадлежат Александру Александровичу Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений.
И произведение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется «Россия».
- Вы уже знакомы с такими произведениями А. Блока как «Зайчик» и «Снег да снег».
- Определите жанр этих произведений.
- Какой можно сделать из этого вывод?
- Верно.
Александр Блок родился в 1880 году, в Санкт-Петербурге в высококультурной семье. Отец – профессор, мать – писательница.
В 1889 году родители отдали Александра в гимназию, в которой проучился 9 лет. Затем Блок получил образование в Петербургском университете.
Стихи Блок начал писать с пятилетнего возраста, а с 16 лет начал заниматься актерским мастерством и мечтал покорить сцену. Блок питал интерес не только к взрослой литературе, но и к детской. Он написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки».
Перед смертью Александр часто болел. Блок написал правительству письмо, чтобы те разрешили ему выехать из страны для лечения, но правительство ему отказало, и поэт принял решение отказаться от пищи и лекарств, уничтожил свои записи и умер среди нищеты от болезни сердца в августе 1921 года. Несколько учеников отвечают:
Человек без Родины, что соловей без песни.
За Родину-мать не страшно умирать.
Своя земля и в горсти мила.
Ребята читают пословицы со слайда.
- Эти пословицы о Родине.
- Отечество, Россия.
- Гордость, большая страна, Русь, могучая страна и т.д.
Тянут руки.
Читает.
- Жанр этих произведений – стихотворения.
- А. Блок писал стихотворения. Фронтальная беседа, рассказ.
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3, 4, 5.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.
Первичное восприятие текста Обеспечение эмоциональности восприятия, интереса к изучаемому произведению - Послушайте стихотворения А. Блока «Россия» и готовьтесь рассказать, какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения? Слушают стихотворение. Демонстрация, презентация.
Слайд 6. Проверка первичного восприятия текста Оценка качества сам. восприятия текста, корректировка задуманного учителем хода анализа текста. - Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения?
- Ребята, а в совокупности все ваши чувство каким словом можно назвать?
- А как называется человек, который испытывает чувство патриотизма?
Верно. Патриот – это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу и готов жертвовать во имя своей Родины.
- Ребята, вас ничего не смутило при прослушивании стихотворения?
- Какие слова для вас были непонятными? - Гордость, душа поёт, мурашки по коже и т.д.
- Патриотизм.
- Патриот.
- Было много непонятных слов
Затрудняются ответить. Фронтальная беседа, презентация.
Слайд 7. Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.
Мотивация перечитывания и анализа произведения Пробуждение интереса к перечитыванию текста, потребности в аналитической работе. - Давайте откроем с вами учебник на странице 26, и вы прочитаете стихотворение про себя.
- Какие слова вам были не понятны?
- Давайте же разберёмся, что же значат эти слова, чтобы ещё лучше понять замысел автора.
Шлея – часть упряжки лошади.
Расхлябанные колеи – разбитые дороги.
Песни ветровые – это песни ветра.
Крест – здесь: судьба.
Чародей – колдун.
Разбойная краса – это яркая красота.
Заманит – привлекает, тянет.
Не сгинешь – не пропадёшь, не исчезнешь.
Плат – платок.
Тоска острожная – тюремная тоска.
Ямщик – извозчик на дальние расстояния.
- Ребята, посмотрите, как построено наше стихотворение. Что вы можете сказать?
Верно, а что такое строфа?
- Давайте прочитаем определение этого слова на странице 28.
Совершенно верно. Строфа - это определённое количество строк, объединённые одной рифмой.
Посмотрите внимательно на стихотворение. Какие строфы здесь использовал автор? Все ли они одинаковые?
- Как она будет называться? Открывают учебник, читают стихотворение.
-Шлеи, расхлябанные колеи, песни ветровые, крест, чародею, разбойную красу, заманит, не сгинешь ты, плат, острожной, ямщик.- Стихотворение построено с помощью строф.
Ответы детей.
Читают определение в учебнике.
- В основном в стихотворении использованы четверостишия, но последняя строфа состоит из 6 строк.
- Шестистишье. Презентация, работа с учебной книгой, фронтальная беседа, словарная работа.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Вторичное восприятие текста и анализ произведения Обеспечение внимания детей к деталям и идейному содержанию текста. -Верно, но сначала мы поговорим о содержании в четверостишиях.
Слушаем внимательно.
Читает 1 строфу.
- Ребята, какая картина у вас перед глазами возникла при чтении первой строфы?
Верно. У кого другая картина перед глазами?
- Хорошо, давайте прочитаем 2 строфу. Только очень выразительно.
- Какие чувства наполняют строфу?
- Какие слова выбирает автор, чтобы передать свои чувства? Зачитайте их.
- Почему автор называет Россию нищей?
- Если автор показывает на недостатки, то почему автор в то же время описывает тёплое отношение к России?
- Автор сравнивает песни ветровые со слёзами первой любви. Это означает, что любовь к Родине пропитало душу поэта насквозь.
- 3, 4, 5 строфы мы прочитаем все вместе. Я читаю 1 строчку, вы продолжаете вторую, я читаю 3, вы 4 и так далее.
- Тебя жалеть я не умею…
- Меняется ли настроение автора? Как оно меняется?
- Как вы понимаете выражение из третьей строфы «…И крест свой бережно несу…»?
- В эпоху А. Блока употреблялось выражение «нести свой крест» в значении быть верным долгу, нести свой долг перед Отечеством.
- В образе кого представляет поэт нашу страну? Найдите в тексте слова или строчки, из которых вы поняли, что речь идёт о женщине?
- Последнюю строфу будут читать по одной строчке те, кого назову.
Следите внимательно.
- Каким чувством наполнена последняя строфа?
- Почему автору легко, ведь дорога была утомительной и долгой?
- А ехал он домой в Петербург из своей усадьбы в Шахмотово Московской области. Слушают.
- Как три лошади идут по разбитой дороге, и колёса телеги вязнут в грязи.
Ответы.
Читает один ученик.
- Тёплые, душевные, любовь к Родине, он называет её нищей.
- Нищая Россия,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
- Автор показывает на недостатки России.
- Потому что автор любит Россию, несмотря на её минусы.
Читают с учителем по очереди хором.
Предположения детей.
- В образе женщины.
- «…Да плат узорный до бровей…»
- Читают по строчке с указаниями учителя.
- Лёгкое чувство выражено в этой строфе.
- Автор возвращается домой, поэтому ему легко. Работа с учебной книгой, презентация, фронтальная беседа.
Слайд 11.
Слайд 12, 13. Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.
Обобщение результатов анализа произведения Обеспечение более глубокого ценностного восприятия произведения. - С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?
- Кто автор этого стихотворения?
- Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, есть те, кто готов прочитать выразительно стихотворение на отметку? - Мы познакомились со стихотворением «Россия».
- Александр Блок.
- Автор хотел донести свои чувства к Родине, выразить ей любовь и теплоту чувств.
Несколько человек прочитали выразительно стихотворение. Фронтальная беседа. Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
оценка.
Рефлексия Организация оценки учениками собственной учебной деятельности. - Какие были трудности?
- Что получилось, по-вашему мнению?
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте весёлый смайлик, если вам урок показался полезным и вы узнали много нового на уроке. Если вам урок показался полезным, но скучным, нарисуйте смайлик с прямым ртом, а если совсем урок прошёл впустую, то нарисуйте грустный смайлик.
- Открывайте дневники и запишите домашнее задание.
Стр. 28 6 вопрос, рабочая тетрадь страницы 18-19 заполнить. Фронтальная беседа Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
оценка.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями