Интегрированное занятие в старшей группе Поздняя осень
Интегрированное занятие в старшей группе «Поздняя осень».Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Творчество»
Тема: интегрированное занятие «Поздняя осень»
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить детей воспринимать музыкальное произведение, на примере творчества П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору). Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: Прогулка, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы. Изготовление поделок совместно с родителями. Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.
Словарная работа: «золотая» осень, вмиг мороз наворожит: станут лужи, как гранит.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме «Осень» (ранняя и позняя осень), аудиооборудование, оборудование для рисования, корзинки, листочки деревьев (из бумаги), репродукции картин с изображением ранней и поздней осени; ватман с изображением дерева, листья разного цвета из самоклеющейся бумаги.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Творчество».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать понравившийся листочек и прикрепить на дерево с левой стороны. Вот какое получилось удивительное дерево, на нём оранжевые, красные, жёлтые и зелёные листочки.
Основная часть.
Звучит музыка (тихо) воспитатель читает стихотворение Натали Самоний «Листопадная примета»:
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой...
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит...
Лишь осыпется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Дети: Деревья "разноцветные", листья осыпаются, стали дни холоднее, день короче, а ночь длиннее, по утрам замерзают лужи и т.д.
Воспитатель: Какие приметы осени вы ещё знаете?
Дети: Птицы улетают на юг, собирают урожай, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязаные шапочки, идёт дождь, небо серое и т.д.
Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Дети: Мало света, тепла.
Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
Воспитатель: Ребята, а вся ли осень одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя и поздняя.
Воспитатель: Что бывает ранней осенью?
Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов, зацветают осенние цветы и т.д.
Воспитатель: Что бывает поздней осенью?
Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче и т.д.
Воспитатель: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку. Так русский композитор П.И.Чайковский в альбоме «Времена года» музыкальными звуками нарисовал «Осень».
Напоминаем правила слушания музыки.
Слушание музыки (2-3 мин.)
Воспитатель: Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение? (Дети говорят о своих ощущениях). Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты пишут стихи. Давайте вспомним стихотворения об осени, которые мы учили ранее.
Дети: Листопад, листопад, листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.
Облетели листья с клена, клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Дети: Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Игровое упражнение «Определи пору осени».
Воспитатель: Около картин с изображением «золотой» осени положите желтую фишку, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневую фишку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь пора и отдохнуть.
Физминутка на казахском языке
Сәлеметсізбе балалар
Сәлеметсізбе
Қалдарын қалай
Жақсы
Өзініз қалайсыз
Рахмет жаман емес
Қазыр қай жыл мезгіл
Күз
Күз айлары қандай
Қыркүйек, қазан, қараша
Күзде қандай өзгерістер болады
Жапырақтар сарғаяды, жерге түседі, жел соғады, жаңбыр жауады, құстар ұшып кетеді.
Тәнертенгі шеңбер
Сәлем алтын күн
Сәлем көк аспан
Сәлем жер ана
Сәлем достарым
Сендерді көрсем қуанам
Сергіту сәті
Біз қазақша білеміз
Біз қазақша сөйлейміз
Мен, сен, ол
Бас, қол, аяқ, мұрын, көз, ауыз, арқа
Дүйсенбі, сейсенбі, сәрсенбі, бейсенбі, жұма, сенбі, жексенбі
Қол шапалақ.
Тірек схемамен жұмыс. Күз тұралы.
Сюрпризный момент.
Второй воспитатель вносит письмо от Ёжика. Вот вам письмо из леса от Ёжика.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада и указана наша группа «Чебурашка». Указан и отправитель: ребятам от Ёжика. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей рябинке нет листьев, зато горят красные гроздья ягод. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину».
Воспитатель: Какое грустное письмо. Давайте порадуем Ёжика и нарисуем ему ягодки рябинки, а потом отправим свои работы в письме, прямо в лес.
Прежде чем рисовать, давайте сделаем гимнастику для пальчиков
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Проходите за столики, всё для вас уже приготовлено.
Скажите, как можно изобразить гроздья рябинки?
Дети: Пальчиками, ватной палочкой, кисточками, штампами.
(Дети выбирают способ изображения).
Играет музыка. Дети рисуют ягоды. Затем проводится выставка работ, потом рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Ребята, помните, в начале занятия мы наклеивали листочки? Подойдите к дереву, выберите листик и наклейте на правую сторону кроны. Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось.
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологияқ қартасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Дата: 17.11.16
Білім беру саласы / Образовательная область/: Познание, коммуникация, творчество
Кіші сала /Раздел/: Развитие речи, музыка, рисование, экология
Тақырып /Тема/ интегрированное занятие «Поздняя осень»
Мақсат /Цели/: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить детей воспринимать музыкальное произведение, на примере творчества П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору). Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Алдын ала жұмыс /Предварительная работа/: Прогулка, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы. Изготовление поделок совместно с родителями. Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.
Құрал-жабдықтар /Оборудование/: аудиооборудование, оборудование для рисования, листочки деревьев (из бумаги), репродукции картин с изображением ранней и поздней осени; ватман с изображением дерева, листья разного цвета из самоклеющейся бумаги.
Сөздік жұмыс /Словарная работа/: : «золотая» осень, вмиг мороз наворожит: станут лужи, как гранит.
Көптілділік/Полиязычие/: осень – күз - autumn
Қимыл кезені
/Этапы
Деятельности/ Тәрбиешінің кізметі
/Действия воспитателя/ Балалардың іс-әрекеті
/Действия детей/
Мотивациялы-қозғаушы
/Мотивационно-
побудительный /
С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Предлагаю вам выбрать понравившийся листочек и прикрепить на дерево с левой стороны. Вот какое получилось удивительное дерево, на нём оранжевые, красные, жёлтые и зелёные листочки. С весёлым, хорошим.
Прикрепляют листочки по настроению
Ұйымдастыру- ізденушелік /Организационно – поисковый/
Звучит музыка (тихо) воспитатель читает стихотворение Натали Самоний «Листопадная примета»:
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой...
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит...
Лишь осыпется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
О каком времени года говорится в стихотворении?
По каким приметам вы догадались, что это осень?
Какие приметы осени вы ещё знаете?
А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Ребята, а вся ли осень одинаковая?
Какая бывает осень?
Что бывает ранней осенью?
Что бывает поздней осенью?
: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку. Так русский композитор П.И.Чайковский в альбоме «Времена года» музыкальными звуками нарисовал «Осень».
Напоминаем правила слушания музыки.
Слушание музыки (2-3 мин.)
Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной.
Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение? . Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты пишут стихи. Давайте вспомним стихотворения об осени.
Игровое упражнение «Определи пору осени»
Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь пора и отдохнуть.
Физминутка на казахском языке
Сәлеметсізбе балалар СәлеметсізбеҚалдарын қала ЖақсыӨзініз қалайсыз Рахмет жаман емес Қазыр қай жыл мезгіл Күз Күз айлары қандай Қыркүйек, қазан, қарашаКүзде қандай өзгерістер болады Жапырақтар сарғаяды, жерге түседі, жел соғады, жаңбыр жауады, құстар ұшып кетеді.
Тәнертенгі шеңберСәлем алтын күнСәлем көк аспанСәлем жер анаСәлем достарымСендерді көрсем қуанамСергіту сәтіБіз қазақша білемізБіз қазақша сөйлеймізМен, сен, олБас, қол, аяқ, мұрын, көз, ауыз, арқа. Дүйсенбі, сейсенбі, сәрсенбі, бейсенбі, жұма, сенбі, жексенбіҚол шапалақ.Тірек схемамен жұмыс. Күз тұралы.
Сюрпризный момент.
Второй воспитатель вносит письмо от Ёжика. Вот вам письмо из леса от Ёжика.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада и указана наша группа «Чебурашка». Указан и отправитель: ребятам от Ёжика. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей рябинке нет листьев, зато горят красные гроздья ягод. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину».
Прежде чем рисовать, давайте сделаем гимнастику для пальчиков Об осени
Деревья "разноцветные", листья осыпаются, стали дни холоднее, день короче, а ночь длиннее, по утрам замерзают лужи и т.д. Птицы улетают на юг, собирают урожай, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязаные шапочки, идёт дождь, небо серое и т.д.
Мало света и тепла
Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
нет
ранняя и поздняя
Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов, зацветают осенние цветы и т.д.
Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче и т.д.
Дети говорят о своих ощущениях
1.Листопад, листопад, листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.
Облетели листья с клена, клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Дети: Если на деревьях листья облетели,
2.Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется
Около картин с изображением «золотой» осени кладут желтый листочек, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневый листок
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Проходите за столики, всё для вас уже приго Пальчиками, ватной палочкой, кисточками, штампами.
Дети выбирают способ изображения
Играет музыка. Дети рисуют ягоды. Затем проводится выставка работ, потом рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.товлено.
Рефлексті-түзеті
/Рефлексивно – корригирующий/
Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Ребята, помните, в начале занятия мы наклеивали листочки? Подойдите к дереву, выберите листик и наклейте на правую сторону кроны. Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось.
Жеке жұмы /Индивидуальная работа/:
Күтілетін нәтиже /Ожидаемый результат/:
Ұғынады /воспроизводит приметы осени, называет осенние месяцы
Түсінеді /понимает чем отличается ранняя осень от поздней, выбрает способ рисования
Қолданады / применяет применяет различные способы рисования, определяет раннюю и позднюю осень, называет приметы осени
«Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей рябинке нет листьев, зато горят красные гроздья ягод. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину».
Самоанализ открытого занятия в старшей группе.
Тема: «Поздняя осень»
Цель: /: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить детей воспринимать музыкальное произведение, на примере творчества П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору). Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Занятие началось соответсвенно расписанию (9.15). на занятии присутсвовало 18 детей. Тема занятия была знакома детям, так как весь материал был направлен не закрепление знаний об осени. Были прочтены стихи об осени как воспитателем, так и детьми. Дети четко могли отличить приметы ранней и поздней осени. Прослушав музыкальное произведение дети смогли описать чувства, которые вызывает осень. Завершала занятие творческая деятельность, которая позволила ребятам проявить себя, свои способности и фантазию. Дети остались довольны своей работой.
Цели занятия были полностью достигнуты.