Конспект фронтального логопедического занятия в группе ЗПР. Тема Сюрпризы от Маши и медведя

МКУ «Управление образования Исполнительного комитета
Заинского муниципального района РТ»
МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка» компенсирующего вида»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы
«Сюрпризы от Маши и медведя».
подготовила: учитель-логопед
Шакирова А.А.
Область: коммуникация
Тема: «Сюрпризы от Маши и медведя». (Развитие словаря)
Коррекционно – образовательные цели: расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).
Коррекционно–развивающие цели: развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.
Коррекционно–воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Интеграция областей: социализация, здоровье, театрализация.
Виды детской деятельности:
-игровая
-двигательная
-коммуникативная
Оборудование: магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, муляжи фруктов, мяч, экран, компьютерная презентация, магнитофон, волшебный сундучок, 5 разноцветных ключей, картинки с различными эмоциональными состояниями.
Предварительная работа: игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, просмотр мультфильма «Маша и медведь», игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».
Ход занятия:
Орг. момент. Самомассаж (развитие мелкой моторики)
1,2,3,4,5, - становитесь в круг играть.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом тихонько трогаем за щёчки.
Основная часть.
Логопед: Ребята, пока мы играли, я обратила внимание на красивый сундучок. Наверное, он волшебный и в нём какой – то сюрприз, потому что никак не открывается. А, вот сбоку написано: «Чтобы открыть сундучок, нужно найти 5 волшебных ключей. Каждый ключ правильно выполненное задание. Маша и медведь.
Логопед: А вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Маши и медведя? Тогда начинаем.
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Первое задание от медведя. Он разложил фрукты по корзинкам, но в каждой есть что-то лишнее. Помогите ему разобраться, что лишнее в корзинке? (муляжи)
Яблоко, банан, редиска, виноград.
Персик, яблоко, апельсин, дыня.
Айва, гранат, абрикос, ананас.
Лимон, слива, груша, тыква.
Логопед: Молодцы, медведю мы помогли найти, что лишнее, получайте 1 ключ.
Игра «Назови ласково». (Образование существительных с уменьшительными суффиксами).
Логопед: Следующее задание от Маши. Она любит играть с мячом. И мы поиграем с мячом. Игра называется «Назови ласково».
Яблоко–яблочко, мандарин, лимон, банан, груша, слива, апельсин.
Логопед: Молодцы, получайте 2 ключ.
Игра «Да – похлопай, нет - потопай». (Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей). Стоя.
Логопед: Прежде, чем искать следующий ключ давайте поиграем в игру «Да – похлопай, нет – потопай». Вам нужно внимательно слушать. Если мое высказывание верное - похлопать, а неверное - потопать.
На яблоне выросли сочные, круглые яблоки.
Кате папа купил сладкий, оранжевый лимон.
Мне нравится, что апельсин похож на квадрат.
Слива бывает фиолетового и желтого цветов.
Молодцы, справились. Пройдите на стульчики.
Игра «Угадай-ка». Составление загадок – описаний о фруктах. (Развитие связной речи).
Логопед: А какое же третье задание? Сейчас мы узнаем. Здесь загадка об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый. Он покрыт кожурой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)
Логопед: Правильно, а теперь вы по очереди загадывайте загадки. Нужно выбрать фрукт, но не называть его. Вы говорите какой он по цвету, по форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его. Используйте подсказку – схему описания.
Молодцы, составили полные, красивые загадки – описания про фрукты. Получите третий ключ!
Игра «Помогите ёжику». (Совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных с суффиксом - ов-).
Логопед:
Ёжик трудился всё лето в саду,
Фруктов три тонны собрал на беду.
Соки из фруктов делает ёжик,
Но их названия вспомнить не может.
Логопед: Давайте поможем ёжику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. (На столе стоит корзина с фруктами – муляжами. Дети по очереди подходят, берут фрукт и говорят, какой сок из него получается? Например: айва – айвовый сок, персик – персиковый сок, абрикос – абрикосовый сок).
Логопед: Молодцы, вы старались, это было трудное задание. Получайте 4 ключ.
Игра «Настроение Маши и медведя». 
Логопед: Ребята, 5 ключ, самый последний вы получите, если справитесь с заданием медведя. Он у нас мечтательный. Он любит воображать, а какое бы у меня было настроение?
Логопед: Внимательно рассмотрите пиктограммы и поднимите ту, которая соответствует данной картинке. Какое бы у него было настроение:
- если на улице шёл дождь? (грустное) А как ещё можно сказать?
-стояла прекрасная солнечная погода (весёлое)
-сверкала молния? (испуганное)
Подведение итогов. Ребята, вам понравились задания от Маши и медведя? Какое задание было самое трудное для вас. Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждёт? (Раскраски). Вот здорово, теперь у вас будет чем заняться после сна.
Самоанализ логопедического занятия
Данное логопедическое занятие проводилось с подгруппой детей в количестве четырех человек старшей группы.
Тема: «Сюрпризы от Маши и медведя».
Лексическая тема: «Сад. Фрукты»
Коррекционно – образовательные цели: расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).
Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.
Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, муляжи фруктов, мяч, волшебный сундучок, 5 разноцветных ключей, картинки с различными эмоциональными состояниями.
Предварительная работа: игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, просмотр мультфильма «Маша и медведь», игры «Скажи по-другому», «Назови ласково».
Для достижения цели педагогом учтен дидактический принцип – от простого к сложному. Логопед использовала словесный, наглядный, практический методы обучения; методы стимулирования и мотивации обучающей деятельности – занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха. В качестве активизации познавательных интересов использовала метод наглядного моделирования с применением пиктограмм.
Для исключения перегрузки и снятия эмоционального напряжения включила в занятие физкультминутку.
При планировании занятия учтены возрастные и психофизические особенности развития детей с нарушениями речи.
Считаю, что выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных целей. На всех этапах занятия осуществлялся контроль знаний воспитанников. В протяжении всего занятия создавалась и поддерживалась доброжелательная атмосфера и уверенность каждого ребенка в собственных силах.
Итог занятия подведен, поставленные цели достигнуты и соответствуют содержанию занятия.