Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей»
Выполнили: Быкова О.А.
Рябченко А.А.,
воспитатели
2017
Актуальность:
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Проблема : Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Задачи: Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Познакомить детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Цели: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям Южного Урала. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Ожидаемый результат: создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Южного Урала развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - творческий
Срок реализации: 30.01.- 24.02.17
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предварительная работа: Подбор фольклора народов Южного Урала: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта: Картотека потешек, загадок, считалок Южного Урала. Создание фотоальбома. Презентация проекта.
I этап. Подготовительный
Задачи:
1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подобрать литературу по фольклору.
3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Оформление картотеки фольклора, лэп-бука по теме «Фольклор для самых маленьких».
6. Изготовление макета «Русская изба».
7. Пополнение предметами народного быта сюжетно-ролевой игры «Дом-семья».
8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, «Нянюшкиными сказками».
Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора
Жанры фольклора Необходимый материал
Потешки и прибаутки Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…
Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…
Картины животных, птиц…
Маски: козы, кошки, мышки…
Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…
Ширма
Колыбельные Куклы, кроватки
Сказки Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»…
Теневой театр по сказке «Колобок»
Книжки со сказками
Пальчиковый театр по сказке «Репка»
Игрушки
Ширма
Предметы народного костюма
Пальчиковые игры Картинки: сорока
Объемные модели ладони
Загадки Игрушки животных, птиц
Картинки
Мониторинг
Задание: предложить детям пересказ потешки «Петушок»
Цель: проверка умения исполнять самостоятельно и с интонацией произведение устного народного творчества
Методика: Потешка читается детям. Затем ребенку предлагается рассказать потешку игрушке, которую выбирает сам ребенок.
Оценка
3 балла – ребенок повторяет вместе с взрослым или исполняет самостоятельно.
2 балла - ребенок слушает, повторяет отдельные слова.
1 балл – у ребенка нет интереса к потешке, не повторяет слова, выполняет отдельные движения.
Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы видно, что из 20 детей 3 балла получили 10 детей (50%), 2 балла-7 ребенка (35%), 1 балл-3 (15%).

2 этап: Реализация проекта
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания пр. «Наш дом – Южный Урал» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
Дата Вид деятельности Результат Ответственные
1 –я неделя
Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька»
Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»
Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»
Словесная игра «Ладушки ладошки»
Закличка «Медведь могучий»,
- н/п игра «Собери картинку»
Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки» Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру. Рябченко А.А.
Быкова О.А.
2 –я неделя
Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета»
Разучивание потешки «Идет коза рогатая»
Народные игры с движениями из серии «Говорушки»
Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Инсценировка по сюжету литературного произведения «Сказка о глупой мыши»
- словесная игра «Расскажи сказку» Дети знают признаки зимы и колыбельную песню. Рябченко А.А.
Быкова О.А.
3 –я неделя Беседа на тему «Докучные сказки»
«Пришел медведь к броду, бултых в воду»
Пальчиковая игра «Моя семья»
Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»
н/п игра «Вспомни сказку»,
театр на палочках
Дети знают пальчиковую игру «Моя семья»; колыбельную. Рябченко А.А.
Быкова О.А.
4 –я неделя Драматизация сказки «В одном болоте жила-была лягушка- квакушка»
Беседа о русской народной песне
Беседа о прибаутках
Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»
Итоговое мероприятие
НОД по теме «Фольклор для малышей» Дети знают пестушку «Потягушки, потягушки» Рябченко А.А.
Быкова О.А.
Мониторинг на окончание проекта
Задание: предложить детям пересказ потешки «Петушок»
Цель: проверка умения исполнять самостоятельно и с интонацией произведение устного народного творчества
Методика: Потешка читается детям. Затем ребенку предлагается рассказать потешку игрушке, которую выбирает сам ребенок.
3 балла – ребенок повторяет вместе со взрослым или исполняет самостоятельно.
2 балла - ребенок слушает, повторяет отдельные слова.
1 балл – у ребенка нет интереса к потешке, не повторяет слова, выполняет отдельные движения.

Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы видно, что на конец проектной деятельности на 15% увеличилось количество детей, использующих потешки в самостоятельной деятельности.
3 этап: Итоговый
- Инсценировка сказки « Заюшкина избушка».
Цель: закрепить знания детьми фольклора Южного Урала и народных игр.
- Выступление на педсовете с презентацией проекта
Цель: обмен опытом по реализации программы «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова).
Работа с родителями:
-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора Южного Урала и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Участие родителей в пополнении экспонатов для мини - музея «Музыкальные инструменты».
- Проведение акции «Книга детям», цель: пополнить книжный уголок литературой по устному народному творчеству.
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
- Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству
- участие в конкурсе детского рисунка издательского Дома «ЛИТЕРА»
Итоговое мероприятие. Итоговый показ НОД по теме «Фольклор для малышей».
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990.
10. Хрестоматия для маленьких.
11. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007.
12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-
Синтез,2000.-152с.
13. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с.
14. Комарова Е.С.Как оценить работу детского сада:пособие для рук.дошк.образоват.учреждений.-2 изд.-М.:Просвещение,2006.-127с.
15. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993