Статья для воспитателей по формированию опыта безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Толкачёва В.В.
Омский государственный педагогический университет
Центр магистерской подготовки
Магистрант профиля Дошкольное образование
г. Омск
Безопасная среда как фактор формирования опыта безопасного поведения у старшего дошкольника
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, которые постоянно угрожают нашему здоровью и здоровью наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность, научить ребенка осознанно и правильно действовать в той или иной ситуации. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребенка самым главным примером для подражания.
В Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Потребность в безопасности – одна из основных потребностей человека. В ходе исследований А. Маслоу пришел к выводу о том, что потребность ребенка в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Он считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях, другие потребности). Важную роль в обеспечении безопасности детей дошкольного возраста играет образование. К.Д. Ушинский считает, что образование сокращает количество опасностей, которые угрожают нашей жизни, сокращает количество причин страха, предоставляет возможность измерить опасность и определить ее последствия, сокращает напряженность страха ввиду этих опасностей. Важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих их людей. Данная проблема всегда актуальна, так как появляются новые очаги опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура. Дети являются самой уязвимой частью населения. Познавая все вокруг, дети дошкольного возраста нередко попадают в ситуации, которые угрожают их здоровью, и жизни в целом. Это и говорит нам о том, что начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо уже с дошкольного возраста. Потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно именно у детей. Это обусловлено такими особенностями дошкольников, как восприимчивость, доверчивость к взрослым, зависимость от них, открытость в общении и любознательность, несформированность механизмов самосохранения, неумение анализировать обстановку, делать выводы, прогнозировать последствия действий.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь не возможно все время водить их за руку, удерживать его возле себя. Необходимо воспитывать у детей привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получению травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Весь процесс воспитания и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Ребенок может познать окружающий его общественный мир иначе, как с помощью взрослого. Взрослый – посредник между ребенком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый – организатор процесса приобщения ребенка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относиться, наконец, учит способам учиться в ней. Взрослый в доступной форме знакомит ребенка с моральными нормами, принципами. Идет процесс «активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их детальности и поступков» (А.В. Запорожец). В своем исследовании П. Статмэн отмечает преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: дети любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают малыша, то таким образом придают ему силы для приобретения собственного опыта, поступков, внутреннего стремления. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания.
Список литературы:
Навицкая, В.М. Перспективы применения семантического эксперимента как метода исследования особенностей осмысленного отношения умственно отсталого подростка к миру / В.М. Навицкая // Дефектология. – 2008. – № 3. – С. 23-31
Навицкая-Гаврилко, В.М. Психология субъективной семантики и специальная психология. URL: http://www.special-psy.com/navickaya-vm-psixologiya-subektivnoj-semantiki-i-specialnaya-psixologiya/ (дата обращения: 25.02.15).
Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 160 с.
Суворова, О.И. Формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта. Дис. ... к. п. н. – М., 2005. 211 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..