Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Здоровьесберегающие
технологии
на уроках физики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Рациональная организация урока 1.1 Структура урока 1.2 Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке Глава 2. Оптимизация функционального состояния организма учащихся на уроке 2.1 Обучение в режиме «динамических поз» 2.2 Физкультурно – оздоровительные минутки на уроке 2.3 Гимнастика для глаз 2.4 Дыхательная гимнастика
2.5 Самомассаж Глава 3. Использование на уроках здоровьесберегающих технологий 3.1 Многоуровневая лабораторная работа «Исследование архимедовой силы», физика 7 класс 3.2 Комбинированный урок «Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел», физика 8 класс Заключение Литература
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования урок – это основная форма организации обучения в школе. Основные задачи урока – обучающая, развивающая и воспитательная. Здоровьесбережение как задача современного урока ставится очень редко, поэтому повышается «цена» обучения, наносится ущерб здоровью учащихся. К тому же степень утомления учащихся определяется не одним, а комплексом факторов, к которым можно отнести следующие: чрезмерная длительность урока и отдельных компонентов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и др.), преобладание книжных форм обучения, состояние стресса, отсутствие мотивации к обучению, неспособность справляться с учебной нагрузкой, несоответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ученика, продолжительные статические нагрузки, нарушение гигиенических условий на уроке и др.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе связаны со здоровьем школьников. Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, болезней органов дыхания и зрения. Моя деятельность как учителя-предметника направлена в первую очередь на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики направлены:
на становление и сохранение физического здоровья учащихся
на становление и сохранение социального здоровья учащихся
на становление и сохранение духовного и нравственного здоровья учащихся
Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности.
В основу принципа сохранения здоровья учащихся входит создание на уроке условий, не приносящих вреда их здоровью, что реализуется через соблюдение гигиенических норм и требований при организации процесса обучения, учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьников, рационально организованный урок.
Следующим важным принципом здоровьесберегающего урока является принцип укрепления здоровья, что предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам процесса обучения, т. е. оптимизации функционального состояния учащихся на уроке с помощью различных приемов и методов.
Наконец, принцип формирования культуры здоровья осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни; через организацию взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определенные способы его достижения.
Реализация данных принципов возможна при соблюдении основных требований к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической науки и практики, полагающейся на здоровьесберегающие принципы.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесбе-регающих образовательных технологий на уроке (физкультминуток, подвижных игр, мероприятий по снятию утомления и др.).
Формирование практически необходимых умений и навыков здорового образа жизни, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умений учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательное прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Приемы работы, направленные на становление и сохранение социального здоровья учащихся. Приоритетным в данном направлении работы является создание условий для эмоционального благополучия учеников на уроке. В классе я стараюсь организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления я ставлю перед собой следующие задачи:
создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;
развивать навыки общения в различных ситуациях взаимодействия, прежде всего, умение слушать других, работать с людьми разных ценностных ориентаций в режиме взаимоуважения;
развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;
развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.
Данное направление работы я стараюсь реализовать через выполнение творческих проектов как индивидуально, так и в режиме групповой деятельности.
Приемы работы, направленные на становление и сохранение нравственного и духовного здоровья учащихся. Программа сохранения нравственного здоровья включает в себя образовательно-воспитательный комплекс упражнений, направленный на:
развитие понимания и принятия общечеловеческих ценностей;
развитие мировоззренческой позиции школьника;
формирование социального опыта ребенка.
Работа в данном блоке ведется с использованием текстов, авторами которых являются величайшие ученые, философы, деятели культуры прошлого и современности.
Глава 1. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Исключить развитие утомления в процессе урока у учащихся полностью невозможно, но рациональная организация учебного процесса, подразумевающая применение здоровьесберегающих методов, технологий и средств обучения, может снизить утомляющее воздействие урока на организм.
Другими словами, учебная деятельность, связанная с высокой умственной активностью, огромным нервно-психическим напряжением, значительными усилиями со стороны опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем, должна быть строго регламентирована и рационально организована. Правильно организованный урок и оптимизация условий, в которых он проводится, способствуют не только приобретению прочных знаний, но и нормальному росту и развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья.
1. 1. СТРУКТУРА УРОКА
Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма учащихся и, как следствие, на умственную работоспособность. Поэтому важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности.
Школьный урок продолжительностью 40-45 мин. для 5-11-х классов включает в себя ряд основных моментов:
организационный момент;
проверка домашнего задания;
объяснение нового материала;
закрепление полученных знаний;
задание на дом.
По мнению многих исследователей структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока – видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации урока.
Последовательность режимных моментов урока не случайна, она предусматривает динамику изменений функционального состояния учащегося и его работоспособности:
I период – врабатывание, как правило, совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы, несогласованностью действий, отвлеченностью внимания. У детей фаза врабатывания короче, чем у взрослых, что связано с более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервных процессов детей. Действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности. В течение урока обычно это первые 5 - 7 мин.
II период – оптимальная работоспособность – должен включать самые трудные фрагменты урока. Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую эффективность деятельности при наименьших психофизиологических затратах. Длительность активного внимания и работоспособности у учащихся 5-9-х классов – 15-20 мин., 10-11-х классов – 30-35 мин.
III период – снижение работоспособности – совпадает с моментом закрепления полученных знаний. После 30 мин. урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся все более выраженными, именно поэтому все виды деятельности в конце урока должны носить облегченный характер. Описанная фаза работоспособности называется еще «возбудительной фазой утомления», так как она проявляется у школьников в двигательном беспокойстве, отвлечениях. Период снижения работоспособности может продолжаться от 5 до 7 мин. Для снятия утомления и повышения работоспособности учащихся необходимы конкретные методические приемы: для старшеклассников полезно применять эмоционально-дидактические приемы.
IV период – утомление – характеризуется резким падением работоспособности, когда замедляется мышление и скорость переработки информации, нарушается способность к усвоению новых знаний, ослабевает память, снижается внимание. Это предел эффективности работы и сигнал к ее прекращению. Внешние признаки этой фазы – вялость, сонливость, потеря интереса к работе, отказ от ее продолжения .
Появление признаков значительного или резкого утомления свидетельствует о развитии в коре головного мозга охранительного торможения, поэтому данный период утомления часто называется «тормозной».
Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного материала.
Учет физиологических закономерностей работоспособности позволит обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т. е. создать психологически обоснованные и целесообразные условия организации учебного процесса, не приносящие вреда здоровью ребенка.
Таблица 1
Критерии рациональной организации урока
(по Н. К. Смирнову)
№ Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно
рациональный нерациональ-ный1 Кол-во времени, затраченного школьниками на учебную работу
Не менее 60 % и не более 75-80 % 85-90 % Более 90 %
2 Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11-15 минут Более 15 минут
4 Чередование видов учебной деятельности учащихся Смена не позже, чем через 7-10 минут Смена через
11-15 минут Смена через
15-20 минут
5 Используемые формы преподавания Не менее 3-х 2 1
6 Чередование форм преподавания Не позже, чем через 10-15 минут Через 15-20 минут Не чередуются
7 Кол-во эмоциональных разрядок 2-3 1 Нет
8 Место и длительность ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы.
Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частое несоответствие позы виду работы.
Поза не контролируется учителем
10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток От 2-х до 3-х физкультминуток, продолжительностью 1-1,5 мин., с учетом структуры урока и вида деятельности учащихся Одна физкультминутка
с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют
11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
12 Момент наступления утомления учащихся Не ранее 40 минут Не ранее 35-37 минут До 30 минут
Безусловно, все изложенное не является догмой, это руководство к действию, так как структура урока должна быть достаточно гибкой в соответствии с характером предмета.
Рационально организованный урок – это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация цейтнота, подгонки, дефицита времени. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. Таким образом, неправильно организованный урок может быть фактором прямого действия, вызывающим нарушение в состоянии здоровья и комплекс школьных проблем.
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ
Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности, сотрудничества учителя и учащихся. Созданию эмоционального комфорта участников образовательного процесса на уроке способствует психотерапевтическая функция учителя, которая реализуется через словесные и бессловесные воздействия на учащихся.
Специфика деятельности учителя по реализации здоровьесберегающих подходов и принципов на уроке изменяет содержание и значение каждой из функций управления.
Целесообразно выделить следующие функции, составляющие деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке : аналитическую;
конструктивную;
организационно-исполнительскую;
профилактико-коррекционную;
рефлексивно-оценочную.
Кратко рассмотрим содержание и значение каждой из них.
Аналитическая функция направлена на изучение половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их реальных учебных возможностей; оценку состояния их здоровья и самочувствия на уроке; определение способов воздействия на каждого ученика на уроке. Предварительная аналитическая деятельность позволит определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы.
Аналитическая деятельность учителя по созданию здоровьесберегающего пространства на уроке начинается со сбора информации о состоянии здоровья учащихся, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях их развития. В создании банка такой информации принимают участие валеолог, психолог, логопед, школьный врач, родители, педагоги. Затем собранная информация о каждом ребенке оценивается с помощью качественных и количественных показателей, обрабатывается и вносится в индивидуальные карты учащихся. На третьем этапе устанавливаются причинно-следственные связи в логической цепочке: явление – причина – условия – следствие. Индивидуальная карта ученика помогает выяснить причину его многих психофизиологических особенностей, а возможно, и причину трудностей в учении. На заключительном этапе анализа синтезируется весь материал, формулируются выводы, осуществляется подготовка к реализации конструктивных функций учителя.
Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. Конструктивная деятельность учителя осуществляется на основе сформировавшихся отношений, способствует развитию личности школьников.
Для выполнения конструктивной функции в рамках рассматриваемой проблемы учителю необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на формирование культуры здоровья учащихся.
Процессуальный аспект урока строится в результате отбора учителем приемов, методов, технологий обучения, сохраняющих здоровье учеников. Здоровьесберегающие методы и средства обучения как бы «проецируются» на конкретный класс, определяется характер деятельности учащихся на уроке в соответствии с их реальными учебными возможностями и индивидуальными особенностями и способностями.
На этапе конструирования урока учитель подбирает методы и средства, направленные на укрепление здоровья учащихся и коррекцию их психо-эмоционального состояния на уроке.
Организационно-исполнительская функция учителя на уроке предполагает формирование и регулирование системы взаимодействий учителя и учащихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровью школьников. Способы и средства организации здоровьесберегающего взаимодействия учителя и учащихся на уроке ориентированы на обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности, организацию усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создание для каждого ученика ситуации успеха, оказание помощи при затруднениях и организацию взаимопомощи, создание положительного эмоционального настроя в классе и благоприятного психологического климата, обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке, соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения, соблюдение педагогического такта и культуры речи, обеспечивающих охрану психического здоровья учащихся.
Сущность профилактико-коррекционной функции учителя на уроке
заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы в психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации профилактической функции учителя на уроке решаются задачи по предупреждению переутомления, психо-эмоционального напряжения, функциональных нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, невротических расстройств и т. п.
Рефлексивно-оценочная функция определяется как вид деятельности учителя на уроке по созданию необходимой рефлексивной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий со стороны. Рефлексия – это не просто знание и понимание субъектом обучения самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, взгляды, убеждения, ценности и др.
Рефлексируя совместную деятельность с учителем на уроке, учащиеся оценивают себя как способных или неспособных преодолеть препятствие на пути достижения цели, разрешить противоречия. При этом ученики ставят перед собой и отвечают на вопросы: «Смогу ли я преодолеть препятствие?», «Что будет со мной?», «Какой я?».
Вместе с тем рефлексивно-оценочная функция учителя предполагает осмысление хода и результатов урока, а также оценивание степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала. В результате рефлексии ученики испытывают удовлетворение, уверенность в себе, освобождаются как личность.
Внутренним побудителем к деятельности учителя или мотивом является сохранение здоровья учащихся, а ее целью – обучение, воспитание и развитие школьников без потери здоровья. Цель деятельности учителя по созданию здоровьесберегающего урока определяет ее процессуальный аспект, составляющий содержание функций (табл. 2).
Таблица 2
Содержание функций учителя по созданию здоровьесберегающего урока
(по Ирхину И. В., 1998)
Функции Содержание функций
Аналитическая изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья, самочувствия на уроке;
- анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика
Конструктивная постановка целей и задач урока;
определение содержания урока и выделение в нем валеологических идей;
отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения;
отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Организационно- исполнительская реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности ученика;
формулировка цели урока и организация работы с учащимися по ее принятию;
обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;
организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха;
организация взаимопомощи учащихся на уроке;
создание положительного эмоционального настроя в классе, благоприятного психологического климата;
обеспечение достаточно длительной активности учащихся на уроке;
соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;
соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащихся
Профилактико-коррекционная
мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроя и др.);
использование приемов эмоциональной разрядки, снятие психоэмоционального и статического напряжения;
профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;
использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся);
формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т. д.);
- применение средств направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.)
Рефлексивно-
оценочная создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов;
оценивания степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала;
осмысление хода и результатов урока
Любой педагогический процесс – двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и ученика.
Глава 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.
Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особое внимание учителю следует уделять ограничению двигательной активности учащихся, снижение которой ведет к ухудшению их физической и умственной работоспособности.
Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды.
2.1. ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ «ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ».
Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой, выражающаяся в склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клетки, одновременно служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.
Задача педагога – не только научить школьника принимать такие рабочие позы за партой и столом, которые соответствуют анатомо-физиологическим особенностям его организма и гигиеническим нормам, но и правильно организовывать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и динамические усилия
Режим «динамических поз» с использованием позы свободного стояния проводится следующим образом: учитель периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) переводит детей из положения «сидя» в положение «стоя». Целесообразно использовать это положение, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика. Продолжительность свободного стояния в зависимости от характера урока может быть от 3-х до 7-ми минут. Чем более продолжительное время учащиеся занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.
Чередование рабочей позы на уроке активизирует мышечный тонус и моторно-координационную систему организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно-двигательного аппарата. «Стояние» облегчает работу сердца и легких, снимает «синдром склоненной головы», который развивается при позе «сидя», способствует улучшению кровообращения, замедляя тем самым наступление периода утомления.
2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МИНУТКИ НА УРОКЕ.
Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.
Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных минуток для среднего школьного возраста, для старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5 минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.
1-я минутка проводится в начале урока, ее значение заключается в подготовке организма к предстоящей деятельности через повышение умственной и физической работоспособности, активизацию внимания и формирование положительной установки на учебу. Это способствует сокращению периода врабатывания. После урока физической культуры рекомендуется в первую минуту урока провести тренинг, направленный на снятие эмоционального возбуждения и повышение концентрации внимания.
2-я минутка должна проводиться в конце периода оптимальной работоспособности: для учащихся 5-9-х классов – 15-20 минуте, 10-11-х классов – 25-30 минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной работоспособности, предупреждение развития утомления.
3-я минутка проводится во второй половине урока на 25-30 минуте на спаде работоспособности учащихся с целью снятия физического и умственного утомления, психо-эмоционального напряжения, напряжения зрительного анализатора и пр.
Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета, вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр воздействия на разные функции организма ученика через физические упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, средств самомассажа, психологические тренинги и т. п.
Так, например, при изучении темы «Атмосфера» мы с ребятами выполняли такие упражнения:
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
Найдем давление,
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно!
Для 6 – 7 классов в физкультминутки включаю тему урока. Например:
1. Игра с мячом.
Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено.
Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.
2. Величина - единица.
Например: масса - кг, мг, т, ц, г.
3. Острый глаз.
Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.
4. Уберите лишнее слово.
Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
Игра «Письмо на ладони». Эта игра позволяет хорошо усвоить тему «Геометрические фигуры», «Виды углов». Ее можно проводить с целым классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Дойдет ли «письмо» до первого игрока неизмененным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя «письмо». Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение их площади или периметра и т. п.
Игра «Встречные колечки». Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой
2.3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Зрительное восприятие при чтении требует быстроты различения знаков, напряжения внимания, памяти. Читая, школьник производит движения глазами вдоль строки и от строки к строке, при этом большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессивности, а также оптимизации состояния зрительной функции, следует использовать комплексы упражнений и специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, который необходимо организовывать 2-3 раза во время учебного дня, направленный на:
улучшение циркуляции крови в органе зрения;
укрепление мышц глаза;
улучшение процесса аккомодации;
снятие зрительного утомления.
Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т. д
Упражнения для всех категорий обучающихся
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
3. И. п. – сидя. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке [2].Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.
2.4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Интенсивная учебная деятельность на уроке сопровождается активацией головного мозга и повышением нервно-психического напряжения учащихся. С целью улучшения кровообращения головного мозга, повышения умственной работоспособности, снижения нервно-психического напряжения учащихся необходимо включать в комплексы физкультурно-оздоровительных минуток дыхательные упражнения .
Дыхательные упражнения общей направленности (по А. Н. Стрельниковой)
1. Поворот головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный вдох носом. Темп – 1 вдох в минуту.
2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.
5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.
6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.
7. Пружинящие приседания в выпаде. Правая и левая ноги меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.
8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад
2.5. САМОМАССАЖ.
Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроке является использование элементарных приемов самомассажа, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал ребенка, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий .Самомассаж может проводиться через поглаживание, растирание, нажимание, разминание и вибрацию пальцами рук ученика тех участков своего тела или отдельных групп мышц, которые испытывают напряжение. Проводить подобные мероприятия лучше в конце урока и на последних уроках.
На уроке можно использовать следующие средства самомассажа:
1) поглаживание, растирание плеча и предплечья согнутыми фалангами пальцев противоположной руки (6 - 8 раз);
2) разминание щиплющими движениями заднебоковой поверхности шеи противоположной рукой;
3) растирание внутренней стороной стопы стопу, голеностоп и голень другой ноги (6 - 8 раз);
4) спиралевидные поглаживания и растирания области лба подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев;
5) растирание пальцев рук, запястья пальцами другой руки;
6) растирание области глаз круговыми движениями: нажимая ладонями на края глазницы и слегка на глазные яблоки, делать вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону.
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Один из инновационных подходов к решению здоровьесберегающих проблем в средней школе предполагает технологический подход. Он, также как и традиционный, основывается на педагогической теории, методике, планировании обучающей деятельности учителя, но вместе с тем ему присущи:
конкретное целеполагание, то есть моделирование диагностируемого конечного результата;
достижение прогнозируемого результата осуществляется в заранее определенные сроки и с заранее определенным уровнем затрат ресурсов физического и психического здоровья учителя и учащихся;
неразрывная связь с теорией деятельностного подхода в обучении.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура содержания,
С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя,
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Трудности, встречающиеся в учебном процессе, средства их преодоления ставят перед учителем ряд вопросов, к решению которых требуется неординарный подход.
Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Большое внимание, я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Я разработала систему рейтингового оценивания, которая, на мой взгляд, также относится к «сохраняющей здоровье среде». Рейтинговая оценка включает в себя:
- самооценку;
- оценку товарища, друга по парте;
- коррекционную оценку;
- совместную оценку учителя и ученика;
Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей.
Не стоит забывать на уроках в целях профилактики здоровья учащихся:
1. заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в целях безопасности пешеходов на дороге); определение положение центра масс (предотвращение травматизма на уроках физической культурой);
2. рассказывать о правилах техники безопасности и пожарной безопасности при работе с электроприборами (учащимся сообщается, что ток безопасен до 1мА, а напряжение до 36В и т.д.);
3. знакомить с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей;
4. обращать внимание ребят на необходимость своевременного и сбалансированного питания;
5. рассказывать о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления;
6.проводить работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
Исходя из всего, что было сказано ранее, здоровьесберегающий урок, по моему мнению, - это урок, обеспечивающий и ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Урок удался, если к его концу здоровья или прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят ещё и такие задачи:- помочь ученику сохранить свое здоровье;- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни;- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Все здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это может быть запланированный "Урок здоровья" по предмету, проводимый в конце изучения темы, урок повторения, урок обобщения. Такие предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителями в тематическое планирование, для этого в начале учебного года корректируется программа по предмету. Например: "Здоровье и радиация"
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
- учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью,
- это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: "Почему нельзя грызть ручку"; по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логи мышления и т. д.,
- это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья,
- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
- полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету;
- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
- предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения,
- это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нём, используя свои способности.
Разработаны и требования к такому уроку:
- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),- наличие мотивационной деятельности на уроке;
- количество видов учебной деятельности должно быть 4 - 7 за урок продолжительностью 7 - 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
- плотность урока - на учебную работу должно тратиться 60-80%;
- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
- оздоровительные моменты на уроке.В арсенал педагога, проводящего такой урок, могут входить:
- создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения в классах;
- разнообразие видов и форм уроков - удивление нестандартностью проведения;
- формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
- гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
- использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
- при появлении признаков утомления у ребят - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;
- использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);
- подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися,
- рефлексия,
- во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности,
- ежеурочные разминки в начале урока (10 - 15 секунд),
- для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи,
- для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой,
- для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,
- для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,
- физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.
Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Например, на обобщающем уроке по теме "Тепловые явления" ученики сами выступают в роли учителя. Урок по теме "Электрический ток в различных средах" проходит в виде семинара. В 7-8-х классах последний урок четверти провожу в виде игры. Провожу уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например :Тема Вопросы здоровьесбереженияЧеловек – часть природы, зависит от нее Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.
Измерительные приборы Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).
Инерция Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
Механическое движение. Скорость. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.
Масса Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью.
Сила Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.
Диффузия Искусственное дыхание.
СмачиваемостьГигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.
Давление Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.
Атмосфера Ароматерапия.
Атмосферное давление Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Вредное воздействие аромамиксов.
Давление внутри жидкости Дайвинг. Требования безопасности.
Архимедова сила Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки.
Например,
1
.Массу мы легко найдём, Умножив плотность на объём. Если слово "бац" запомнишь, Формулу объёма вспомнишь. V=bac2.Не лезьте вводу глубоко, В воде давленье велико.
Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ И вдруг концы свои отдашь.
3.Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Так же на уроках я развиваю и зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). При планировании урока однообразия работы избегаю посредством чередования таких видов деятельности, как опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов, ответы на вопросы, решение задач.
Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом… Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому и, мне, как учителю, особенно необходимо!
Заключение.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
ЛИТЕРАТУРА
Безруких, М. М. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
Ирхин, В. Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. – 117 с.
физических упражнений для динамических пауз на уроке / под ред. В. М. Мавровой, А. А. Федорова, В. Г. Шакарова. – Казань: РИЦ «Школа», 2000. – 32 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М., 1997.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с
Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 319 с
Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 сПредлагаю разработки уроков по физике с использованием здоровьесберегающих технологий
3.1. Многоуровневая лабораторная работа
"Исследование архимедовой силы", физика 7 класс.
Многоуровневую лабораторную работу можно разделить на пять этапов: I и II носят воспроизводящий характер, III и IV - частично-поисковый; V - исследовательский.
Использование в работе учителя такого вида обучения приводит, на мой взгляд, не только к более лучшему усвоению темы, но и к развивающему обучению учащихся, развитию их коммуникативных умений, развитию логического мышления, речи.
Цели урока:
Познакомить учащихся с элементами исследовательской деятельности, методами научного познания.
Способствовать расширению и углублению знаний по физике, стимулировать творческое воображение учащихся.
Задачи урока:
Выдвинуть гипотезу о зависимости архимедовой силы от различных параметров и указать пути проверки выдвинутой гипотезы.
Исследовать зависимость архимедовой силы, действующей на одно и то же тело, от различных параметров.
Ход урока
I. Оргмоменты (1 мин.)
II. Многоуровневая лабораторная работа (36 мин.)
Актуализация знаний учащихся, их мотивация на работу на уроке (2 мин.)
Выдвижение гипотез о зависимости архимедовой силы от различных параметров и разработка экспериментальной установки по ее проверке (6 мин.)
Исследование зависимости архимедовой силы, действующей на одно и тоже тело, от различных параметров (21 мин.)
Запись результатов исследования (5 мин.)
III. Рефлексия (подведение итогов урока) (2 мин.)
Конспект урока
ОргмоментыУчитель (У): Сегодня у нас необычный урок: урок трудный и интересный. Трудный, потому что вам нужно быть особенно внимательными при выполнении этой работы и требовательными к себе; интересный, потому что вы будете опытным путем доказывать справедливость закона Архимеда.
Я надеюсь и верю, что вы будете внимательны, активны. Итак, тема на доске записана; цель урока ясна - выполнение лабораторной (многоуровневой) работы по исследованию зависимости архимедовой силы от некоторых физических величин.
Обучение общим принципам выполнения многоуровневой работы.
У: Перед вами сосуд с водой, в котором я пытаюсь удержать теннисный шарик (пробку) под водой. Что произойдет, если я не буду удерживать предмет под водой?
П.О.У. (предполагаемый ответ учащихся): Шарик всплывет или выскочит из воды, так как существует некая сила, направленная вверх, которая выталкивает тело из воды.
У: Значит на тело, погруженное в жидкость (газ) действует выталкивающая сила. Давайте вспомним, что вам известно об этой силе: 1) Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?
П.О.У.: Существование выталкивающей силы было установлено древнегреческим ученым Архимедом 250 лет д. н.э.
У.: 2) Вспомните легенду об Архимеде. О том, как ученый пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела.
П.О.У.: Царь Герон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовлявшего золотую корону, есть ли в ней примесь. Сначала он нашел, что кусок чистого золота в 19,3 раза больше плотности воды. Архимеду надо было найти плотность вещества короны. Взвесить корону было легко, но как найти объем? Ведь корона была сплошной формы. Ученый взвесил сначала корону в воздухе, затем в воде. По разности в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объеме короны. Определив объем короны, он вычислил плотность короны. Легенда говорит о том, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием.
У.: 3) Это было во время Архимеда. А какие вы можете привести примеры из жизни в наше время, указывающие на существование выталкивающей силы?
П.О.У.: Деревянный шарик всплывает на поверхность воды в любом сосуде с водой; тело из пробки плавает в воде; лодочка из пластилина плавает в воде.
У.: В чем же дело? Почему одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас! А теперь мы с вами попробуем встать на место Архимеда и доказать опытным путем, исследуя зависимость выталкивающей силы от каких- либо физических величин, что ученый был прав в своих рассуждениях. Для этого давайте подумаем и ответим на вопрос, от каких еще физических величин может зависеть выталкивающая сила, И то, что вы сейчас скажете, в науке называют гипотезой. Запишите свои предположения на листок лабораторной работы в раздел: гипотеза.
П.О.У.: Плотность жидкости, объем жидкости, объем тела, масса тела, плотность тела и т.п. (опросив несколько учащихся, учитель записывает их ответы на доске). К сожалению, всевозможных параметров предусмотреть мы не сможем, поэтому остановимся на выделенных.
У: А теперь будем искать истину. Приступаем к выполнению работы. Предложите экспериментальную установку для проверки первой гипотезы.
П.О.У Для исследования зависимости архимедовой силы от плотности жидкости необходимо определить ее в жидкостях различной плотности. Для этого приготовим растворы мыльный, соленую и пресную воду. Затем подвесим тело произвольной формы к динамометру. Определим его вес в воздухе, потом опустим тело в стакан с пресной водой, а затем с соленой и мыльной раствор, наблюдая за показаниями динамометра. Далее найдем разность между весом тела в воздухе и в пресной воде, в воздухе и соленой воде, в воздухе и мыльном растворе. Это и будет выталкивающая сила (проводят эксперимент, результаты измерений и наблюдений заносят в таблицу).
У.: Какой сделали вывод, ребята?
П.О.У.: Выталкивающая сила, действующая на тело в соленой воде и мыльном растворе, больше, чем в пресной, т.к. плотность соленой воды и мыльного раствора больше плотности пресной, т.е. выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. У: К сожалению, мы не можем проделать данный эксперимент с другими жидкостями, поэтому нам приходится обобщать полученные результаты для всевозможных сред. Однако настоящие ученые стремятся проделать как можно больше разнообразных экспериментов для подтверждения или опровержения своей гипотезы.
У.: Продолжим исследование дальше. Какой же будет архимедова сила, действующая на тела разной плотности, но одинакового объема, погруженные в одну и туже жидкость. Составьте сами таблицу для обобщения результатов проведенной серии опытов. Какой вывод можно сделать?
П.О.У.: Архимедова сила, действующая на тела разной плотности, но одинакового объема, полностью погруженные в пресную воду, одинакова. Следовательно, выталкивающая сила не зависит от плотности тела (или его массы).
У.: Попробуйте теперь установить зависимость выталкивающей силы от объема погруженного в нее тела. В данном случае мы не будем менять тела, а попробуем погружать наш цилиндр не полностью, а частично. Результаты не забываем заносить в таблицу.
П.О.У.: На любое тело действует выталкивающая сила, которая зависит от объема погруженной части тела (чем больше объем погруженной части тела, тем больше выталкивающая сила).
У.: Попробуйте теперь обобщить результаты проведенных экспериментов и сформулировать общий вывод о зависимости архимедовой силы от различных параметров.
П.О.У.: Выталкивающая сила, действующая на тело, зависит от плотности жидкости, от объема погруженной части тела (прямопропорционально) и не зависит от массы и плотности тела.
У.: Откройте учебники и найдите формулировку полученного нами закона в § 49. правильную ли зависимость мы получили?
П.О.У.: Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе ту часть, которая равна весу вытесненной жидкости.
На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объеме, вытесненном телом.
На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.
У.: Итак, цель урока достигнута, подведем итог. Опытным путем мы доказали, что выталкивающая сила, т.е. архимедова сила, зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела. Найдите в учебнике математическую запись этого закона.
Fа = ?ж Vт g
У.: А теперь небольшое повторение:
I. Кому принадлежит указанный результат действия: Архимед, Паскаль, Галилей. Торричелли
1. Открыл законы падения тел и существование явления инерции
Галилей.
2. Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково. Паскаль
3. Первым измерил атмосферное давление Торричелли
4. Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила. Архимед
Домашнее задание:
Продумать экспериментальную установку для проверки остальных гипотез о зависимости выталкивающей силы от различных параметров.
3.2. Комбинированный урок
«Электризация тел. Два рода электрических зарядов.
Взаимодействие заряженных тел», физика 8 класс.
Цели и задачи урока. Учащиеся должны усвоить понятия электризации, электрический заряд, взаимодействие электрических зарядов.Продолжать формировать навыки проведения эксперимента, учить наблюдать, рассуждать и делать выводы.Содействовать сотрудничеству учащихся, умению выслушивать, дополнять, уточнять, сообща делать правильные выводы. Продолжать учить самостоятельно приобретать знания и оценивать свой труд.
Оборудование. Стеклянные палочки (пара), эбонитовые палочки (пара), шерстяная и шёлковая тряпочки, кусочки бумаги, пластмассовая линейка, резиновая пластина и стеклянный сосуд с плоским дном, штатив с легкой гильзой на нити, штатив с зажатой в лапке деревянной линейкой, с которой опущены две нитяные петли для подвешивания в них палочек.
ХОД УРОКА
1. Объявить тему урока, совместно с детьми составить план изучаемого на уроке, записать на доске и в тетрадях.2. Объявить порядок и форму работы на уроке.3. Приступить к работе по памяткам.
По теме урока составили и записали следующий план в тетрадях и на доске.
1. Что такое электризация тела, чем отличается наэлектризованное тело от не наэлектризованного?2. Как наэлектризовать тело? Примеры электризации тел в окружающей жизни.3. Что понимают под электрическим зарядом? Что за два рода электрических зарядов существуют?4. Что значит – заряженное тело? Как взаимодействуют заряженные тела?
Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Деятельность учащихся
УЭ1
Введение Цель. Введение новых понятий и терминов.
Задание: прослушав сообщение учителя, ответьте на вопросы.
1. Как возник термин “электричество”?2. Какое тело называют наэлектризованным?3. Как надо понимать “телу сообщили электрический заряд”?
Проверьте правильность ответов в обобщающей беседе, за каждый правильный ответ начислите себе 1 балл. Сообщение учителя,ответы на вопросы.
УЭ2
Изучение нового материала.
Электризация тел. Цель. Выяснить, как можно наэлектризовать тело.
1. Поднесите эбонитовую палочку к гильзе, к кусочкам бумаги. Есть ли какое-нибудь действие?2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой (стремитесь увеличить площадь соприкосновения), затем поднесите её к гильзе, к лёгким бумажкам. Что теперь видите?Это свойство, которое приобрела палочка, потертая о шерстяную тряпочку, называют электризацией, а тело, обладающее им, наэлектризованным или получившим электрический заряд. 3. Потрите стеклянную палочку шёлком и поднесите к гильзе, к мелким бумажкам, затем поднесите к гильзе и кусочкам бумажек тряпочку. Какие предположения об электризации тел у вас появились?4. Положите на плоское стеклянное дно резину, плотно прижмите. Разъединив, поочерёдно поднесите к гильзе и мелким бумажкам стекло, затем резину.
Ответьте на следующие вопросы:1. Как электризуются тела?2. Какой вывод по электризации тел можно сделать из опытов 3 и 4?3. Приведите примеры электризации тел из окружающей жизни.
Проверьте правильность ответов в ходе обобщающей беседы. За каждый правильный ответ начислите себе балл. Экспериментальная работа учащихся.
УЭ3
Два рода электрических зарядов. Цель. Рассмотреть на опыте взаимодействие заряженных тел и сделать соответствующие выводы.
1. Наэлектризуйте стеклянную палочку и подвесьте её на нитяных петлях.2. Наэлектризуйте таким же образом вторую стеклянную палочку.3. Поднесите палочку к первой. Что наблюдаете? Как взаимодействуют одинаково заряженные палочки?4. Снимите стеклянную палочку с петель.5. Проделайте аналогичный опыт с эбонитовыми палочками, потёртыми о шерстяную тряпочку и пронаблюдайте их взаимодействие.6. Поднесите к подвешенной эбонитовой палочке наэлектризованную стеклянную палочку. Обратите внимание на их взаимодействие.
Какое предположение можно сделать о видах зарядов на эбонитовой и стеклянной палочках ?Аналогичные опыты по взаимодействию заряженных тел проделайте с наэлектризованными подручными телами (пластмассовая линейка, ручка, полиэтиленовая пленка и т.п.).
Ответьте на вопросы:
1. Какие и сколько видов взаимодействия заряженных тел вы наблюдали?2. Как взаимодействуют одинаковым образом наэлектризованные тела?3. Как взаимодействуют не одинаково заряженные тела?4. Какое предположение можно сделать о том, сколько разновидностей электрических зарядов существует?
Проверьте правильность ответов при обсуждении результатов опытов и за каждый правильный ответ начислите себе 1 балл. Экспериментальная работа учащихся.
УЭ4
Определение видов электрических зарядов. Цель. Узнать, как принято называть два рода электрических зарядов.Стр.55, последний абзац. Прочтите, начиная со слов “Заряд, полученный на стекле…”
Выполните задания:
1.Определите вид заряда на стеклянной палочке, потертой о шёлк и на шёлке.2.Определите вид заряда на эбонитовой палочке, потёртой о шерсть и на шерстяной тряпочке.3.Определите виды зарядов на других телах, используемых в ваших опытах.
За правильные ответы начислите по одному баллу. Работа с учебником
УЭ5
Итог изученного на уроке. Цель. Подвести итог изученному.
Подумайте, как изученное на этом уроке можно изобразить в виде схематического рисунка и сделайте его. На черновике делают наброски.
Задание на дом:.На доске получили следующий рисунок:
Подводим итог урока, предложив оценить свою деятельность оценкой по сумме заработанных баллов.