Открытое занятие в подготовительной группе Осень


Тема «Осень».
Образовательные цели:  
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты. 
Развивающие цели: 
Развитие всех органов чувств.
Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
 
Оборудование:
Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев,
мольберт,
репродукции картин русских художников,
бумажные листья с написанными на них предложениями,
контейнеры с фишками для анализа предложений,
серия сюжетных картинок. 
Предварительная работа: 
Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
Разучивание стихотворений об осени.
Работа над общими речевыми навыками.
 
Конспект занятия по теме «Осень»
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)
 
Воспитатель встречает детей в дверях группы с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Воспитатель поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.
Воспитатель: Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).
Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»
Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Воспитатель: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
 
2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).
 
Воспитатель рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.
Воспитатель: Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).
 
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Анна Владимировна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?
 
Дети: Утром на улице был туман.
Воспитатель: Расскажите, каким он был.
Дет: Туман был густым, белым, плотным, сырым.
Педагог: Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. 
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Воспитатель смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.
 
Воспитатель: Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).
Воспитатель: Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В.Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
1-й ребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.
2-й ребенок. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».
3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.
Педагог. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!
 
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кактус».
 Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на эти картинки. Сейчас мы будем составлять рассказ по ним (сначала проводится беседа, затем 3-4 ребенка выходят к доске и составляют рассказ). 
5. Пальчиковая гимнастика 
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Игра «Что делает?» Педагог берет в руки мяч. 
Воспитатель: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь...(идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер.. (дует, воет, гудит, срывает). Листья.. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы..(собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).
Воспитатель: Молодцы!
 
8. Работа в тетради. 
Воспитатель: Откройте тетради. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Букву Й, изображения йогурта и йода.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Зеленый, потому что Й - мягкая согласная буква. (раскрашивают).
Воспитатель: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Положите цветные карандаши и возьмите простой карандаш, давайте напишем букву Й. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу кусочек кружка. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.  
9. Окончание занятия «Осень». (Оценка работы детей.) 
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
 
 
муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44
города Сочи
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе
«Осень»
Подготовила:
Воспитатель: Спорышева Ольга Петровна
 
Дата проведения: 15.10.2015
 
Место проведения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44 города Сочи подготовительная «А» группа