ТЕХНОЛОГИЯ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Технология «Критическое мышление через чтение и письмо»
как средство формирования ключевых компетентностей
у учащихся начальной школы.
Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетентностями, средствами, помогающими организовать самообразование. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее – РКМЧП) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.
Таким образом, технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется.
Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам отслеживать процесс познания и понимания.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.
На уроках в начальной школе применяются различные стратегии: «Кластер», «Пятистишие», «Мозговой штурм», Чтение с пометами «INSERT», индивидуальная карта помет «INSERT», «Концептуальная таблица», «Тонкие и толстые вопросы», «Диаграмма Венна», «Эссе» и т.д.
Рассмотрим, как некоторые из вышеперечисленных стратегий реализуются на уроках. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Таблица "Инсерт"
" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; "
" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы учащимся понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
Наиболее сложным в данной работе является заполнение последней графы. На первоначальных этапах работ учащиеся зачастую говорят, что они всё знают, вопросов у них нет. Перед учителем встаёт задача научить детей задавать вопросы. Это можно сделать собственным примером, озвучить те вопросы, которые возникли у вас, или же прибегнуть к помощи тех детей, которым всегда всё интересно. А такие дети есть в любом классе. Они то и поведут за собой всех остальных. Приведём пример таблицы, составленной учащимися 3 класса по предмету «Познание мира», по теме «Засухоустойчивые растения». В данной таблице представлены 3 графы.
V
+
?
Верблюжья колючка, саксаул и молочай засухоустойчивые растения.
Листья верб.колючки мелкие, корни – 15-20м.; молочай хранит влагу в толстых листьях
Почему верблюд не колется, когда ест верблюжью колючку? Как используется молочко, которое содержится в молочае?
В процессе постоянной работы по данной стратегии количество вопросов увеличивается, повышается и их «качество». Они становятся более глубокими, интересными.
Одной из часто применяемых стратегий является «Пятистишие».
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн (пятистишие). Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
При внешней простоте формы, пятистишие - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование пятистиший и в качестве средства творческой выразительности. Приведём примеры работ учащихся:
Маншук. Старик.
Бесстрашная, храбрая. Мудрый, храбрый.
Стреляла, защищала, не боялась. Защищает, надеется, верит,
Каково быть женщиной- солдатом? Его действия вызывают уважение Патриот. Мудрец. Руслан М. Слава К.
Психологами школы была проведена диагностика учащихся по различным параметрам. По итогам данной диагностики был получен следующий результат:
2 класс: Устойчивость и концентрация внимания – 89% высокий, 11% -средний уровни;
Мышление – 29% высокий, 43% средний, 28% низкий уровни.
3 класс: Особенности восприятия информации – 21% хороший, 71% средний, 8% ниже среднего уровня.
4 класс: Социометрия (Морено) – лидеры -30%, предпочитаемые -48%, малопредпочитамые -22%.
Данные диагностирования учащихся, опрос родителей показывают целесообразность и необходимость применения данной технологии в начальной школе, способствующей социальной адаптации ребёнка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, оказывающего большое влияние на формирование ключевых компетентностей ученика.
Список литературы:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Изд-во «Альянс"Дельта"», СПб., 2003.
Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо "Перемена".
Основы критического мышления: междисциплинарная программа / сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пособия 1 - 8. М., 1997-1999.