ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ
Министерство образования Нижегородской области
ГбОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»
программа профессионального модуля ПМ.02
Предоставление услуг по сопровождению туристов
г.ЛЫСКОВО
2012 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 100401 Туризм.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»
Разработчики:
Тарасова Марина Александровна, преподаватель
Рекомендована предметной(цикловой)комиссией, протокол от 30.08 2013г. № 1
Рекомендована учебно-методической комиссией по специальности среднего профессионального образования 100401 Туризм
в составе:
- Ерохина Р.М.- директор МБУК РЦИПРТ
- Лапшов А.Е.- зам. директора по УПР
- Чулков К.А.- зам. директора по ПО
- Погодина А.А.- зам. директора по УМР
- Егорова В.А.- председатель П(Ц)К
Протокол от 11.09.2013 года №6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
23
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
27
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм.02 предоставление услуг по сопровождению туристов
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 100401 Туризм
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по сопровождению туристов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1.Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных, средств к выходу на маршрут.
ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения па маршруте.
ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оценки готовности группы к турпоездке;
- проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках;
- сопровождения туристов на маршруте;
- организации досуга туристов;
- контроля качества предоставляемых туристу услуг;
- составления отчёта по итогам туристской поездки;
Вариативная часть:
- разрабатывать и проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги.
уметь:
- проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
- определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;
- проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
- проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках;
- использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
- организовывать движение группы по маршруту;
- эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
- взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
- организовывать досуг туристов;
- контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
- контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
- проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном, языках;
- проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контролировать наличие туристов:
- обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оформлять отчёт о туристской поездке;
- оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов;
Вариативная часть:
- подбирать информацию по заданной теме экскурсии;
- проводить инструктаж о правилах поведения туристов во время экскурсии;
- проводить экскурсии;
- заполнять бланка отчета о проведении экскурсии;
знать:
- основы организации туристской деятельности;
- правила организации туристских поездок, экскурсий;
- требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;
- правила проведения инструктажа туристской группы;
- правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;
- основы анимационной деятельности;
- правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах;
- приёмы контроля качества предоставляемых туристу услуг;
- инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов;
- правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации;
- стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания;
- правила составления отчётов по итогам туристской поездки
Вариативная часть:
- правила подбора информации по заданной теме экскурсии;
- правила проведения инструктажа о правилах поведения туристов во время экскурсии;
- методику проведения экскурсии;
- правила заполнения бланка отчета о проведении экскурсии;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 670 час. включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 507часа (в том числе учебной и производственной практики –72/108 час.);
самостоятельной работы обучающегося – 163 час.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм.02. предоставление услуг по сопровождению туристов
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных, средств к выходу на маршрут.
ПК 2.2.
Инструктировать туристов о правилах поведения па маршруте.
ПК 2.3.
Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.4.
Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.5.
Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
ПК 2.6.
Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля пм.02 предоставление услуг по сопровождению туристов
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учеб-ная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего
часов
в т.ч. лабораторные и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 2.1. - ПК 2.6.
Раздел 1.Технология и организация сопровожде-ния туристов
360
240
60
120
*
Учебная практика
54
54
Производственная практика (по профилю специальности)
72
72
ПК 2.3.- ПК 2.4.
Раздел 2.
Организация досуга туристов
130
87
60
43
Учебная практика
18
18
Производственная практика (по профилю специальности)
36
36
Всего:
670
507
120
163
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Технология и организация сопровождения туристов
ПМ.02 Предоставление услуг по сопровождению туристов
360
МДК. 02.01. Технология и организация сопровождения туристов
240
Тема 1.1
Организация
туристской деятельности
Содержание
16
Введение: Место знаний по учебной дисциплине в процессе освоения профессиональной программы по специальности. Цели, задачи, предмет изучения дисциплины. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами.
2
2
1.
Основные понятия, особенности и функционирование туристской деятельности. Цели, задачи, виды туристской деятельности.
2
2
2.
Формы обслуживания клиентов в рамках туристской деятельности.
2
2
3.
Основные услуги при организации и сопровождении туристов
(размещение, питание, разработка и организация туристского маршрута, транспортное обслуживание туристов к месту отдыха и обратно, описание экскурсионной программы и других условий отдыха).
2
2
4.
Стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания. Стандарт, объект стандартизации.
2
2
5.
Основные положения международных и российских стандартов качества. Международные критерии качества.
2
2
6.
Организация обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах. Виды классификаций современных отелей. Современные технологии сервисной деятельности и индустриальной базы отелей будущего.
2
2
7.
Основные методические приёмы организации и сопровождения групп разных возрастных категорий. Потребности клиентов разной возрастной группы. Классификация клиентов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
15
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и предоставление её в написания эссе:
Анализ предприятия туристского рынка какого- либо российского региона (на выбор), занимающихся организацией и сопровождением туристов в РФ.
Подготовка презентации «Особенности туристской деятельности. Отечественный и зарубежный опыт».
-Поиск информации и предоставление её в написания эссе:
Изучение основных требований к организации и сопровождению туристов в зависимости от видов туризма, от возрастного состава туристской группы
-Поиск информации и предоставление её в написания эссе:
Изучение нормативно-законодательной базы по обеспечению безопасности жизни и здоровья потребителя туристских услуг.
Изучение закона «О защите прав потребителей» в части о вреде, причинённом туристу вследствие некачественной организации туристской поездки или оказания услуг. Подготовка презентации.
Тема 1.2
Безопасность туризма
Содержание
14
1.
Общие вопросы безопасности в туризме.
2
2
2.
Сотрудничество туристской фирмы с региональным управлением МЧС, ГАИ, органами общественного порядка, местными органами спасения на водах, учреждениями здравоохранения, гидрометеорологической службой.
2
2
3.
Правила проведения инструктажа туристской группы. Правила и инструкции по технике безопасности при организации
туристской поездки, экскурсии и туристского похода. Специфические правила поведения при посещении различных достопримечательностей.
2
2
4.
Правила поведения туристов при пользовании различными видами
транспорта. Факторы риска в туризме в зависимости от видов туризма.
2
2
5.
Правила и инструкции по технике безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода.
2
2
6.
Правила оказания первой медицинской помощи, в том числе при организации туристских поездок, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья туриста.
2
2
7.
Страховое и медицинское обеспечение путешествий. Виды страхования в сфере туризма
2
2
Практические работы:
8
1.
Составление и проведение инструктажа по технике безопасности на русском и иностранном языке, необходимого перед началом туристской
поездки, похода, экскурсии; оформление «памятки» для туриста.
2
2.
Составление алгоритмов действий в ЧС во время туристического маршрута, путешествия (в другой стране,
городе, области).Обращение за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайных ситуаций
2
3.
Разработка плана мероприятий по устранению последствий некачественных услуг, оказанных в процессе
организации туристской поездки.
2
4.
Составление плана действий в случае неоказания туристских услуг с учётом
возможных рисков и форс-мажорных ситуаций.
2
Самостоятельная работа обучающихся
20
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
- Подготовка презентации «Содержание аптечки для оказания первой медицинской помощи» согласно
новым требованиям стандарта.
- Поиск информации и написание опорного конспекта по теме:
Изучение стандарта «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»
-Составление алгоритма действий организатора туризма в случае неоказания туристских услуг в связи с форс-мажором.
-Подготовка реферата с презентацией
«Возможные последствия для организатора и участника туристского мероприятия из-за несоблюдения правил безопасности во время проведения туристского маршрута»
Тема 1.3
Организация
сопровождения туристского
маршрута
Содержание
12
1.
Понятие «туристский маршрут», их виды и содержание.
2
2
2.
Этапы выполнения туристского маршрута. Обход маршрута: уточнение трассы, остановок, хронометрирование маршрута.
2
2
3.
Организация туристского маршрута. Проведение туристского
маршрута. Движение группы по маршруту.
2
2
4.
Особенности организации автобусных, внутренних туров, походов.
2
2
5.
Методическая разработка проведения туристского маршрута. Учёт
социально-демографических особенностей туристской группы при
составлении и организации маршрута.
2
2
6.
Должностная инструкция руководителя туристской группы. Права и обязанности руководителя тургруппы. Обязанности членов туристской группы. Требования, предъявляемые к руководителю
2
2
Практические работы:
14
5.
Исследование плана мероприятий по технической эксплуатации оборудования и транспортных средств в соответствии с технической документацией на данное оборудование и средство.
2
6.
Составление и разработка программы внутреннего туристского маршрута (на выбор)
4
7.
Составление и разработка программы зарубежного туристского маршрута (на выбор).
4
8.
Разработка и оформление маршрутной книжки спортивного туристского похода с разным уровнем сложности
(на выбор).
4
Самостоятельная работа обучающихся
15
-Подготовка презентации по теме:
Должностная инструкция руководителя туристской группы.
Составление рекомендации для сотрудников турфирмы и партнёров о возможности улучшения
обслуживания на маршруте (по заданным ситуациям). Подготовить презентацию.
Тема 1.4
Экскурсоведение как наука
Содержание
24
Введение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность.
2
2
1.
Экскурсоведение как наука
Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Современные проблемы экскурсоведения: Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.
2
2
2.
Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории. Петербургская школа экскурсоведения: Зарождение организованных экскурсий в учебных заведениях и музеях. Роль музейных кружков в становлении экскурсионной школы. Экскурсионная деятельность И.М.Гревса, Н.А.Анциферова.
2
2
3.
Московская школа экскурсоведения: Условия формирования экскурсионной школы. Отличительные особенности. Экскурсионная деятельность Н.А.Гейнеке, А.Я.Закса. Тверская школа экскурсоведения: Использование экскурсионного метода в учебных заведениях Твери в конце XIX в. Экскурсионная деятельность в Школе Максимовича. Виды экскурсионной деятельности в Тверском – Калининском педагогическом институте, Калининском – Тверском университете. Основоположники экскурсионного метода в Твери – М.Ф.Савина, А.Н.Вершинский, В.А.Герд, Н.Д.Никольский, А.Я.Закс.
2
2
4.
Современные проблемы экскурсоведения: Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.
2
2
5.
Сущность и признаки экскурсии.
Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.
2
2
6.
Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.
2
2
7.
Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России.
2
2
8.
Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов.
2
2
9.
Принципы экскурсии: информативность, научность. Классификация экскурсий: Основные критерии классификации экскурсий.
2
2
10.
Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников.
2
2
11.
Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
14
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Поиск информации и предоставление её в виде реферата с презентацией:
« Экскурсоведение как наука»
-подготовка презентации по теме:
«Виды экскурсий»
Тема 1.5
Организация работы туристско-экскурсионного предприятия
Содержание
40
1.
Организация работы туристско-экскурсионного предприятия
Виды деятельности туристско-экскурсионного предприятия
2
2
2.
ГОСТы по туристско-экскурсионной деятельности.
4
2
3.
Экскурсионные туры. Экскурсии. Услуги: организация экскурсий, экскурсовода, гида, тур.лидера
2
2
4.
Этапы создания туристско-экскурсионного предприятия
2
2
5.
Организационно-правовые формы предприятия: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, унитарное предприятие, некоммерческие предприятия, индивидуальный предприниматель.
4
2
6..
Функции туроператора туристско-экскурсионного предприятия
Структура экскурсионной фирмы. Цели и задачи фирмы. Стратегия турфирмы.
2
2
7.
Разработка экскурсионного продукта: исследование спроса, разработка и эксперимент, обучение кадров для осуществления экскурсионного сервиса, организация рекламы и сбыта.
2
2
8.
Менеджмент туристско-экскурсионной организации: планирование, организация, координация, мотивация, контроль, внедрение инноваций, маркетинг.
2
2
9.
Поставщики услуг и требования к ним
Составляющие процесса формирования экскурсионных услуг.
2
2
10.
Взаимодействие различных участников процесса. Обязательства сторон. Документационная основа сотрудничества.
2
2
11.
Требования к персоналу туристско-экскурсионного предприятия
Профессиограммы как основа представлений о профессии.
2
2
12.
Профессиограммы руководителя фирмы, начальников отделов, менеджеров, методистов.
2
2
13.
Разработка стандартов деятельности различных служб и подразделений туристско-экскурсионного предприятия.
2
2
14.
Профессия – экскурсовод.
Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.
2
2
15.
Требования профессии. Развитие навыков и способностей экскурсовода: эрудиция, интуиция, ответственность. Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Классификация навыков экскурсовода.
2
2
16.
Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила.
2
2
17.
Техника ведения переговоров, публичных выступлений, экскурсионного рассказа, ответов на вопросы. Роль внеречевых средств общения в экскурсии.
2
2
18.
Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.
2
2
Практические работы:
4
9.
Анализ нормативных баз экскурсионной деятельности России
2
10.
Исследование основных приемов экскурсионного анализа
2
Самостоятельная работа обучающихся
14
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление таблицы
«Основные требования к персоналу туристско-экскурсионного предприятия».
-Составление кроссворда по теме:
«Моё представление о профессии экскурсовода»
-Поиск информации и предоставление её в виде реферата с презентацией:
«Организация работы туристско-экскурсионного предприятия»
Тема 1.6
Подготовка туристско-экскурсионных услуг
Содержание
30
1.
Технология подготовки экскурсионного тура при организации внутреннего и выездного туризма:
2
2
2.
Понятие информационных материалов, их классификация. Подбор информационных материалов для экскурсий.
2
2
3.
Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы
2
2
4.
Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно-исторических проектов. Иллюстративные материалы.
2
2
5.
Методика работы с библиографическими материалами. Техника поиска информационных материалов в сети интернет.
2
2
6.
Маршрут экскурсии: Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический.
2
2
7.
Объезд маршрута и его задачи.
2
2
8.
Тематика и содержание экскурсий: Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.
Составление паспорта объекта. «Портфель экскурсовода»: Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.
2
2
9.
Экскурсионный объект: понятие экскурсионного объекта, критерии отбора объектов, классификация экскурсионных объектов.
2
2
10.
Контрольный и индивидуальный текст экскурсии: Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.
2
2
11.
Методическая разработка экскурсии: Структура методической разработки. Правила оформления документа.
2
2
12.
Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.
2
13.
Экскурсионная документация, плановая и отчётная документация экскурсионного отдела.
2
2
14.
Документационное обеспечение экскурсионной и лекционной деятельности: книга учёта заявок на экскурсии, журнал учёта экскурсий, книга учёта заявок на лекции, путёвка музейной лекции, методическая разработка на тему.
4
2
Практические работы:
14
11.
Подбор информации для экскурсии
2
12.
Разработка экскурсионной программы с использованием информационных источников
4
13.
Подготовка контрольного текста экскурсии. Подготовка индивидуального текста экскурсии
4
14.
Составление «Пакета экскурсовода» Составление маршрута экскурсии
4
Самостоятельная работа обучающихся
14
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Составление списка рекомендаций по развитию профессионального мастерства экскурсовода.
-Разработка памятки о правилах поведения во время проведения экскурсии (вид экскурсии по выбору студента).
-Разработка рекламного буклета экскурсии по Лысковскому району. Подготовка презентации
Тема 1.7
Техника ведения экскурсии
Содержание
34
1.
Показ в экскурсии: Показ объекта. Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта.
2
2
2.
Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии.
2
2
3.
Экскурсовод – руководитель показа.
2
2
4.
Рассказ в экскурсии: Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы.
4
2
5.
Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.
2
2
6.
Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение.
2
2
7.
Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
2
2
8.
Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.
2
2
9.
Анализ экскурсии. Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий.
4
2
10.
Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.
4
2
11.
Правила обеспечения безопасности туристов и экскурсантов
ГОСТ по обеспечению безопасности экскурсантов.
4
2
12.
Нормативные документы фирмы, закрепляющие ответственность организаторов за обеспечение безопасности.
4
2
Практические работы:
8
15.
Применение коммуникационных технологий при работе экскурсовода с группой
2
16.
Разработка и проведение инструктажа о специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей
2
17.
Организация работы экскурсовода.
4
Самостоятельная работа обучающихся
14
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
- Подготовка эссе по теме
«Организация безопасной работы с компьютерной техникой и средствами связи»
- Разработка рабочей тетради по маршруту экскурсии
- Подготовка виртуальной экскурсии по городу Лысково
- Подготовка презентации: «Особенности российской методики экскурсионного дела».
Тема 1.8
Контроль качества и
отчётная документация
туристских услуг
Содержание
10
1.
Приёмы контроля качества предоставляемых туристу услуг. Стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания.
2
2
2.
Маршрутная документация: технологические документы маршрута, похода, экскурсии, документы о реализации туристского маршрута, документы об обслуживании группы туристов на маршруте.
4
2
3.
Отчётные документы туристских услуг.
2
2
4.
Послемаршрутное оформление документов. Правила составления
отчётов по итогам туристской поездки
2
2
Практические работы:
12
18.
Составление технологической карты маршрута (на выбор). Формирование технологической карты экскурсии и схемы трассы маршрута.
2
19.
Разработка пакета документов для туристского похода с разным уровнем сложности (в малых группах).
4
20.
Составление отчёта руководителя туристской группы о прохождении маршрута.
4
21.
Организация и реализация контроля качества туристских услуг(деловая игра).
2
Самостоятельная работа обучающихся
14
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
Подготовка презентации по теме:
-Организация контроля качества туристских услуг.
Учебная практика
54
Виды работ:
- проверка документов, необходимых для выхода группы на маршрут;
- проведение проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
- проведение инструктажа туристов на русском и иностранном языках;
- использование приёмов эффективного общения и соблюдение культуры межличностных отношений;
- организация движения группы по маршруту;
- взаимодействие со службами быстрого реагирования
- организация досуга туристов;
- контроль качества предоставляемых туристу услуг размещения и питания; экскурсионных и сопутствующих услуг;
- проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном, языках;
- проведение инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контроль наличия туристов:
- обращение за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оформление отчёта о туристской поездке;
- оценка качества туристского и гостиничного обслуживания туристов;
-анализ нормативно-правовой базы в сфере экскурсионной деятельности
-анализ основных приемов экскурсионного анализа
-отбор экскурсионного материала
-отбор экскурсионных объектов
-разработка экскурсионной программы с использованием информационных источников
-подготовка индивидуального текста экскурсии
-оформление сопроводительной документации к экскурсии
Производственная практика
Виды работ:
- оценивание готовности группы к турпоездке
- проверка документов, необходимых для выхода группы на маршрут в туристском предприятии;
- определение особых потребностей тургруппы или индивидуального туриста;
- проведение проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут ;
- проведение инструктажа туристов на русском и иностранном языках в туристском предприятии;
- использование приёмов эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
- организация движения группы по маршруту;
- организация досуга туристов в туристском предприятии;
- контроль качества предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
- контроль качества предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
- проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном, языках;
- проведение инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контроль наличия туристов:
- обращение за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оформление отчёта о туристской поездке в туристском предприятии;
- контроль качества туристского и гостиничного обслуживания туристов;
-разработка и проведение экскурсии;
-подбор информации по заданной теме экскурсии;
-проведение сравнительного анализа разработанных инструкций о правилах поведения туристов во время экскурсии;
-заполнение бланка отчета о проведении экскурсии;
72
Раздел 2.
Организация досуга туристов
ПМ.02 Предоставление услуг по сопровождению туристов
130
МДК 02.02.Организация досуга туристов
87
Тема 2.1
Предпосылки анимационной деятельности
Содержание
6
Введение. Цели и задачи дисциплины. Предмет и объект изучения дисциплины «Организация досуга туристов». Логика курса. Методы исследования.
2
2
1.
История массовых празднеств и зрелищ: Античность, Средневековье, Возрождение, эпоха Просвещения, Новейшее время, эволюция празднеств и зрелищ в России. Русская народная культура как основа анимационного сервиса.
2
2
2.
Сущность и состав анимационной индустрии.
2
2
Практические работы:
12
1.
Исследование педагогики досуга в истории массовых празднеств и зрелищ.
4
2.
Исследование русской народной культуры как основа анимационного сервиса.
4
3.
Исследование зарубежной культуры как основа анимационного сервиса.
4
Самостоятельная работа обучающихся
10
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка реферата по теме:
«Роль специалистов аниматоров».
-Сбор и обработка информации, подготовка презентации по теме:
«Русская народная культура. История массовых празднеств и зрелищ».
-Подготовка реферата с презентацией по теме:
«Роль клубов и игровых залов в индустрии туризма»
Тема 2.2
Основные понятия анимации в туризме и ресторанном сервисе.
Содержание
4
1.
Сущность понятий «аниматор» и «анимация в социально-культурном сервисе и туризме».
2
2
2.
Функции анимационной деятельности. Типология.
2
2
Практические работы:
16
4.
Составление должностной инструкции аниматора.
4
5.
Моделирование анимационной деятельности на конкретном примере (ресторанный сервис).
6
6.
Моделирование анимационной деятельности.
6
Самостоятельная работа обучающихся
6
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Сбор и обработка информации, подготовка презентации по теме:
«Анимация в социально-культурном сервисе и туризме».
-Подготовка реферата с презентацией по теме:
«Формы работы с отдыхающими».
6
Тема 2.3
Анимационная программа и формы организации
Содержание
10
1.
Формы работы с разными возрастными группами
2
2
2.
Анимация в деловой деятельности. Анимация исторических личностей. Анимация городских памятников и статуй.
2
2
3.
Музейная, анимационная, и аттрактивная анимация. Анимационная деятельность в ресторанном сервисе.
2
2
4.
Формы анимации, основанные на местном фольклоре и национальном культурном наследии
2
2
5.
Национальные особенности отдыхающих, их учёт при разработке анимационных программ
2
2
Практические работы:
24
7.
Исследование детской анимационной программы.
4
8.
Разработка и проведение подростковой анимационной программы
4
9.
Разработка и проведение анимационной программы для инвалидов.
4
10.
Разработка и проведение анимационной программы. для пенсионеров.
4
11.
Разработка и проведение анимационного мероприятия для малых групп.
4
12.
Решение ситуационных задач – проблемных и конфликтных во время проведения анимационного мероприятия.
4
Самостоятельная работа обучающихся
18
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка реферата с презентацией по одной из тем:
1.Виды анимационных программ.
2.Роль аниматоров в организации и реализации анимационных программ.
3.Технологический процесс создания анимационных программ.
-Выполнение заданий:
-Подготовить программу конкурсов и заданий к анимационным мероприятиям с презентацией.
- Разработать костюмированный тур с использованием мультимедийных технологий.
- Составить вечернюю программу мероприятий для туристов в гостинице курортного типа.
- Подготовка презентаций по темам:
- «Анимационная программа с детьми и подростками».
- «Игровые технологии, используемые в анимационной деятельности».
- «Социально-профессиональные характеристики потребителей туристских услуг».
- «Квалификационные требования к аниматорам».
Тема 2.4
Драматургия и режиссура как основа анимационной деятельности
Содержание
4
1.
Режиссура в технологии досуговой деятельности. Создание сценической обстановки, световое и звуковое оформление.
2
2
2.
Номер как единица анимационной программы.
2
2
Практические работы:
8
13.
Разработка сценария.
4
14.
Разработка и проведение шоу программы.
4
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка реферата с презентацией по одной из тем:
-Организация зрелищно-игровых и конкурсных анимационных программ.
-Роль театральных, концертных и кинозалов в индустрии туризма.
4
Тема 2.5
Безопасность анимационной и экскурсионной деятельности.
Содержание
3
1.
Организация безопасности во время туристско – экскурсионного обслуживания ( выездных мероприятиях, спортивных, предотвращение несчастных случаев во время анимационных мероприятий).
2
2
2.
Дифференцированный зачёт.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
5
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы:
-Подготовка реферата с презентацией по одной из тем:
-Безопасность анимационной и экскурсионной деятельности на туристских объектах.
-Безопасность анимационной и экскурсионной деятельности в тематических парках.
Учебная практика
Виды работ:
- организация движения группы по маршруту;
- взаимодействие со службами быстрого реагирования
- организация досуга туристов;
- проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном, языках;
- проведение инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контроль наличия туристов:
- обращение за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оценка качества туристского и гостиничного обслуживания туристов;
18
Производственная практика
Виды работ:
- сопровождение туристов на маршруте
- организация движения группы по маршруту;
- взаимодействие со службами быстрого реагирования
- организация досуга туристов;
- проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном, языках;
- проведение инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контроль наличия туристов:
- обращение за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оценка качества туристского и гостиничного обслуживания туристов;
36
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм.02.
предоставление услуг по сопровождения туристов
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Турагентская и туроператорская деятельность учебный тренинговый офис».