Технология системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы 
 «Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения. Технология системно-деятельностного подхода».
Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Принципы системно-деятельностного подхода:
Личностно ориентированные принципы:
адаптивности; развития; психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы:
образа мира; целостности содержания образования; систематичности; смыслового отношения к миру; ориентировочной функции знания; овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы:
Обучения деятельности; управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; управляемого перехода от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности; принцип опоры на предшествующее развитие; креативный принцип
Функции системно-деятельностного подхода:
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», 
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
В преподавании русского языка системно-деятельностный подход – это единство процессов:
	совершенствования речевой деятельности и развития речемыслительных способностей; 
	формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков
Системно - деятельностный  подход:
	Усвоение системы лингвистических  понятий. 
	Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы.
	Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка.
	Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности. 
	Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности.  
	Применение полученных знаний,  умений и навыков в учебной и практической деятельности.
Рассмотрим, как можно применить системно-деятельностный подход на примере некоторых разделов русского языка. 
Основные сведения о языке и речи.
Осознание одного из главных требований к речи: точность употребления слов в речи в соответствии с его лексическим значением.
Объяснение лексического значения слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).
Определение значения слова с опорой на морфемное строение: 
1) с учётом значения корня (обижать друга обида, обежать вокруг дома  бежать, бег);
2) с опорой на значение словообразующих морфем:
оват ый - «чуть-чуть.., немного...»;
тель ниц а –«женщина, которая...»,
е ть – «становиться (каким?) ...» и т.п.  
Лексикология как раздел лингвистики. Слово  единица языка и речи. Лексическое значение слова.  
Основные способы объяснения лексического значения: 
краткое толкование значения слова, 
подбор синонимов, антонимов, 
подбор ближайшего однокоренного слова  (словообразовательное толкование: ущелье  щель между горами); 
наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография).
Какая работа должна проводиться на уроке: 
Работа с толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова. 
Работа со словарями синонимов и  антонимов с целью обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли.
Уместное использование слов-синонимов в речи с учётом их стилистической окрашенности.
Распределение слов на тематические группы.
Наблюдение за использованием родовых и видовых понятий в научных определениях, включённых в школьные учебники по разным предметам.
Использование слов одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным. 
Таким образом, каждый урок русского языка  становится  уроком развития речи! 
 Развивая речь, мы учим школьника:
	думать, рассуждать;
	интересоваться окружающим миром;
	анализировать и оценивать прочитанное, прослушанное,  увиденное 
	выражать результаты этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания.
	адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования
	извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы, рисунка   и  т.п.)
	пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста
	сравнивать содержание текста и иллюстративный материал, сопровождающий его
	проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров
	сопоставлять разные тексты по заданному параметру
	оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к тексту.
	редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении
	использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально-этическую тему
	самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное):
на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся
на основе текста, пословицы, афоризма, картины, фотографии, фотоколлажа, рисунка, схемы, таблицы
на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта