Конспект урока литературы Колумб Замоскворечья (10 класс)


Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
обучающая: знакомство с ролью А.Н.Островского в развитии русского театра, расширение знания о драматургии А.Н.Островского, обобщение сведения о творческих людях (писателях, актерах, режиссерах).
развивающая: развитие речи, ассоциативно-образного мышления, воображения, памяти.
воспитательная: воспитание цивилизованной личности, повышение ее культуры, поведения, привитие любовь к театральному искусству.
Оснащение урока. Урок проводится в кабинете литературы. На уроке используются наглядные пособия: портрет А.Н.Островского, видеозапись фильма "Гроза", видеозапись "Замоскворечье", презентации о театре А.Н.Островского и А.П.Чехова, о комедиях А.Н.Островского. Раздаточный материал для индивидуальной, групповой, фронтальной работы.
Пояснение: Домашнее задание проверяется в ходе урока (выразительное чтение, сообщения и презентации о Малом театре, его пьесах, актерах).
Ход урока
1. Организационный момент.
Настроить обучающихся на предмет литературы, проверить наличие записи даты, темы урока.
На доске: запись даты, темы, эпиграфов.
"У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского"". Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому
"Моя задача - служить русскому драматическому театру". А.Н. Островский "Автобиографическая записка"
Обращение к эпиграфам.
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.А. Р. КугельАлекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (14 (26) августа 1864, Мозырь — 5 октября 1928, Ленинград) — русский и советский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало».\
2. Слово учителя (или видеозапись "Замоскворечье")
У А.Н.Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуарах многих театров "Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса",- писал А.Н.Островский.
Наша задача - познакомиться с деятельностью и ролью А.Н.Островского в развитии русского национального театра.
Всмотритесь в портрет А.Н.Островского. "В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит А.Н.Островский в домашней шубейке и только глаза его - свидетели горячей в нем внутренней жизни". (В.Я.Лакшин)
Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, где кипит пузатый самовар, на белой скатерти янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.
Свои первые литературные опыты Островский начал дерзкими ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой. Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, здесь от всех болезней лечили банькой, здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов, здесь одни презирали моду из принципа, другие же любили разодеться:
Островского считали летописцем этой жизни, называли "Колумбом Замоскворечья".
3. Изучение нового материала. Лекция учителя совместно с выступлениями обучающихся, презентации, инсценировки.
"А.Н.Островский - создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе". Запись тезисов.
Учитель: Что собой представляла русская драматургия до Островского?" Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище,- писал Белинский в 1845 году.- У нас есть комедии Фонвизина, "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя - и, кроме них нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного". В 40-е годы 19 века на сцене процветали напыщенные мелодрамы, бессодержательные водевили (комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами) (обучающиеся записывают в словарик понятие "водевиль"). В 1849 году молодой драматург Островский написал пьесу "Свои люди - сочтемся!". Н.А.Добролюбов, признавая талант Островского , писал: "Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского - это нечто новое, чему дали бы название "пьес жизни". В 1873 году написана особая пьеса - сказка в стихах "Снегурочка" на музыку Корсакова. В "Снегурочке" автор формулирует философию человека, жизни, любви. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.
Давайте послушаем, как диалог помогает раскрыть красоту природы города Калинова. Сейчас Саша, Антон, Дима покажут нам свое актерское мастерство, которое называется "Озвучка". (На основе видеофрагмента пьесы "Гроза" ребята стараются голосом передать разговор персонажей).
Обсуждение увиденного и услышанного.
Учитель: Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста. Важным фактором является выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу.
- Перенесемся в 19 век, в старинный город Калинов, а помогут нам Паша, Коля, Андрей, Вова. Они продемонстрируют нам актерское мастерство, которое называется "Ситуация". (Ребята разыгрывают ситуацию на улице из пьесы Островского "Гроза".)
Обсуждение увиденного и услышанного.
Учитель: Островский много сил и времени уделял общественной деятельности. Он был создателем "Артистического кружка", "Общества русских драматических писателей", постоянно помогал молодым драматургам. Это профессия сложная. Многие этого не понимают.
- Давайте попробуем представить себя в профессии актера, режиссера, менеджера и поиграем в игру "Мгновенные ответы".
4. Проверка индивидуального домашнего задания.
- Приглашается Вася Салеев. Он расскажет нам о Малом театре и продемонстрирует презентацию о нем.
Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято называть "вторым московским университетом". Часто можно было услышать: "В Москве два университета - на Моховой (МГУ) и на Театральной". "Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре".
Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдателем Малого театра. Он писал: "Я знал московских актеров с 1840 гада:" Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. Была поставлена комедия " Не в свои сани не садись", которая прошла с большим успехом). За Малым театром закрепилось название Дом Островского". Сюда он приходил ежедневно.
- И работали здесь замечательные артисты, о которых нам расскажет Алла.
Свои пьесы Островский читал артистам сам. Островский был режиссером - постановщиком своих пьес; он распределял роли, проводил репетиции с актерами. "Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и представителем ее в Петербурге был Мартынов, образавалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия". Это признание объясняет и то, почему именно здесь, у входа в Малый театр, Установлен памятник А.Н.Островскому (скульптор Н.А.Андреев, 1929г.).
Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов - один из лучших комических актеров, Ольга Осиповна Садовская, ученица Островского, Любовь Павловна Косицкая, одна из лучших актрис Малого театра, с глубоким народным характером, которая сыграла Катерину в пьесе "Гроза", Пров Садовский, который читал, чередуясь с Островским пьесу "Свои люди - сочтемся!".
Таким образом, в пьесах Островского ("Лес", "Бесприданница", Без вины виноватые" и др.) играли удивительные, талантливые актеры того времени.
Учитель: (благодарит ребят и дополняет).
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел. 14(2) июня 1886 года драматурга не стало.
Я думаю, что на этом ваше знакомство с театром не закончится. Чаще соприкасайтесь с театральным искусством, благодаря этому человек становится образованным и культурным. Ведь не случайно в начале урока мы заявили. Что и сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место.
5. Рефлексия.
А) Ребята записывают 10 слов, которые ассоциируются со словом театр. Задание проводится на время. Кто первый запишет 10 слов, говорит "Стоп". (слова зачитываются).
Б) Каково значение следующих слов? Суфлер, грация, интонация, дебют, компромисс, орган, невежа, распри, драма, идеал. (запись в тетрадь, думают 2-3 мин., зачитывают).
В) Вопросы к обучающимся:
- Что для вас было необычным в сегодняшнем уроке?
- Что вас заинтересовало сегодня на уроке?
6. Итоговый контроль в форме устного опроса.
Экспресс-опрос.
1. В каком году основан Малый театр? (1824 г.)
2. Какое название закрепилось за Малым театром? ("Дом Островского")
3. Как назвал пьесы Островского Н.А.Добролюбов? ("пьесы жизни")
4. Назовите пьесу, премьера которой состоялась 14 января 1853 года? ("Не в свои сани не садись")
5. Как называлась пьеса с которой Островский дебютировал в некрасовском журнале? ("На всякого мудреца довольно простоты")
6. Назовите актеров, которые своим творческим рождением обязаны Островскому? (Мартынов, Косицына)
7. Назовите пьесы Островского, которые вы запомнили?
("Лес", Бесприданница", "Доходное место", "Банкрот", "Бешеные деньги", "Горячее сердце", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "Снегурочка")7. Домашнее задание.
Прочитать пьесу "Гроза" и письменно заполнить анкету (каждому раздаются вопросы анкеты).
Анкета
Какое впечатление произвело на вас произведение "Гроза"?
Какие проблемы в нем ставит автор?
По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы ты хотел бы выступить на уроке?
Что ты оцениваешь иначе, чем автор. Почему?
Какие трудности встретились при чтении?
Какие вопросы возникли в процессе чтения?
Какие высказывания автора или его героев привлекли твое внимание? Обоснуй свой выбор высказывания.
8. Выставление оценок.