Особенности драматургии оперы М.И. Глинки


Тема урока: Особенности драматургии оперы
М.И. Глинки «Жизнь за царя»
Цель урока: выявление особенностей музыкальной драматургии оперы, анализ музыкальных эпизодов.
Задачи:
Образовательные:
эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
познакомить учащихся с особенностями драматургии оперы М.И. Глинки, фрагментами его жизни и творчества;
познакомить учащихся с понятием контраст, сопоставление в музыке.
расширить знания о жанре оперы.
Развивающие:
развивать умение анализировать произведение;
развивать умение выразить свое отношение к Родине, своему народу в процессе слушания, исполнения.
совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке;
прививать чувство любви к Родине, патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;
воспитывать музыкальный вкус.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, ТВ
Ход урока:
Учащимся предлагается посмотреть фрагмент из к/ф «Композитор Глинка» (исполнение фрагмента хора «Славься» оперы в окружении Пушкина, Жуковского, Гоголя)
Учитель: Как вы думаете, о чем будет урок?
Учащиеся: Об опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями драматургии героико-трагической оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». С героическими образами русской истории. М.И. Глинке мысль о создании оперы «Иван Сусанин», именно так хотел изначально назвать свою оперу композитор, подал В.А. Жуковский. Композитор говорил: «…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки – всё это разом вспыхнуло в голове моей».
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Либретто сочинил популярные в то время автор барон фон Розен, Василий Жуковский.
Позже композитор перепишет либретто. Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных черт его духовного облика.
Прочитать в учебнике на стр.107 о музыкальной драматургии
Учитель: Драматургия оперы М.И. Глинки строится на сопоставлении двух противоборствующих миров: русские – Иван Сусанин его дочь Антонида, приемный сын Ваня, ополчение и поляки – передовой отряд поляков, польская шляхта во дворце у короля Сигизмунда. Первому акту предшествует Интродукция.
Учащимся предлагается проработать значение слова интродукция в музыкальных словариках.
Учитель: У вас на столах лежат программки оперы «Жизнь за царя». Посмотрите, как построена драматургия оперы?
Учащиеся: По принципу контраста, темам русского народа противопоставляются темы польской шляхты.
Учитель: Какие особенности музыкального языка в интродукции, каков характер мелодии?
Учащиеся: Интродукция начинается звучанием мужского хора и солиста: мелодия широкая, мужественная, распевная. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно. Глинка  показывает силу, героизм и неустрашимость народа.
Учитель: Как музыкальная речь воина соотносится с общим эмоциональным строем сцены?
Учащиеся: В интродукции во время звучания песни воина-солиста и хора дружины были разбиты основные отряды поляков и ополчение возвращается на освобожденную русскую землю, к своим домам.
Учитель: Что является главным в этом музыкальном образе хора?
Учащиеся: Основу составляют хоровые сцены. Композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо. Народ защищает свою Родину.
Учитель: Образы врагов – поляков – композитор раскрывает во втором действии оперы, в зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати шляхты. Поляки хвалятся  победами и уверены, что завоюют Русь. Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка. Наиболее важное значение в характеристике лагеря польской шляхты приобретает мазурка.
Учащимся предлагается прослушать мазурку из оперы.
Учитель: Какой характер польской щляхты изображен в мазурке?
Учащиеся: В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми.
Учитель: Какими выразительными средствами рисует их арессивное Credo?
Учащиеся: Композитор использует мазурку, так как именно этот танец имеет острый, пунктирный, скачущий ритмический рисунок, во вступлении звучат властные, надменные, приказные, агрессивные интонации.
Учитель: Согласны ли вы с высказыванием, что характер народа можно выразить через музыку?
Учащиеся: Да согласны, т.к. танец мазурка зародился в XII веке в Польше. Свое название он получил по имени воеводства Мазовия, где впервые возник в народной среде. А в XIII веке он становится придворным танцем. Именно музыка способна выразить характер, самые потаенные мысли, чаяния народа.
Учитель: Посмотрите в текст хора под музыку полонеза. О чем они поют?
Учащимся предлагается послушать фрагмент полонеза.
Учащиеся: Мужской хор поет: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!». Им вторит женский хор: «Весь их край – земной рай. Владеть им пора нам. Меха их, шелка их носить только нам!».
Учитель: Какие особенности музыки подчеркивают уверенность завоевателей Руси?
Учащиеся: Музыка отражает уверенность поляков аккордами на F (форте), ритм прихотливый, пунктирный, диапазон музыки широкий, спесивый. Музыка отражает надменность поляков по отношению к русскому народу.
Учитель: Обратите внимание в программе на IV действие - это кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчиков изображает их бег ночью по зимнему лесу, используется ритм мазурки, но не бравурный, а мрачный и угнетенный. Автор подчеркивает, через использования неустойчивые интонации (ув. 5/3, ум. 5/3, ум VII7), что шляхтичи почувствовали свою гибель. Эти фразировки и гармонии придают музыке ощущение тоски и скорой погибели.
Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - героя и патриота. Речитатив Сусанина «Чуют правду» - образец выразительной песенной декламации Глинки. Ария «Ты взойдёшь, моя заря» проникнута скорбным настроением. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна. В арии главного героя выражено его духовное величие.
Просмотр видиофрагмента речитатив и ария Ивана Сусанина
Учитель: Как композитор передает чувства Ивана Сусанина?
Учащиеся: Речитатив основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в решительный предсмертный момент. В оркестре повторяется нисходящие фразы из антракта к четвертому действию.
Ария «Ты взойдешь моя заря…», полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, возвышенно и с твердостью   духа, жертвует  своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
Учащиеся: Неторопливый темп, скорбный склад мелодии, интонации передают выдержку, гордость, силу воли героя. Понимая, что смерть неизбежна Иван Сусанин обращается к Богу. Лишь он один является его поддержкой и опорой, поэтому интонации мольбы к Богу и интонации уверенности в светлом для России.
Учитель: Какова роль оркестра в этой сцене?
Учащиеся: Оркестр звучит очень выразительно, словно досказывает мысли Ивана Сусанина.
Учитель: Созвучна ли Ария Ивана Сусанина картине М. Фаюстова «Иван Сусанин»?
Учащиеся: Да, созвучна. На картине мы видим контрасты светлого и темного цветов, суровый, мужественный образ Ивана Сусанина, противопоставлен испуганным, злым польским захватчикам, которые удивлены такой стойкостью крестьянина даже если он знает что умрет и это подчеркивает особенность драматургии оперы в восприятие основного конфликта.
Учитель: Тема беззаветной любви к Родине, самоотверженности – вот основное качество русского человека, которое изобразил в своей опере композитор. Но место подвигу в нашем народе живет генетически.
Скажите, пожалуйста, когда проявляются лучшие качества народа?
Учащиеся: Во время сложных испытаний, во время войны.
Учитель: Композитор Е. Жарковский в содружестве с поэтом К. Ваншенкиным написали песню «Женька», о событиях времен Великой Отечественной войны.
Учащиеся исполняют песню «Женька».
Учитель: О чём мы сегодня говорили, выразите одним существительным.
Учащиеся: Опера
Учитель: Составьте синквейн к слову опера.
Учащиеся: Патриотическая, завораживающая.
Слушаем, переживаем, сопоставляем.
Место, где смотрим и слушаем оперный спектакль.
Искусство.
Итог урока:
Учитель: Почему близки нам сюжеты, которые так далеки от нас во времени?
Учащиеся: Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих близких и родных людей. В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые также самоотверженно могут защищать свою Родину и близких людей.
Учитель: Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложил главный принцип драматургии – контраст, «противопоставить русской музыке – польскую». Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.