Групповой творческий проект Создание музея истории техники, технической мысли и технического творчества
Управление образования МО «Малопургинский район»
МОУ СОШ с. Уром
МОУ ДО «Малопургинский ЦДТ»
Создание музея истории техники,
технической мысли и технического творчества
(творческий проект)
Авторы проекта: учащиеся 10 класса МОУ СОШ с. Уром Малопургинского района Ахкямиев Виталий, Шадрин Виталий, Ефимов Алексей, Бочкарева Анастасия; учащийся 8 кл. Жихарев Дмитрий.
Руководитель проекта: Петров Г. С., учитель физики и информатики МОУ СОШ с. Уром Малопургинского района, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Малопургинский ЦДТ», высшая квалификационная категория.
2017
с. Уром
Оглавление
1.Введение ………………………………………………………………………………..3
1.1. Актуальность проекта……………………………………………………...3
1.2. Цель и задачи проекта……………………………………………………...4
2.Организация работ над проектом……………………………………………………...5
2.1. Команда и партнеры проекта, его целевая аудитория и география…….5
2.2. Механизм реализации ……………………………………………………..6
2.3. Календарный план работы………………………………………………....6
2.4.Возможные риски, пути их решения…………………………….…….....7
2.5. Продукт проекта (результаты) ………………………………………..…..8
3.Заключение……………………………………………………………………………...9
4.Литература…………………………………………….. ………………………………10
5.Приложения…………………………………………………………………………….11
5.1.Приложение 1. Фотографии некоторых экспонатов
нашего музейного уголка…………………………….11
5.2. Приложение 2. Первичная подготовка экспонатов…………………… 12
5.3. Приложение 3. Интересные самодельные
«чудо-экспонаты» музейного уголка…………………..12
5.4. Приложение 4. Самодельные робот-гид и
электронный экзаменатор…………...14
5.5. Приложение 5. Экскурсии в формируемый нами музей……………...14
5.6. Приложение 6. Выдержки из статей районной газеты «Маяк»………..15
«Своим музеем я хочу научить людей гордиться своей жизнью»
Орхан Памук
1.Введение.
«Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости»
А.С. Пушкин
Уходят в историю ламповый и транзисторный радиоприемник и электропроигрыватель, массивный катушечный магнитофон и первые советские калькуляторы, пленочные кинопроектор и фотоаппарат, дисковый телефонный аппарат и ламповый телевизор, пленочный диапроектор и достаточно миниатюрный кассетный магнитофон, первые электроутюги и электробритвы…
Многих этих вещей младшие школьники, учащиеся среднего звена и даже старшеклассники уже не знают. Но ведь во всех этих устройствах, в принципе их работы кроется какой-нибудь физический закон, научные и технические открытия, изобретения.… На уроках физики и др. уроках, на технических кружках, а также проводя экскурсии в музей во внеурочное время, через подобные простые бытовые предметы можно показать историю развития техники, технической мысли, прикладное значение физики, ее важную роль в научно- техническом прогрессе. Поэтому мы решили создать в кабинете физики музейный уголок техники.
Актуальность проекта
Ближайший к нам музей – районный краеведческий, находится в районном центре в с. Малая Пурга (30 км от с. Уром, от некоторых других деревень нашего МО еще дальше). Но в нем отдел технических экспонатов скудный. Имеется железнодорожный музей в г. Агрыз в 35км от нас. Республиканский краеведческий музей, другие музеи республики расположены еще дальше.
Таким образом, музеев соответствующей тематики в ближайшем нашем окружении нет, а потребность в них имеется. Подтверждение в необходимости подобного музея мы получили по публикациям в районной газете (см. приложение 6).
В наших, сельских условиях, где нет государственных музеев, наш музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи. Он частично восполнит имеющийся «вакуум» и будет способствовать пропаганде и популяризации технических знаний, поможет сельским школьникам и жителям прикоснуться к истории техники, технической мысли и технического творчества, не выезжая далеко. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Рассчитан он как на детей, так и на взрослых, но приоритетной является детская аудитория.
1.2.Цель и задачи проекта.
Цель нашего проекта: Комплектование фондов и раскрытие экспозиционных комплексов музея и последовательности их показа.
Задачи проекта:
1.Организовать поиск, сбор, учет, хранение и реставрацию экспонатов с привлечением к этой работе учащихся, учителей и родителей.
2.Осуществить размещение экспозиций музея в кабинете физики с использованием витрин, стендов, столов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.
3. Оформить экспозиции в музее:
«История развития радиосвязи в России».
«А.С. Попов-изобретатель радио»
«История телевизора: от изобретения до наших дней».
«Эволюция счетных устройств: от камушков досовременных суперкомпьютеров»
Экспозицию самодельных физических приборов, действующих макетов, моделей, наглядных пособий, изготовленных учащимися на физико-техническом кружке для уроков физики и занятий кружка.
4.Организовать сбор информационных материалов для составления текстов бесед и лекций с экскурсантами разных возрастных категорий.
Наш проект предусматривает создание в кабинете физики уголка музея истории техники, технической мысли и технического творчества. В нашем уголке уже представлены многие экземпляры бытовой электро-и радиотехники советского периода, фото и киноаппаратуры, механических счетных устройств, калькуляторов, печатных и швейных машин. Имеется даже патефон. На сегодня собрано 214 интересных экспонатов. Экспонаты постоянно пополняются. К этой работе привлекаем бывших выпускников, учителей, родителей. Отдельно необходимо отметить выпускника нашей школы 1980года Иванова Виктора Ивановича, (он был самым активным членом радиотехнического кружка, проводимого в те годы руководителем нашего проекта Петровым Г.С.,) который подарил музею большое количество бытовой радиоаппаратуры советского периода: радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, телефоны. Они заняли достойное место на полках музейного уголка.
По классификации известных музееведов Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич, согласно которой главным критерием являются способ и уровень интеграции музея в учебный процесс, формируемый нами музей по жанру можно отнести к музею – экспозиции. Руководитель нашего проекта, учитель физики Петров Г.С., уже сегодня широко использует материалы формируемого музея, экспонаты на своих уроках, демонстрируя прикладное значение физики, гармонично связывая историю развития технической мысли с современностью. В будущем наш уголок должен перерасти в школьный музей истории техники, технической мысли и технического творчества.
2.Организация работ над проектом.
2.1. Команда и партнеры проекта, его целевая аудитория и география
Для реализации проекта нами набрана команда в составе:
Ахкямиев Виталий (руководитель команды)
Агафонов Артур, учащийся 10кл (завхоз: отвечает за учет, хранение экспонатов)
Бочкарева Анастасия учащаяся 10кл (художник-оформитель)
Шадрин Виталий, учащийся 10кл (реставратор)
Ефимов Алексей, учащийся 10кл (реставратор)
Жихарев Дмитрий, учащийся 8 кл (реставратор)
Добровольцы, учащиеся 7-11кл. (поисковики-15чел)
Партнеры нашего проекта: выпускники школы, родители, районный краеведческий музей, республиканский краеведческий музей, редакция районной газеты «Маяк», журнал «Кенеш».
Руководитель проекта - учитель физики МОУ СОШ с. Уром Малопургинского района Петров Г.С., учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный работник народного образования УР, победитель Конкурса лучших учителей РФ 2008 и 2013г.
Аудиторию, под которую мы создаем наш музейный уголок, условно подразделяем на следующие группы:
1.Воспитаники детского сада (3-7 лет)
2.Учащиеся младших классов (7-10 лет)
3.Учащиеся среднего звена (10-14 лет)
4.Учащиеся старших классов (15-18 лет)
5.Взрослое население (старше 19 лет)
Соответственно, готовим «подстроенный» под них информационный материал для проведения бесед и лекций. Проект реализуется в МОУ СОШ с. Уром Малопургинского района УР, в которой учатся дети из 8 населенных пунктов МО «Уромское» Малопургинского района: с. Уром, д. Алганча-Игра, д. Карашур, д. Пытцам, д. Баднюк, д. Бажаново, д. Косоево, д. Лебедевка. Таким образом, проект охватывает большую часть МО «Уромское».
2.2. Механизм реализации проекта
Для реализации проекта мы выбрали следующие основные стратегии:
1.Создание поисковой группы музея.
2. Изучение краеведческой литературы, литературы по истории техники, музейному делу.
3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
4. Создание экспозиций, разделов музея.
5. Оформление интерьера музея.
6.Создание совета и актива музея.
7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
8. Организация группы экскурсоводов,
9. Сбор информационного материала для составления текстов бесед для разных категорий посетителей формируемого музея.
9. Создание фото и видео летописи проекта.
2.3.Календарный план работ
(наша программа-минимум)
Наименование и описание основных мероприятий. Сроки начала и окончания Ожидаемые итоги
1. Создание совета и актива работы музея, поисковой группы Сентябрь 2016г. Активизация работы по созданию музея
2. Сбор информационного материала для составления текстов бесед с экскурсантами музея, изучение литературы.
В течение года Получение новых технических знаний, знаний об экспонатах музея
3.Поиск, сбор, учет, хранение и реставрация экспонатов
(см. приложение 2) В течение года Увеличение количества и разнообразия экспонатов
4.Создание экспозиций музея:
В течение года: Повышение интереса учащихся и посетителей к экспонатам музея, к музею, к работе по созданию музея.
Увеличение количества добровольных помощников музея
1)«История развития радиосвязи в России». Сентябрь-ноябрь
2016г 2)«А.С.Попов - изобретатель радио» Декабрь
2016г 3) «История телевизора: от изобретения до наших дней».
Январь-март
2017г 4)«Эволюция счетных устройств: от камушков до современных суперкомпьютеров»
(см. приложение 1) Апрель-май
2017г В формируемом нами музее в настоящее время мы собираем информационный материал для составления бесед и лекций с посетителями музея, а также создаем экспозицию из самодельных физических приборов, действующих макетов, моделей, наглядных пособий, изготовленных учащимися на физико-техническом кружке для уроков физики и занятий кружка. Например, большой интерес среди посетителей музея вызывают робот-гид и самодельное электронное устройство для контроля знаний учащихся (см. приложение 4), изготовленные нами на физико-техническом кружке. Робот покоряет экскурсантов своим умением приветствовать гостей механико-металлическим голосом, а электронное устройство - способностью проверять знание учащимися физических формул, законов, определений с одновременным отсчетом времени поиска ответов на вопросы (см. приложение 4)
С мая 2017г- до момента, когда количество экспонатов превзойдёт ограниченные площади кабинета физики и наступит время, когда мы будем искать отдельное помещение под создаваемый нами музей - это наша программа- максимум! Мы верим, что этот момент наступит!
2.4.Возможные риски, пути их решения.
Наиболее вероятный риск нашего проекта - это непосещаемость музея в отдельные моменты. Для привлечения посетителей мы на физико-техническом кружке изготовили Робота-гида (см. приложение 4), который умеет говорить голосом робота и вызывает у посетителей интерес. Также большой интерес вызывают у детей другие самодельные конструкции по разным темам физики, которые мы периодически выставляем в нашем музейном уголке (см. приложения 3, 4). Для поддержания постоянного интереса к нашему музею мы периодически будем обновлять экспозицию самодельных конструкций, поэтому работаем над пополнением коллекции самоделок. В арсенале нашего руководителя имеется большой запас документации и инструкций по их разработке. Также мы черпаем идеи для конструирования самоделок по физике и технике в сети интернет.
2.5. Продукт проекта (результаты).
Продуктом нашего проекта является музейный уголок в кабинете физики, где размещаются экспонаты музея с использованием витрин, стендов, столов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др. (см. приложение 1).В настоящее время собрано 214 экспонатов, на демонстрацию выставлено 187, оформляются следующие экспозиции:
1)«История развития радиосвязи в России».
2)«А.С. Попов-изобретатель радио»
3) «История телевизора: от изобретения до наших дней».
4)«Эволюция счетных устройств: от камушков до современных
суперкомпьютеров»
5) Экспозиция самодельных физических приборов, действующих
макетов, моделей, наглядных пособий, изготовленных учащимися на
физико-техническом кружке для уроков физики и занятий кружка.
Собран информационный материал для составления бесед и лекций с экскурсантами (пока для малышей и учащихся ср. возраста), идет сбор материала для старшеклассников и взрослого населения. Для учащихся ГПД мы уже провели несколько экскурсий (см. приложение 5)
Результат проекта оказывается положительным для всех:
дети, взрослое население МО «Уромское» получают возможность прикоснуться к истории техники, технической мысли и технического творчества, не выезжая далеко, у них повышается уровень технических знаний. Это улучшает качество социальной среды, повышает техническую культуру детей и взрослых.
Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.
Работа по пополнению и обновлению экспозиций музея приведет к развитию у учащихся интереса к истории техники, к физике, к исследованиям, к научно-познавательной деятельности, к развитию самоуправления в процессе работы над проектом, в результате чего у учащихся повышается успеваемость и качество знаний по физике, истории, географии, технологии.
Устанавливаются контакты с архивами, музеями. Привлечение к проекту родителей, общественности приводит к укреплению связи между школой и родителями.
В будущем музейный уголок должен перерасти в школьный музей истории техники, технической мысли и технического творчества.
3.Заключение
Наш проект «Создание музея истории техники, технической мысли и технического творчества» находится в стадии реализации. Программа-минимум проекта подходит к завершению, впереди нас ждет реализация программы –максимум. Поэтому проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся и родителей. Мы будем считать, что проект (его программа – максимум) реализован успешно, когда количество экспонатов превзойдёт ограниченные площади кабинета физики, и наступит время, когда нам придется искать отдельное помещение под создаваемый нами музей. Мы в это верим!
Работа над данным проектом помогла нам самореализоваться, мы поверили в свои силы и теперь выставляем свой проект на защиту в районном конкурсе. Нам значительно легче понять сложный материал физики на простых и наглядных примерах музейных экспонатов. У нас появился интерес к исследовательской деятельности. Мы раскрыли значимость и практический смысл изучаемых на физике теоретических вопросов, потому что руководитель нашего проекта, учитель физики Петров Г.С., уже сегодня широко использует экспонаты и материалы формируемого музея на своих уроках, демонстрируя нам прикладное значение физики, гармонично связывая историю развития технической мысли с современностью. Дети, взрослое население МО «Уромское» получают возможность прикоснуться к истории техники, технической мысли и технического творчества, не выезжая далеко, у них повышается уровень технических знаний. Это улучшает качество социальной среды, повышает техническую культуру детей и взрослых.
А привлечение к проекту родителей, общественности приводит к укреплению связи между школой и родителями. Поэтому будем продолжать работу в этом направлении.
Наши дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:
Организация и проведение конференции «Пусть поколения помнят».
Вовлечение учащихся начальных классов в работу по созданию музея.
Установление деловых контактов с подобными музеями других школ.
Приобретение оснащения для проведения лекций с посетителями музея, для изготовления стендов, наглядности: компьютера, мультимедийного проектора, сканера, принтера.
Подбор отдельного помещения под музей, когда он «перерастет» масштабы кабинета физики (А это обязательно будет, мы в это верим!)
Юридическое оформление музея.
Литература:
-490283531750
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977. - 159 с.
Глазырин А.И. Самодельные приборы по физике. М.: Академия педагогических наук, 1953. - 515
Головин П.П. Школьный физико- технический кружок: Кн. для учителя: Из опыта работы /Под ред. Б.М. Игошева. - М.: Просвещение,1991.- 159 с.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 7 классах средней школы. Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. -175 с.
Горский В.А.Техническое конструирование. Издательство: М.: ДОСААФ Год издания: 1977.
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003
«Маяк», Малопургинская районная газета, № от 03.04.2013г и 2014г
Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П., /Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с.132-135)
«Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10 (с.143-146)
Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
Туманов Е.Е., Школьный музей, М,2002
Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005. С.133
Приложения.
Приложение 1. Фотографии некоторых экспонатов нашего музейного уголка:
143319587630
Стали уже историей, и кинопроектор, и фотоувеличитель…
1023620-3810
и ламповый радиоприемник, и проигрыватель, и массивный катушечный магнитофон, и достаточно миниатюрный кассетный...
1099820250190
33020474980 ...и дисковые телефонные аппараты…
…и ламповые и транзисторные телевизоры...
366395-367665
Эволюция счетных устройств: пальцы рук- камушки-палочки-абак-счеты-арифмометр-логарифмическая линейка-калькулятор-компьютер-суперкомпьютер-что дальше?
Приложение 2. Интересные самодельные «чудо-экспонаты» нашего музейного уголка (На очной защите мы их представим «вживую»):
1) «Чудо-птица»
-7620162560Эта симпатичная «чудо-птица» спокойно кланяется вперед- назад и совершенно не думает упасть, что предвещает нам наш повседневный житейский опыт.
4462145133985
2)«Прилежный пильщик»
2306320304165
«Вжик!-вжик! Пилю-пилю, скоро допилю!»
Интересно, а как этот пильщик при работе не падает? Чудеса!
-381098425
3)«Самолет-невидимка»
480695157480
«От винта! Скоро взлечу!»
Угадайте, что удерживает самолет в равновесии? Он же должен «клюнуть» носом?
4) «Отважный рыцарь»
А этот «Отважный рыцарь», опираясь на острие иглы, способен выполнять такие трюки, которые простой человек не может выполнить даже на ногах: крутиться вокруг вертикальной оси, качаться на острие иглы в любых плоскостях…
4138295100965
5) « Чудо-паровоз»
828675152400
Паровоз, который может мчаться по канату. Где можно такое увидеть?
Только в уголке самодельных конструкций нашего музея.
Как же этот паровоз не опрокидывается на бок?
3452495240665
6)«Жонглер-канатоходец»
На двухколесном велосипеде по канату да еще и жонглировать?
Это разве не чудо?
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»
А.С. Пушкин
Приложение 3. Выдержки из статей районной газеты «Маяк», подтверждающие актуальность музейной работы:
«Маяк» от 03.04.2013г, статья «Этот многоликий Петров»:
262382034925
«… в голове куча идей, которые только успевай реализовывать, и претворять в жизнь. Вот и сейчас он работает над созданием в школе музея техники. Который, конечно, нам нужен».
(С. Гусманова)
«Маяк» от 2014г :
2)»Маяк» от 2014г:
« Но особое восхищение и эмоции у меня и у ребят вызвал домашний музей жителя Малой Пурги Валентина Яковлевича Дедова. Не могу назвать это просто собранием предметов старины. Это настоящий музей в двух отдельных комнатах, в которых с любовью собран материал о XX веке нашей страны на примере жизни и судьбы нескольких поколений Дедовых»
(З.М. Гондырева, руководитель кружка
«Музееведение», Малопургинский ЦДТ).
-5104130-173990