Внеклассное занятие по русскому языкуПутешествие в страну Лингвинию
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в Лингвинию»
Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы учащихся, их способности;
- увеличить словарный запас учеников;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение учащихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор;
презентация Microsoft Power Point.
Здравствуйте, дорогие ребята! Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в Казахстане. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат русский язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся писатели и мыслители.
Дети показывают портреты писателей и говорят их слова.
«Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»- говорил великий Абай Кунанбаев.
Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию.
(Слайд 2) Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. (Слайд 3)
На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.
Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).
Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри).
(Слайд 4)
А теперь проведем лингвистическую разминку.
Лингвистическая разминка.
Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
Как большой дом превратить в маленький?
В каких словах по сто согласных?
Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Слайд 5)
Итак, отправимся в путь.
(Слайд 6)
1. Станция «Фонетическая»
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1)из слова ЛЁН – цифру,
2) из слова ЛЕЙ – название дерева
3) из слова ЛОБ – название настила
4) из слова ЛЮК – большой мешок,
5) из слова ТОК – домашнее животное,
6) из слова ШЕЛ – неправду,
7) из слова ШЕЙ – просьбу,
(Слайд 7)
2. Станция «Орфоэпическая»
Расставьте ударения в следующих словах:
Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
(Слайд 8)
3. Станция «Орфографическая»
Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждое слово вы получаете 1 балл
(Слайд 9)
4.Станция «Словообразовательная»
Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень.А вы попробуйте найти корень в следующих словах:
БЕСЕДКА, БЕСТОЛКОВЫЙ,БЕЗДЕЛЬЕ,БЕЗДОННАЯ,БЕСЁНОК,БЕСКОЗЫРКА.
(Слайд 10)
5.Станция «Лексическая»
Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
(Слайд 11)
Станция «Фразеологическая»
Кричать во всю Ивановскую
Болтлив как сорока
хоть иголки собирай
навострить уши
нем как рыб
Не видно ни зги
воды в рот набрать
Хоть пруд пруди
Пропустить мимо ушей
отбиться от рук
Держать в ежовых рукавицах
раз-два и обчелся
(Слайд 12)
7.Станция «Морфологическая»
Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, войся Бармаглота,сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастый Брандашмыг!
(Слайд 13)
8.Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
1 команда К
2 команда Л
3 команда Т
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
(Слайд 14)
9. Станция «Пунктуационная»
О каких знаках препинания идет речь?
1.Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
2.Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
3.Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный
И не окончен разговор
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Стихи С.Пивоварова
(Слайд 15)
2.Расставьте недостающие запятые.
Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,улетая:
- Вот что значит запятая!
(Слайд 16)
Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!
Список использованных источников.
Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989
Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994
15