Методическая разработка Правила и методы резьбы по дереву 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                  дополнительного образования                                                                                                                              Дворец детского (Юношеского) творчества                                                                                       муниципального района Мелеузовский район                                                                                         Республики Башкортостан.
Правила, приемы и техника выполнения резьбы.
Методические рекомендации.
       
                                                                         Выполнил:    
педагог дополнительного образования                                                            
                                                                       высшей квалификационной категории                                                                                  
                                                              МБОУ ДО ДДЮТ муниципального                                                                                  
                                                         района Мелеузовский район РБ                                                                                   
                                                          Байшугуров Риф Самигуллович.
                                                         Мелеуз – 2014г.
                                                Аннотация
Методические рекомендации посвящены описанию основных техник работы по резьбе по дереву и разработаны, в первую очередь, для педагогов дополнительного образования, работающих в области декоративно- прикладного искусства.
                                     Пояснительная записка.
Актуальность. Резьба - один из древнейших и наиболее распространенных  видов декоративного искусства- способ художественной обработки дерева путем вырезания.  Резьба по дереву относится к числу наиболее древних видов народно – декоративного искусства. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, она получила развитие с незапамятных времен, наравне с росписью по дереву.  Известно , что художественной резьбой в древности покрывались чаши, ковши, ложки, разделочные доски, мебель и цельные избы.  Особого подъема искусство  резьбы и росписи по дереву достигло в 17 в.  В России существует несколько исторических центров художественных изделий из дерева.
Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево.  Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и прикладного декоративного искусства. Легкость его обработки простейшим  инструментом, прочность, природная красота узоров, текстуры издревле привлекали к себе внимание мастеров и художников.
Художественная обработка дерева нередко становилось предметом исследования и описания ( книги Бурикова В.Г., Власова В.Н., Карабанова И. А., Абросимова А.А. и др.)
Наши методические рекомендации в сжатом виде демонстрируют основные способы и методы работы по резьбе по дереву.
Цель работы – оказать методическую помощь педагогам – практикам, работающим в области декоративно – прикладного искусства.
                                Методические рекомендации. 
Приступая к резьбе, надо изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает присущими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются отличия в способах обработки различных пород.  Нужно иметь представление о разнообразии цветовой палитры; уметь придавать дереву искусственным путем (крашением ,тонированием, отбеливанием) нужный цвет и оттенки .Кроме того , резчик должен учитывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать гладкость или матовый блеск, воспринимать лицевую отделу, а также различия  текстуры трех основных срезов –вдоль или поперёк волокон и на торце.
Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение.  Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинается с того, что прочно закрепляем заготовку на верстаке держателями или другими приспособлениями.  Безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Начинающий резчик- любитель сможет освоить срезы и резьбу профильных форм на трех основных сторонах заготовки.
В практике обучения  по  резьбе по дереву в первую очередь стоит научить выполнению следующих техник:
Срез по наклонной.  Он выполняется исключительно по наклонной линии к слою и в направлении идущих волокон.  Такой срез получается чистым, гладким, блестящим.  Несоблюдение этого правила, например, срез против направления волокон, приводит к образованию задиров и сколов.
Срез поперек волокон выполняется полукруглой стамеской с двух сторон ( навстречу друг другу) от края заготовки к центру.  Нельзя резать от одного края до другого одним движением, так как непременно получатся сколы.  На ровной торцевой плоскости направление резания идет от краев к середине.  Резьба от середины к краям неизбежно вызывает сколы.
Резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон выполняется косячком сначала  в вертикальном положении, затем постепенно срезают грани с одной и другой стороны линии до середины выемки, держа косячок наклонно.
Резьба двусторонней выемки, расположенной по наклонной, выполняется на закрепленной  и размеченной заготовки в три приема.  Сначала режется прямая средняя линия при вертикальном положении резака на полную глубину выемки, затем – одна наклонная сторона выемки вдоль волокон.  Вторая наклонная сторона режется в обратном направлении, также по слою.  Несоблюдение этого правила резьбы приводит к шероховитым срезам, задирам и сколам.
Резьба прямых двусторонних выемок вдоль волокон выполняется без особых затруднений, если линии текстуры годичных слоев параллельны боковым кромкам заготовки и имеют прямослойное строение.  Сначала прорезается средняя линия на глубину выемки, а затем – боковые грани по наклонным линиям в любом направлении.  Если направления волокон древесины имеют отклонения от прямой линии, то резьба выполняется иначе: сначала вертикально в одном направлении прорезается средняя линия, затем – боковые грани в двух направлениях.  Главное – чтобы резак проходил вдоль волокон, по слою. Резьба по непрямослойной древесине требует аккуратности и навыка.
Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности выполняется следующим образом: размеченную заготовку прорезают полукруглой  стамеской или косячком, сначала по средней линии, затем рисуют боковые грани выемки в направлениях, указанных на рисунке стрелками.  Важно только, чтобы лезвие снимало  стружку вдоль волокон.  Следует обращать особое внимание на участки встречи граней выемки.  Снятие древесины должно проходить стружка в стружку (т.е. по очереди с каждой стороны).  Резьба по кривой или круглая выемка, расположенная на пласте вдоль волокон древесины, получается хорошо, когда режется в четырех направлениях.
Таким образом, знание и умение выполнять основные срезы, выемки- необходимо условие при художественной обработке дерева.
                                                Литература
Абросимов А.А.  художественная резьба по дереву.
 Бурикова В.Г. , Власова В.Н.  домовая резьба.
 История декоративно- прикладного искусства.  Конспект лекций.
 Карабанов И. А.  технология обработки древесины.