Интегрированный урок по технологии и изо для 3-4 классов.Тема: Украшение «пасхального яйца» техникой декупаж.


Интегрированный урок по технологии и изо в 3и 4 классах.
Тема: Украшение «пасхального яйца» техникой декупаж.
Цель занятия: изготовление изделия в технике прямого художественного декупажа по дереву.Задачи урока:Обучающие: познакомить учащихся с историей христианства, православным праздником, его традициями и символами;
расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества;
сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения;
овладеть умениями в изготовлении декоративно-прикладной поделки.Воспитывающие: создание рабочей, дружеской атмосферы;
воспитание толерантности, патриотизма, интереса к истории России и других стран;
умения работать в группе, помогать друг другу;
ответственности за свою часть работы.Дидактические: умение реализовать полученные знания в практическом применении.Развивающие:
• развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы;
• развитие образного мышления, художественного вкуса;
• раскрытие творческого потенциала, самостоятельности, становления и профессионального самоопределения.
развитие речи, мелкой моторики;
УУД:
Предметные:
Овладеть творческим видением изделия;
Стремиться к освоению нового приема декоративно-прикладного творчества;
Метапредметные:
-математика (при нахождении оси симметрии яйца)
-история (при изучении истории христианства, знакомство с новыми словами из старорусского и французского и немецкого языка, истории возникновения техники «декупаж")
-изобразительное искусство (при составлении рисунка, оформление хоровода дружбы и корзины с подарками)
-география (при изучении стран, где отмечают праздник, откуда пришел праздник, традиции и обычаи народов, где применялся «декупаж»)
Регулятивные:
Формулировать цели деятельности на этапах урока;
Планировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарища.
Тип занятия – мастер-класс, 2 часа.Метод проведения: Объяснения с элементами показа приёмов работы, правил техники безопасности, практическая деятельность, применение ИКТ.Оснащение и оборудование занятия:• выставка готовых работ; образцы материалов и инструментов;
образцы яиц, оформленных в различных техниках;
изделия, выполненные в технике декупажпрезентация «Символ Пасхи», «Декупаж»компьютер.Материалы для практической части занятия:• объект для декорирования; • салфетки с картинками для вырезания или вырывания;
акриловый клей ПВА;• кисти;• губка;• различные акриловые лаки и краски.Формы работы:
работа в группе, индивидуальная работа, парная работа.
Достигнутые цели:
Во время урока учащиеся овладевают новыми приёмами при изготовлении
пасхального яйца, развивают свои творческие способности и эстетический вкус. Одновременно получают знания по истории православного праздника «Пасха Христова». А также узнают о новом виде декоративно-прикладного творчества - технике «декупаж» Ученики, работая в паре, воспитывают толерантное отношение друг к другу, учатся анализировать свою работу и работу других, а также проводят само и взаимооценку.
Результат урока:
Учащиеся должны выполнить пасхальное яйцо в технике «декупаж», освоить и совершенствовать свои навыки в изготовлении, проявлять фантазию и выдумку, развивая художественный вкус. Собрать хоровод – символ дружбы народов всех стран и передать свое настроение в изображении зайца. Собрать корзину с пасхальными яйцами, увидев результат совместной работы и творчества.
1. Организационная беседа:
С.Ю.У нас сегодня с вами необычный урок, мы сегодня узнаем много нового, интересного, сказочного. Познакомимся с новыми понятиями, традициями, обычаями, символами и научимся творить настоящие чудеса.
Звучит пасхальный перезвон слайды– церковь.
На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!– дети
Наш мастер класс мы приурочили к светлому празднику воскресения Христа,который вчера 5 апреля отмечали католики, а 12 апреля будет отмечать весь православный народ – праздник Пасхи.
Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.Так на Руси в конце Х века было введено праздновать Пасху в первый воскресенье, следующее за мартовским полнолунием и весеннем равноденствием. В этот день все вокруг начинали радоваться весеннему теплу, солнцу, небу, земле, родным и близким, а также чужим.
Слайды- национальности России
Россия – многонациональная страна. Веками наши предки учились жить в мире, иначе нельзя, только живя в согласии, можно сеять хлеб, растить детей. Поэтому нужно учиться уважать культуру и обычаи других народов. Эту же идею миролюбия нес Иисус Христос, возрождение которого отмечают как Пасху.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своих народов. Наша страна уважает, ценит традиции и обычаи всех народов.
2. Рассказ о Пасхе, традициях и символах.
М.Н.Одним из самых значительных праздников в христианской культуре других стран считается Пасха. Праздник Пасхи отмечает половина населения земного шара. У каждого народа свои обычаи и традиции
Слайды- католическая Пасха.
Пасха принадлежит к популярным праздникам Германии, Англии, Франции и других стран, который был вчера 5 апреля. Это один из старейших христианских праздников и всегда празднуется весной. Сложно сказать, откуда произошло слово Пасха, но это слово связывают со старо-германской, богиней весны и старым немецким словом „ostra“, которое значит восход солнца с востока. Пасху связывают с повторным пробуждением природы. По церковному - Пасха значит возрождение Христа.
Католическая Пасха особенно нравится детям. В этот день утром они ищут спрятанные на лужайках пасхальные яйца, которые (по католическим верованиям и традициям) приносит пасхальный кролик или заяц. Кстати, кролик является своеобразным символом Католической пасхи, это животное изображают на всех пасхальных плакатах,  в книжках и на открытках. В процессе празднования Пасхи люди католической веры исполняют пасхальные песни, за что получают различные дары (сдобу и крашеные яйца). На протяжении всей Пасхальной недели верующие католики посещают костел и молятся, принимают участие в праздничных богослужениях.
Традиционные пасхальные символы: кулич(кулич олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение)слайд -кулич,
пасха(творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы «ХВ»)слайд – пасха,
весенние цветы(символ пробуждения жизни, красоты и любви)слайд,
яркие зайцы (зайцы или кролики олицетворяет процветание, плодородие и изображается на праздничных тарелках, салфетках, занавесках.В виде кролика выпекают различные сладости) слайд
крашеные яйца (яйцо символизирует жизнь, возрождение)слайд.
3. Постановка цели
С.Ю.Сегодняу нас тоже будут пасхальные зайчики от каждой пары, которые принесут по яркому пасхальному яйцу с Верой, Надеждой и Любовью в нашу общую корзинку, под названием – моя Семья. Ведь слово «Семья»- многоликое:
Дети:
У каждого человека должна быть полная семья; 3 класс
Мой класс и мой учитель – это тоже семья; 3 класс
Моя школа – это тоже семья; 4 класс
Наша Россия – это тоже большая семья; 4 класс
(Раздать детям и они в парах читают, можно приклеить с обратной стороны зайца)
Пусть все семьи, будут счастливы!
Мы хотим, чтобы мы всегда дружили, любили и принимали всех людей, разных национальностей и вероисповеданий!
Мы хотим, чтобы нас всегда любили родители, учителя, все, кто нас окружают!
Мы хотим, чтобы все люди на Земле жили в мире!
Мы хотим, чтобы все дети были здоровы!
Мы желаем здоровья своим родителям, близким и своим любимым учителям!
Мы хотим, чтобы мы любили своих родителей, а родители любили нас!
Мы хотим, чтобы все дети из детского дома нашли и вернулись в хорошую семью!
Мы любим свою школу и желаем всем своим учителям счастья, терпения и любви!
Мы хотим, чтобы наша огромная многонациональная страна Россия всегда была великой и гордилась нами!
Мы хотим, чтобы наши ученики, всегда были добрыми, отзывчивыми, любимыми, и не забывали своих Учителей!
С.Ю.-Это наши пожелания, которые мы сегодня с душой вложим в наши работы!К концу второго урока надо ярко раскрасить зайчика, не прорисовывая ему рот, а когда мы будем собирать нашу дружную семью, вы добавите этот элемент, передав свое настроение.
Физминутка:
Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? ------Рожки!
Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем ------в ладоши!
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка ------загорится.
4. Рассказ о традициях:
М.Н.Откуда пошла традиция, красить яйца?
Дети 4 класс:
Одна из легенд рассказывает нам об иудеях, которые после казни Христа собрались на трапезу. На столе были варёные яйца и куриное мясо. Кто-то из собравшихся сказал о том, что скоро спустя 3 дня распятый Иисус должен воскреснуть. На что хозяин дома ответил, что это произойдёт только тогда, когда курица, поданная для трапезы, оживёт, а сваренные яйца станут красными. Спустя мгновение яйца окрасились в красный цвет, а курица ожила.
М.Н.-Красят пасхальные яйца самыми различными способами. Раньше для этого использовали только натуральные красители, такие как шелуха лука, кора вишни, шафран, свёкла. Красили яйца традиционно куриные, а также утиные, гусиные и страусиные. Народные умельцы также красиво украшали яйца, сделанные из камня, фарфора, дерева, хрусталя, глины, шоколада (яйчата). Для украшения использовали самые различные техники и способы: нанесение рисунков, узоров, орнаментов, цветовых пятен, крапинок, полосок. Поэтому пасхальные яйца и называются по-разному: крапанки, писанки, крашенки, шкрябанки, малеванки.(на доске слова: крашенки, писанки, малёванки, яйчата)
Дети:-Крашенки. Большинство хозяек украшают сваренные вкрутую яйца методом нанесения пищевой краски на скорлупу яйца.(3 класс)слайд
Писанки. Техника украшения отличается узорами, знаками, символами, которые наносятся с использованием горячего воска. Далее с помощью нескольких этапов наносился цвет..(3 класс)слайд
Малёванка. Название происходит от слова "малевать", значит рисовать. Расписывать узорами и рисунками цветов, природы..(3 класс)слайд
Яйчата – это пасхальные яйца, выполненные из глины, дерева, бисера. Изготавливаются в подарок близким. Самые дорогие пасхальные яйца, выполненные в такой технике – яйца Фаберже.(3 класс)слайд
М.Н.-На весь мир известны дорогие и красивые пасхальные Яйца Фаберже. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. В наши дни можно приобрести копии этих пасхальных яиц или яйца, выполненные в стили ФабережеМ.Н.Ребята, а как будут называться наши работы? – Яйчата.
Мы нашияйчата будем украшать в технике декупаж.
5. Рассказ о технике декупаж.
С.Ю.-Слово decoupage происходит от французского "вырезать”. Соответственно "техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике "декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
М.Н. показывает работы, проходя около детей.
6. Подготовка к работе.
С.Ю.Сделай безопасным труд!
Помни: тебя дома ждут.
Вспомним правила
Дети.Техника безопасности на уроках технологии:
Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.
При работе держи инструменты так, как показывает учитель.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Не разговаривай во время работы.
Выполняй работу внимательно.
Передавать ножницы в закрытом виде, кольцами в его сторону.
Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
При работе с клеем или лаком пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Готовность к уроку:СлайдДеревянная заготовка
Губка для грунтовки
Посуда для жидких материалов
Кисти
Ножницы
Нарезанные фрагменты салфеток
Вода для промывания кистей
Простой и цветные карандаши или фломастеры
Каждый работу выполняет на тарелке, чтобы не держать её в руках и не испачкать скатерти
7. Выполнение работы под руководством учителя с наглядным показом.
План работы:СлайдГрунтовка
Подбор картинки для композиции
Подготовка салфетки
Приклеивание салфетки
Лакировка 3 раза
Приклеивание магнита
Украшения декором
Любование
На столе учителя дополнительные украшения: контуры, жидкий жемчуг, звездочки. Когда свою работу закончите, наводите порядок, подходите для приклеивания магнита и крашения к учителям. Если учитель занят, раскрашиваете зайчика и прорезаете ему ладошки по контуру.
Работа по этапам:
на 2 уроке ответить на вопрос:  Что такое декупаж? И повторить этапы работы.
Вопросы:
1.Назвать символы Пасхи (кулич, творожная пасха, яркие зайцы, пасхальное яйцо)
2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)
3.Почему яйца называли «крашенки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)
4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decoupage, что обозначает «вырезать»).
Первый этап:грунтуем декорированный элемент, в 2 слоя грунта с промежуточной просушкой. Слайд
Второй этап:Пока просыхает грунт, из салфетки аккуратно вырываем нужный нам фрагмент и расслаиваем его, отделяя 2 нижних слоя. Слайд
Третий этап: располагаем выбранный нами фрагмент на декорированную поверхность.СлайдЧетвёртый этап:фрагмент салфетки промазываем клеем от центра рисунка в разные стороны. И даём высохнуть.СлайдПятый этап:покрываем нашу работу лаком, нанося 2-3 слоя с промежуточной просушкой. Слайд
Шестой этап:после просушивания работы, поднимаете руку и готовитесь приклеивать магнит.
Заключительный этап:украшаем с учителем работу декоративными элементами. Слайд
8. Рефлексия.
М.Н.-В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
С.Ю.-Вот и закончился наш мастер класс. Вам понравилось? А что вы унесете сегодня с занятия? Что вы расскажите родителям и друзьям?
Осталось показать результат работы друг другу.Каждая пара рисует ротик своему зайчику и прикрепляет к доске, собирая всех в дружный хоровод, а в корзинку складываем нашияйчата.
9. Итог мастер-класса.
М.Н.-Меняются времена, меняется мода, но всё-таки созданные руками изделия всегда будут приносить радость создателям и окружающим их людям.Желаю успехов всем, кто захочет попробовать себя в декупаже. Ведь декупаж позволяет не только создавать уникальные авторские работы, но и дать вторую жизнь отслужившим свой век вещам.
С.Ю.-Каковы бы ни были традиции и обычаи у разных народов, суть праздника Пасхи везде одинакова. Свет, любовь и надежду, которую она несет людям, сложно переоценить. 
С праздником Пасхи Вас! 
Наша дружная семья желает вам любви, радости и согласия!