Исследовательский проект Анатолий Николаевич Дерябин – талантливый уральский умелец
Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Школьное научное общество «Кристалл»
Анатолий Николаевич Дерябин –
талантливый уральский умелец
(Исследовательский проект)
Исполнитель: Акилов Сергей Владимирович,
учащийся 9а класса
Руководитель: Филяевских Ольга Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
высшей кв.к
Невьянск
2010
Содержание
Введение 3
Народное декоративно-прикладное творчество как вид искусства.
1.1. Сущность понятий «творчество» и «искусство». 7
1.2. От народного декоративно-прикладного творчества –
к декоративно-прикладному искусству. 9
1.3. Резьба по дереву, лесная скульптура как виды народного
декоративно-прикладного искусства. 13
2. Народное декоративно-прикладное искусство А. Н.Дерябина.
2.1. Истоки народного декоративно-прикладного искусства
уральского умельца. 19
2.2. Содержание декоративно-прикладного творчества
А.Н.Дерябина. 21
2.3. Декоративно-прикладная коллекция А.Н.Дерябина
как результат деятельности уральского мастера . 24
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29
Приложение. 31
Введение
Нет такого народа, который бы не гордился своими мастерами. Руки умельцев веками строгали, ковали, лепили, резали Много нужного создали они в хозяйстве, но, кроме удобства и полезности, руки мастеров творят ещё и красоту, красоту окружающего мира, красоту природы, красоту человека, что ценится не менее. В поисках воплощения своего идеала красоты люди обращаются к искусству и пытаются найти себя в нем. К таким людям относится и мой дед – Анатолий Николаевич Дерябин.
Каждому человеку очень важно реализовать себя в жизни. Кто-то находит применения своему таланту в профессии, кто-то, помимо работы, занимается любимым делом, а кто-то в свободное пьёт, играет в азартные игры, лежит на диване или бесцельно шатается по улицам, не зная, чем себя занять. Выбор всегда остаётся за человеком. Я восхищаюсь выбором творческого пути, который сделал мой дед еще в школьные годы.
Наше время даёт неограниченные возможности для творческого проявления личности в любой сфере деятельности. Как никогда велико число людей, вовлечённых в искусство. Музыка, поэзия, живопись, прикладное искусство привлекают людей разных специальностей. Появление телевизионной передачи «Минута славы» не случайно. Это арена для самореализации, самоопределения людей всех возрастов, разных профессий и специальностей, желающих раскрыть свои таланты. Их досуговая творческая деятельность – хороший образец для подражания. Однако проблема самоопределения для современной молодежи набирает свою актуальность
Одним из видов досуговой творческой деятельности является декоративно-прикладное искусство, которому посвятил себя уральский умелец А.Н. Дерябин, как и те люди, которые в долгие зимние вечера, увлеченные любимым делом, оставили нам наследство в виде прекрасных образцов прикладного искусства в резьбе, в росписях, в вышивках, плетении из лозы, бересты.
Искусство, творчество оказывают благотворное влияние на человека. Понимание произведений изобразительного искусства может быть доступно каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам. Такой человек по-новому начинает воспринимать окружающий его мир, замечать прекрасное в том, что раньше казалось обыденным. Расширяется кругозор человека, обогащается его духовный мир, жизнь становится интереснее, человек испытывает радость от своего творчества. И, как правило, такие люди искренне преданы искусству и готовы отдавать ему всё свободное время, заставляя окружающих восхищаться своим талантом. Восхищаются талантом моего деда и жители Невьянска.
В канун 70-летнего юбилея деда во Дворце культуры была открыта профессиональная выставка его работ и членов его семьи. Приходили на выставку посетители из школ, детских садов, граждане нашего города и других мест, оставляя много слов благодарности, главная мысль которых «А.Н.Дерябин – талантливый уральский мастер» и стала темой моего исследовательского проекта. Целью его подготовки стала доказательство данного тезиса.
Мне захотелось, чтобы о творчестве А.Н. Дерябина и истоках его таланта узнали как можно больше людей, и особенно молодых, чтобы я и мои сверстники получили урок самоорганизации и самоопределения, чтобы не потерялись в мире бездарного расточительства времени и смогли раскрыть свои творческие задатки.
Объектом моего исследования стало народное декоративно-прикладное творчество как искусство, предметом – декоративно-прикладное творчество А.Н.Дерябина как талантливого уральского мастера.
Цель работы – изучить народное декоративно-прикладное творчество по коллекции талантливого уральского мастера А.Н.Дерябина.
Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:
1) познакомиться с народным декоративно-прикладным искусством и историей становления декоративно-прикладного творчества в России;
2)раскрыть сущность некоторых понятий, в том числе «творчество», «искусство», «умелец»;
3) охарактеризовать некоторые ремёсла ( резьба по дереву, лесная скульптура);
4) исследовать истоки творчества А.Н.Дерябина, изучить содержание декоративно-прикладного творчества мастера и систематизировать его;
5) описать коллекцию А.Н.Дерябина;
6) создать каталог декоративно-прикладной коллекции А.Н.Дерябина;
7) приобрести навыки исследовательской работы.
Главным результатом решением указанных задач было для меня доказать тезис «А.Н.Дерябин – талантливый уральский умелец», лежащий в основе моей гипотезы.
Кроме того, я предположил, что развитие творческих способностей человека зависит от умения самого человека найти области для творческой самореализации и желания делиться своим талантом с людьми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Народное декоративно-прикладное творчество как вид искусства» посвящена объекту исследования. В ней выделены три параграфа («Сущность понятий «творчество» и «искусство»; «От народного декоративно-прикладного творчества – к декоративно-прикладному искусству»; «Резьба по дереву, лесная скульптура как виды народного декоративно-прикладного искусства»). Вторая глава посвящена предмету исследования. В ней выделены три параграфа («Истоки народного декоративно-прикладного искусства уральского умельца»; «Содержание декоративно-прикладного творчества А.Н.Дерябина»; «Декоративно-прикладная коллекция уральского мастера»).
Основными методами исследования являются описание коллекции, беседа, интервью, изучение декоративно-прикладного искусства по музейным экспонатам и иллюстрациям. Руками мастера создано более 100 работ, 44 из которых описаны. Результаты представлены на школьной научно-практической конференции. С результатами работы ознакомлены ученики МОУ СОШ №3.
Новизна работы заключается в том, что впервые описан творческий опыт А.Н.Дерябина, систематизировано содержание декоративно-прикладных работ А.Н.Дерябина в виде каталога коллекции.
Практическая значимость работы состоит в том, что систематизированы краеведческие материалы по народному декоративно-прикладному творчеству А.Н.Дерябина, плод его 45-летней творческой деятельности. Работы уральского умельца представляют большой музейный интерес, а также интерес для жителей города – это гордость нашей уральской земли. Коллекция А.Н. Дерябина ценна для областного Дома фольклора по теме: «Декоративно-прикладное творчество». Собранный материал может быть использован для бесед с учащимися на классных часах и уроках изобразительного искусства и фольклора. Но особенно важна практическая роль творчества А.Н.Дерябина для молодых людей, обеспокоенных жизненным самоопределением.
1. Народное декоративно-прикладное творчество как вид искусства
1.1. Сущность понятий «творчество» и «искусство»
Не каждая деятельность является творческой. Что же такое творчество?
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца.
Искусство – художественное творчество в целом – литература, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.[8, 513]
Искусство возникло и развивалось как особый род практической деятельности. Произведения искусства давали человеку возможность наслаждаться красотой. Красота и правда неразделимы. Но одного таланта и технического мастерства недостатачно, чтобы стать настоящим художником, чтобы создать образы, заставляющие нас любить и ненавидеть, задумываться о смысле жизни, о прошлом и будущем. Настоящий художник тот, кто умеет раскрывать в своих произведениях правду жизни, её смысл.
Искусство открывает путь к знанию, оно служит средством познания жизни. Творения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Толстого, Сурикова, Бетховена, Чайковского и других великих художников помогают нам познавать историю во всей её многокрасочности и неповторимости, лучше понять, какие помыслы двигали поступками людей, чего они желали, к чему стремились. Недаром В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» Пушкина «энциклопедией русской жизни».
Искусство служит могучим средством преобразования жизни. Художник не только воспроизводит в своих творениях окружающую его действительность. Произведения искусства содержат и оценку тех или иных сторон жизни, т.е. великие творения искусства неизменно служат движению общества вперёд.
Искусство помогает формированию нравственных идеалов. Оценивая и утверждая прекрасное в человеческих помыслах и поступках, великие творения искусства служат формированию самой человеческой личности.
Творчество народа воплощается в декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудие труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки, поделки и т.п.).[8, 318]
Народное декоративно-прикладное искусство – это простота, предельная экономность средств, умение малым выразить многое, завершенность формы. Основным источником создания народного искусства служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров, умельцев. Умелец – умелый и искусный работник. Таких мастеровитых людей всегда было много на Руси.
В народном искусстве всегда больше было от традиции, чем от самого мастера, его личной творческой силы. Произведение народного искусства – это создание всего народа, проявляющего через личность свои художественные представления и идеалы. И это придаёт народному искусству неувядаемую красоту и долговечность. Народное искусство отражает внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа, открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа.
1.2. От народного декоративно-прикладного творчества –
к декоративно - прикладному искусству
Декоративно-прикладное искусство возникло давно, имеет достаточно богатые и глубокие корни. Истоки российского декоративно-прикладного искусства отчетливо видны в дошедших до нас изделиях ремесленников Древней Руси. Предметы ремесленной деятельности той эпохи довольно часто достигли высот подлинной художественности, хотя тогда было еще невозможно отделить занятия различными ремеслами от художественного творчества. Понимания и выделения декоративно-прикладного искусства как особого вида изобразительного искусства в России не существовало почти до начала XVIII века.
Начиная с эпохи Древней Руси и до конца XVI века, иконописцы, переписчики книг, рисовальщики и копиисты книжных гравюр, гравировальщики, мастера стенной росписи и лепных украшений, резчики по дереву и кости, ювелирных дел мастера, ремесленники самых различных видов декоративно-прикладной деятельности именовались одним общим словом «художник», т.е. человек, занимающийся всякими «художествами». Поэтому первыми очагами, где в России начала складываться и совершенствоваться культура декоративно-прикладного искусства, были первые артели и мастерские ремесленников с достаточно широкой системой ремесленного ученичества. В мастерских Оружейной палаты рядом с известными мастерами работали и ученики, которых с конца XVII века начали профессионально обучать гравировальному делу, гранению цветных камней.[4, 9]
В царствование Петра I развитие декоративно-прикладного искусства в России получило мощное ускорение. При личном участии царя был открыт ряд специальных школ для обучения молодых людей самым востребованным видам декоративно-прикладного искусства. В каждой такой школе велось систематическое и профессиональное обучение рисованию как наилучшему способу практического и достоверного познания окружающего мира. В результате объекты творчества мастеров и художников-прикладников в петровскую эпоху делались всё более разнообразными, а предметы их деятельности всё более доступными для широких кругов.
В эпоху царствования Екатерины II продолжалось дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства в России. Вместе с ростом культуры этого вида искусства постепенно складывалась его неповторимая, чисто российская художественность. Без участия мастеров и художников-прикладников уже не обходилась ни одна из сфер общественной деятельности и частной жизни. Высокохудожественные и дорогостоящие предметы внутреннего и внешнего убранства императорских дворцов и дворянских усадеб (декоративная лепнина, стенная живопись, роспись по холсту для стенных обоев, мозаика, гобелены, мебель, резные украшения из дерева, а также художественно отделанное оружие, яшмовые чаши и кубки, вазы, агатовые табакерки, пряжки, камзольные и кафтанные пуговицы, церковная утварь из серебра и золота) предназначались для императорского окружения, гражданской и военной элиты российского общества [4, 10-11].
Более дешевые, но не менее художественные декоративно-прикладные изделия находили широкое применение в быту простых людей и были распространены на всей территории России.
Растущая экономическая мощь Российской империи и связанный с этим бурный рост дворцового и гражданского строительства, кораблестроения, мануфактурного, фарфорового, фаянсового и стекольного промышленных производств положительно отражались на общественной востребованности декоративно-прикладного искусства, роль которого в общественной жизни страны к началу XVIII в. была очень высокой. Таким образом, дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства постепенно стало одной из задач Российской академии наук, основанной Екатериной II в 1724г. Для этого в 1738г. при Академии наук была открыта рисовальная палата, в которую и переместился общероссийский центр развития и обучения декоративно-прикладному искусству. Этот год можно считать годом возникновения в России академической школы обучения декоративно-прикладному изобразительному искусству. Позднее, в 1747г., Российская академия наук была переименована в Российскую академию наук и художеств.
И всё же академическая школа декоративно-прикладного творчества и мастерства окончательно сформировалась в России к 1757г., когда была открыта самостоятельная Российская академия художеств, которая на долгие годы стала главным общероссийским центром развития всех видов изобразительного искусства, в том числе и декоративно-прикладного.
Рост художественной промышленности в России к концу XVIII – началу XIX в. настоятельно требовал выделения специализированных центров подготовки высококвалифицированных художников декоративно-прикладного искусства разных профилей, способных творчески развивать и совершенствовать это искусство в тесной связи с запросами общественной жизни. И вскоре такие художественно-промышленные центры появились в России. В первой половине XIX в. роль высшего учебного заведения, централизующего творческие силы художников-прикладников, постепенно перешла к Строгановской технической школе рисования, основанной в 1830 г. в Москве графом С.Г.Строгановым. А затем в Санкт-Петербурге было открыто специализированное училище технического рисования, основанное бароном А.Л. Штиглицем в 1876г. Кроме этих центров, во многих промышленных районах России продолжали действовать многочисленные художественно-промышленные школы.[4, 14].
Развитие и совершенствование российского декоративно-прикладного искусства в XVIII - XIX вв. было исключительно плодотворным и привлекло к созданию огромного количества неповторимых по своей художественности и эстетичности произведений и изделий. Это стало возможным прежде всего потому, что российские художники-прикладники и мастера всех исторических эпох, создавая художественно-прикладные предметы искусства, стремились руководствоваться принципами жизненной правды, гармоничного единства, художественной красоты и прикладной целесообразности. Именно поэтому российское декоративно-прикладное искусство XVIII-XIX вв. стало значительной и ценной частью мировой материальной культуры.
В наши дни Московский художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова и Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица являются главными и самыми авторитетными общероссийскими центрами развития декоративно-прикладного искусства и подготовки художников-прикладников высшей квалификации разных профилей.
Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым распространенным видом искусства, в котором постоянно создаются новые изобразительные приёмы, методы и формы художественного творчества. Декоративно-прикладное искусство вбирает в себя, переосмысливает и использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства –живописи, графики, скульптуры. Во все времена и эпохи люди проявляли интерес к произведениям и изделиям декоративно-художественного творчества, так как конечной целью в этом виде искусства является создание декоративно-художественных произведений и декоративно-прикладных изделий, доставляющих эстетическое наслаждение.
1.3. Резьба по дереву, лесная скульптура как виды народного
декоративно-прикладного искусства
Русское искусство художественной обработки древесины – явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространённой была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах.
Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе создавать подлинные произведения искусства.
Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево и создавать высокохудожественные изделия. Ещё в XI – XIII вв. этот вид народного художественного творчества достиг чрезвычайно высокого уровня и сохранял свои позиции до первой половины XIX в.
Не всегда искусство резьбы по дереву было в почете. Периоды повального спроса всегда сменялись периодами упадка. Так, например, наиболее тяжелый кризис разразился в искусстве резьбы по дереву во второй половине ХIХ века, он был вызван бурным развитием фабричного производства в России. Эти перемены коснулись даже села, где самодельная утварь и посуда заменялись готовыми фабричными изделиями.[7, 47]
Все больше в городах стало появляться каменных построек, которые вытеснили деревянную архитектуру. Все меньше в домах оставалось резной деревянной мебели, различных ларцов и шкатулок, которые постепенно выходили из моды.
Многие резчики оставили свое ремесло и ушли на фабрики и заводы. Из-за падения цен на резные деревянные изделия оставшиеся мастера были вынуждены вырезать и вытачивать как можно больше продукции, отчего качество резьбы стало резко падать. Снижение количества резных изделий было вызвано еще и гибелью многих талантливых резчиков на полях Первой мировой войны.
В период нэпа советским правительством был принят ряд декретов, направленных на восстановление народных промыслов. Это вызвало появление художественных артелей и товариществ. Такая политика позволила резьбе по дереву подняться в 1930-е годы на прежний уровень. Работы российских мастеров стали распространяться на внешнем и внутреннем рынках.
Великая Отечественная война нанесла большой урон восстановившемуся промыслу. Но после войны искусство резьбы по дереву вновь стало возрождаться и достигло успехов.
И сегодня традиционное народное искусство продолжает жить. Наибольшее применение оно находит в изготовлении сувениров. С каждым годом число любителей резьбы по дереву увеличивается. Главная причина такой популярности резьбы по дереву прежде всего в том, что этот поделочный материал позволяет мастерам в полной мере проявить себя, свой художественный вкус. Основная прелесть резной вещи заключается не в изобилии деталей, а в гармоничном их сочетании. До сих пор древесина рассматривается как наиболее выразительный и привлекательный материал, который дает мастеру огромные возможности для воплощения своих художественных замыслов. Древесина проста и удобна для обработки, поэтому даже начинающий резчик может изготовить в домашних условиях разнообразные поделки. Для выполнения несложных, но изящных поделок не потребуется каких-то специальных дорогостоящих приспособлений. Даже обычными инструментами можно создать вещицы самых разнообразных размеров и форм. Более того, деревянные изделия способствуют созданию уюта в доме, напоминают о природе и лесе, согревают человеческую душу теплом, которое идет непосредственно от самого дерева.
Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества.
Лес всегда был источником вдохновения, влиял на духовную жизнь человека. Войдёт человек в лес, оглянется по сторонам, послушает его голоса, и нет уже усталости, спало напряжение. Лесная красота воздействует на эмоциональный настрой человека. Вернувшись из леса, человек хочет повторить те яркие впечатления, вернуть тот эмоциональный настрой, который получил в лесу, и обращается к собранным корням, сучкам, стараясь увидеть в них характер будущей скульптуры.
Лесная скульптура – довольно обширное понятие, включающее в себя декоративные скульптуры и композиции, декоративно-прикладные изделия, миниатюры, малые жанровые скульптуры, различные украшения, лесные находки.
Лесной скульптурой называются обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. [7, 49]
Лесная скульптура – это самое древнее искусство на Земле. Ведь когда не было инструментов и навыков обработки материалов, тогда человек впервые нашёл корень старого дерева, удивительно напоминающий образ самого человека. Это был первый акт творчества.[7, 50]
В чем же особенности лесной скульптуры? С этим вопросом обратился я к своему деду Дерябину Анатолию Николаевичу, в коллекции которого лесная скульптура занимает особое место. Вот что я узнал из беседы с дедом.
Во-первых, лесная скульптура – соавторство мастера с природой, где главная роль, решающее слово принадлежит человеку. Но чем меньше сделает изменений человек, тем лучше скульптура. Человек должен лишь обнаружить красоту природы и показать запечатлённые в дереве скульптурные формы.
Во-вторых, чтобы заниматься лесной скульптурой, необходимо обладать богатой фантазией и, конечно, мастерством, которое, естественно, будет развиваться и совершенствоваться в процессе работы.
В-третьих, в разности видения. Один в находке видит птицу, а кто-то другой, (в другом ракурсе) этой птицы не видит, но находит в ней совершенно иной образ.
В таком случае следует выбирать то, что покажется наиболее ярким.[7, 51]
Основной особенностью лесной скульптуры является ее уникальность. Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Можно лишь повторить тему, идею, но ни в коем случае нельзя повторить работу. В этом ее преимущество. Природные формы материала обычно подсказывают автору художественный замысел и служат основными элементами задуманного изделия.
Лесной скульптуре присуща обобщенность, лаконичность и некоторая условность образа, естественность и пластичность форм, декоративность, неповторимость. Обобщенность образа лесной скульптуры делает зрителя своеобразным соучастником творчества. Работы будят фантазию, возбуждают воображение. Зрители стараются додумать образ, разгадать замысел автора, то есть зритель как бы сам включается в творческий процесс. Автор же вторгается в материал очень аккуратно – вначале освобождает заготовку от коры, протрет ее и придаст ей устойчивость. Он чуть-чуть "помогает" природе выявить созданный ею образ.
Подобрать материал для будущей скульптуры достаточно сложно. Порой не сразу можно уловить намёки природы, проследить динамику движения, контуры, сам образ будущей фигурки. Для того чтобы найти заготовку, не нужно уходить далеко в лесную чащу. Можно просто походить по опушке леса, где деревья приобретают замысловатые формы. Корни иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных и птиц или части их тела. Достаточно много причудливых корней деревьев и веток можно найти и по берегам рек и озёр. Долго находясь в воде, дерево приобретает красивый цвет и отполированную поверхность. Такое дерево не вызывает больших затрат при обработке, и потребуется только придать заготовке нужную форму.
На торфяных разработках очень часто встречаются причудливо завитые и отполированные золотисто-коричневые корни сосны, из которых можно сделать все, что угодно: от небольших миниатюр до напольных композиций. Корни должны иметь определённый возраст и должны относиться к деревьям, которые росли на определённой почве, где древесина сохраняется достаточно долго и сохраняются твёрдые корни.
Достаточно интересный материал также легко найти в городе во время обрезки деревьев. Довольно часто встречаются интересные срезы ветвей и сучков.
Для того чтобы из заготовки получилась занятная скульптура, понадобится немало средств. Прежде всего это сами заготовки, которые должны быть хорошо просушены. Сначала принесенную из леса заготовку надо тщательно промыть под струей горячей воды, чтобы были удалены прилипшие комья земли, отслоившиеся части древесины. После мытья необходимо осмотреть древесину. На ней не должно быть следов различных древесных насекомых, плесени и начавшегося гниения. Сразу после мытья не стоит отделять от заготовки всю кору: она еще может стать значимым элементом в композиции.
Сушить заготовку лучше всего при комнатной температуре в целлофановом пакете, периодически поворачивая ее то одной стороной, то другой. Таким образом, можно избежать нежелательного образования трещин и изменения формы. Для обработки высушенных корней можно использовать разнообразные железные щётки, идеально заточенные ножи и резцы, перочинный нож, пилочку с мелкими зубьями, лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель с набором небольших по диаметру свёрл. Острые инструменты необходимы для изменения неточных форм, чтобы более точно обозначить существующий природный образ. Когда художественный образ лесной скульптуры окончательно очищен и вырезан, необходимо максимально выявить текстуру дерева, т.е. обработать поверхность при помощи наждачной и шлифовальной бумаги.
Также можно использовать разные морилки или другие красители, благодаря которым текстура дерева приобретает желательный вид.
Затем скульптура должна найти какое-то фиксированное положение в пространстве, причём должна быть зафиксирована гармонично. По существу лесная скульптура является скульптурной композицией, поскольку должна быть установлена на подставке или закреплена на каком-либо ином основании.
Всё сказанное относительно искусства создания лесной скульптуры присуще рукам и творческой мысли моего деда – уральского мастера, работающего с разным природным материалом, в том числе и с деревом. Мастерство своего деда я исследую во второй главе своего учебного проекта.
2. Народное декоративно-прикладное искусство А. Н. Дерябина
2.1. Истоки народного декоративно - прикладного искусства
уральского умельца
Дерябин Анатолий Николаевич родился 9 октября 1939 г. в г. Невьянске в семье рабочих. Мать и отец работали на Невьянском механическом заводе. Отец работал в 3 цехе до выхода на пенсию заточником инструмента. Мать после войны стала домохозяйкой. В семье родителей Анатолия Николаевича было 4 детей.
Детство моего деда пришлось на тяжёлые послевоенные 50-е годы. В эти годы дети были увлечёнными. Они с интересом занимались творчеством. Все находили дело по душе. Этому способствовала и система дополнительного образования. С энтузиазмом подростки посещали пионерские клубы, кружки при доме пионеров, где можно было научиться чему-то интересному. И хорошо, когда в детстве на твоем пути встречались люди, которые учили тебя работать головой и руками. Любое дело, усвоенное в детстве и юности, обязательно пригодится в зрелом возрасте. И мой дедушка также нашёл своё увлечение в детстве, когда начал работать c природным материалом. Общение с детьми, увлечёнными каким-либо делом, подталкивало к творчеству. Кроме того, дар художника, желание рисовать также проявились в детстве. Потребность в творческом самовыражении стала первым источником творчества уральского мастера. Где бы ни находился Анатолий Николаевич, всегда у него проявлялась творческая жилка: выпиливал, рисовал, мастерил, вырезал из пенопласта.
У многих невьянских ребятишек первые вехи рабочей биографии были схожими: основная школа, ГПТУ, заводской цех. Этой же дорогой прошел и мой дедушка Анатолий Николаевич: учеба в школе №3 г. Невьянска с 1947 г. по 1954г.; учеба в ГПТУ с 1954 г. по 1956 г.; работа на Невьянском механическом заводе с 1956г. по 1958г. После четырехлетней службы в армии на тихоокеанском флоте он вернулся на наш НМЗ и работал слесарем в 17 цехе.
В это же время в 1964г. он поступил на заочное отделение московского университета искусств имени Крупской на факультет «Рисунок и живопись», который закончил в 1970 году. Когда на Невьянском механическом заводе открылся участок сувениров, мой дед Анатолий Николаевич пошел туда работать и проработал по 1999 г. до выхода на пенсию (общий стаж работы на НМЗ составил 43 года). Сувениры делались из органического стекла. Работать с этим материалом было интересно: он легко режется, гнется, полируется, клеится и т.д. Из этого материала часто приходилось делать подарочные сувениры и кубки. Но параллельно с этим Анатолий Николаевич не оставлял занятия по дереву и с другими природными материалами.
Мой дедушка всегда любил бывать в лесу, особенно осенью. Тишина, спокойствие, умиротворение. Чувствуешь себя частью Вселенной. Можно подумать, помечтать, а взгляд художника замечает необычное в обычном дереве или палке, не позволяет проходить мимо красоты. Уральская природа уникальна, прекрасна. Она будит в человеке воображение, доставляет наслаждение. Природа стала вторым источником творчества Анатолия Николаевича.
2.2. Содержание декоративно-прикладного творчества А.Н.Дерябина
В свободное от работы время в домашних условиях Анатолий Николаевич любил заниматься изделиями из рога (оленя, лося, коров). Недостатка в этом материале во времена бытности Невьянского мясокомбината не было. Можно было по просьбе выбрать любой рог, на мясокомбинате рога перемалывали в муку, которая служила в качестве удобрения.
Сам по себе рог многослойный. Каждый слой имеет свой цвет, отличающийся от предыдущего. Рог может быть и черным, и коричневым, и золотистым, и даже белым. Это все придает особую живописность работам из этого материала. Ведь чуть больше подточишь один слой – и у белой птицы появляются темные пятнышки на шейке, черный клюв и лапки – такой переход дает ощущение живого образа.
Рог – это материал, который с незапамятных времен употребляли для изготовления миниатюрных скульптур, он легко режется, шлифуется и полируется. Миниатюрность придает произведению характер игрушечности и легкости. Наилучшие сюжеты – декоративные, сказочные изображения птиц, зверей.
В нашем доме, как рассказывает дедушка, по соседству жил геолог Колташов Иван Кузьмич, который часто показывал свою коллекцию минералов и рассказывал о них. Было очень интересно ездить с ним за камешками в старые заброшенные карьеры, в места, где можно было поискать минералы. Таких мест он знал много, и дедушка с удовольствием составлял ему компанию. После из этих камешков делали с ним сувениры. Надо сказать, что обработка камня – это более сложный процесс, требующий и оборудование, и алмазные круги, и соблюдение техники безопасности. Но красота камня давала большой полет фантазии.
Где бы ни были мой дедушка Анатолий Николаевич со своей женой - помощницей Ольгой Ивановной – моей бабушкой, в каких бы уголках нашей необъятной страны ни отдыхали, всегда везли домой разные интересные экземпляры на память. Будь то ракушки, найденные на берегу Черного моря, из которых позже получаются забавные зверушки и птицы, или корни и коряги неведомых растений, без коры, гладко отполированные волнами, выброшенные из моря. Все это собирается, грузится в мешки и, к удивлению окружающих, увозится на Урал за тысячи километров в г. Невьянск, где и продолжается следующая работа.
Нравится деду работать с лесной скульптурой, ведь рабочий материал и образы берутся у самой природы. В этом виде творчества человек выступает не один, а как бы в соавторстве с природой.
В лесу много поваленных деревьев, выкорчеванных пней, срубленных веток. Для резьбы по дереву больше используются лиственные деревья. Равномерно тонкослойное строение древесины этих пород делает ее пригодной для изготовления как крупных, так и мелких изделий с рельефом и объемной резьбой. Недостатком хвойных пород является их смолистость, в то же время ярко выраженные годовые кольца и способность древесины легко раскалываться мешают в работе. Например, когда вырубаешь из ствола (кряжа) скульптуру человека, эти смолистые кольца могут попасть на лицо и тогда приходится отбеливать. В лиственных же породах этого не происходит. В наших Уральских лесах наиболее широко применяются для резьбы липа, осина, ольха и береза, хотя они относятся к более твердым породам деревьев. А вообще с каждым деревом работать интересно. В каждом можно наблюдать какую-то изюминку. Это могут быть наросты, капы, утолщения внизу основания ствола (капокорень), и тот, кто занимается скульптурой или другой резьбой, видит, что из него изготовить. Прежде всего, перед тем как приступить к работе с деревом, нужно его просушить. Если дерево сырое, оно может трескаться и деформироваться. Сушить древесину можно на воздухе под навесом, но не на солнце. Этот процесс длительный. Чтобы во время сушки дерево не трескало, кору снимают не со всей поверхности, а оставляют по краям десятисантиметровые полоски. Содержание влаги не должно быть более 10-15%. Хранить готовое изделие нужно при постоянной температуре. Если скульптура впоследствии будет находиться не в помещении, то её обрабатывают антисептиком или другим раствором от гнили и насекомых.
На берегах рек и морей волны намывают массу всякого плавника – корневищ и веток, промытых, обточенных, отшлифованных. Поднимаешь какую-нибудь причудливую корягу, поворачиваешь её так и этак, вглядываешься в неё и понимаешь: ведь это почти скульптура, начатая природой, но незаконченная! Стоит только что-то убрать или добавить, и получается зверь, или птица, или сказочный персонаж, или другой сюжет. Такие скульптурные этюды развивают творческое восприятие окружающего мира. Как бывает приятно побродить по лесу с рюкзаком, в котором ножовка, топорик, нож и лопаточка, она тоже иногда нужна, чтобы выкопать какой-то корешок. В такие походы лучше всего ходить поздней осенью, когда листвы уже мало на деревьях, нет надоедливых комаров и клещей. Ведь приходится иногда залазить в самые дебри! Обычно дед намечает маршрут заранее: это могут быть берег реки, вода подмывает тут корни деревьев, это могут быть поруба, где чаще всего можно отыскать кап на сваленных деревьях, это могут быть заросли черемухи или можжевельника. Красивы бывают корни у поваленных елей, но не всегда возвращаешься домой с нужным тебе корешком. Этот вид поиска не простой, требуется время, настойчивость и желание в этом деле. Но, несмотря на результат, настроение после таких походов бывает хорошее, как будто зарядился новой энергией и силой от встречи с лесом. Все, что удается собрать в лесу летом и осенью, в зимнее время превращается в лесную скульптуру.
В семье моего деда многие занимаются каким-то любимым делом.
Если заглянуть в древо жизни нашей семьи, то людей, так активно занимающихся прикладным творчеством, мы не находим в предыдущем поколении. Зато свой талант и умения мой дед передал своим дочерям и внукам: рисование, вышивка, вязание, плетение из лозы, поделки из бересты и соленого теста – вот что освоили его дети. Это, видимо, новая веха, которая начинается с моего деда Дерябина Анатолия Николаевича.
2.3. Декоративно-прикладная коллекция уральского мастера
В коллекции декоративно-прикладного творчества Анатолия Николаевича Дерябина насчитывается более ста работ. Принцип описания коллекции определен по материалу, из которого выполнены работы. Основные материалы – это рог, ракушки, оргстекло, корни, ветки, капокорень.
Из рога и ракушек сделано 5 изделий. Коллекция получила название – «Аисты». (Приложение 2)
Изделие изготовлено из рога коровы, оленя, лося. Гнездо, в котором находится самка аиста, изготовлено из рога оленя. Подставка – из рога лося. Из рога коровы изготовлены аисты, цветовая гамма которых точно совпадает с оперением птиц.
Из органического стекла выполнено 3 подарочных сувенира «УРАЛ». (Приложение 2).
Оргстекло легко режется ножовочным полотном по металлу. Затем полости выравниваются напильником, шлифуются наждачными шкурками, и полируются пастой гои на войлочном круге, и склеиваются специальным клеем – дихлорэтаном. Один сувенир состоит как бы из трех частей: награвированная Невьянская башня, кристаллы из органического стекла, которые имитируют минералы, и пейзаж на оргстекле, отображающий уральскую тайгу. Все это установлено на подставку, на которой выгравировано название сувенира: «Урал». Этим сувениром хотелось возвеличить красоту нашего края и города.
В другие сувениры добавлены настоящие самоцветы. Зимние пейзажи, выполненные на оргстекле бормашиной и различными борами, теми, что зубные врачи сверлят зубы во время лечения, кажутся настолько реальными, что ощущаешь запах дымка, тонкой струйкой поднимающегося в морозное небо над крышами укутанной снегом деревеньки. Кажется, чуть тронешь рукой лапы сосен и елей – и посыплется серебром изморозь Так и хочется побывать в зимнем лесном царстве, полюбоваться красотой уральской природы, подышать свежим морозным воздухом!
Из природных камней выполнена композиция «Самоцветы Урала – Родине!» (Приложение 2)
Основание сувенира сделано из змеевика. Скульптура геолога вылита из металла. В сувенире присутствуют уральские минералы: малахит, горный хрусталь, пирит, халцедон, агат, уваровит, аметист, гранат, крокоит. Это изделие символизирует богатство уральского края.
Больше всего изделий выполнено из дерева. Тематика разнообразна: это и фигурки людей, и сюжеты из жизни животных.
«Семья обезьян» (Приложение 2)
Композиция из трёх мартышек. В центре – вожак этого семейства, держащийся за дерево и оберегающий самку, с противоположной стороны – их малыш. Вся композиция выполнена из веток можжевельника. Когда растение стареет и усыхает, в его кроне и корнях, сложных по конфигурации, можно отыскать неожиданные фигурки и образцы, которые потом нужно дорабатывать. В этой композиции доработкой служат хвостики, врезанные в туловище обезьян, и, конечно, их мордочки. Фигурки соединены с деревом, зашлифованы и покрыты морилкой и лаком.
Эта композиция родилась не сразу. Сначала найден самец, пришлось его соединить с деревом, которое является подставкой и основой композиции. Постепенно была найдена самка и в завершении малыш, озорно лазящий по дереву. Для выполнения понадобились следующие инструменты: лопатка для выкапывания корней, ножовка, нож , электродрель, наждачная бумага , напильник, клей ПВА, лак.
«Старатель» (Приложение 2)
Поделка изготовлена из березового капа. Форма капа подсказала создание старателя. В рюкзак положен камень малахит.
«Дедушка с бабушкой» (Приложение 2)
Этими скульптурами хотелось передать образ таволожских жителей-старообрядцев. Добрых, гостеприимных, душевных, веселых, знающих себе цену мудрых людей.
Обе фигурки выполнены из осины. Старичок держит в руках подкову с пожеланиями счастья, как бы оберегая тех, кто пришел к ним в гости. Лицо его светится в улыбке. Такая же обаятельная и бабушка. Эти фигуры источают радость, служат оберегами, в то же время украшают и делают уютнее то место, где они находятся.
Для изготовления скульптур потребовались электрическая пила, топор, стамески, электрическая дрель, напильник, наждачная бумага и т.д. Когда скульптуры были закончены, они были покрыты антисептиком, морилкой и лаком.
По тому же принципу выполнены и остальные работы: Дедушка «АУ» (Приложение 2), «Дон Кихот» (Приложение2), «Кабанчик» (Приложение2), Домовой «Афанасий» (Приложение 2).
Анатолий Николаевич часто участвует в городских и областных художественных выставках: Третья зональная художественная выставка «Урал социалистический»(1969), Областная выставка изделий народных промыслов и ремёсел коренных народов Урала(1993), областная выставка «Художественная обработка дерева»(2000), областная выставка «Рождественский сувенир» (1998, 2000) и др.
Анатолий Николаевич – человек широкой и щедрой души. Многие свои работы он подарил друзьям, знакомым, родственникам. Всё, что сотворено чудесными руками талантливого мастера, приносит радость людям и вызывает неподдельный восторг. Об этом говорят многочисленные отзывы посетителей юбилейной выставки Анатолия Николаевича (Приложение 3.) Вот некоторые из них:
«Уважаемый Анатолий Николаевич! Благодарим Вас и Вашу семью за творчество и руки золотые. От всей души поздравляем Вас с Юбилеем!!! Желаем доброго здоровья, творчества и счастья»
«Получили огромное, неожиданное удовольствие от выставки. Понравились все работы! Сколько выдумки, старания, терпения, таланта и умения! Хочется смотреть и смотреть! Дальнейших Вам успехов! Надеемся увидеть новые работы»
Вот какой удивительно мастеровой мой дед, и мне и моим друзьям есть у кого учиться организации творческого досуга, целенаправленности и увлечённости. Выбор жизненного творческого самовыражения – за нами.
Заключение
Исследование завершено. Оно позволило сформулировать ряд выводов, которые свидетельствуют о том, что цель и задачи работы достигнуты.
Занятия декоративно-прикладным искусством – это интересная область применения творческих способностей человека, где он может быть успешным в самореализации, достичь успеха, состояться как личность, в силу того, что
1. декоративно-прикладное искусство как вид искусства оказывает благотворное влияние на человека, расширяет его кругозор, обогащает его внутренний мир. В декоративно-прикладном искусстве воплощается творчество народа, и оно отражает народное представление о прекрасном;
декоративно-прикладное искусство имеет богатую историю и корнями уходит в Древнюю Русь. На разных этапах развития декоративно-прикладное искусство получало мощное развитие, и стало значительной частью мировой культуры. В настоящее время это самый распространённый вид искусства, где мастера реализуют свой творческий потенциал и доставляют эстетическое наслаждение людям.
2. Одной из увлекательных форм декоративно-прикладного искусства является художественная обработка древесины, одно из самых древних искусств. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево и создавать высокохудожественные изделия. Резьба по дереву и лесная скульптура как виды народного декоративно-прикладного творчества позволяют мастеру проявить себя, свой художественный вкус. Не каждый человек способен увидеть образ будущей фигуры, а лишь тот, кто наделён талантом творчески осмыслить действительность. Именно таким человеком и является мой дед Дерябин Анатолий Николаевич.
3. Наблюдая за увлечённостью А.Н.Дерябина своим творчеством, я понял, что важно как можно глубже познать себя, свои способности, свой дар и найти свою творческую индивидуальность, как это удалось моему дедушке. Моя гипотеза подтвердилась.
4. В ходе исследования я выделил истоки творчества Анатолия Николаевича: любимое занятие в детстве – работа с деревом, посещение кружка в Доме пионеров, встреча с интересными, увлечёнными людьми, оказавшими влияние на жизнь подростка, любовь к природе – всё это способствовало тому, что творчество стало увлечением на всю жизнь.
5. Созданная Анатолием Николаевичем коллекция, которая состоит из более 100 работ, выполненных из рога, ракушек, оргстекла, корней, веток, капокорня, подтверждает талант уральского мастера, которым восхищаются люди.
Анатолий Николаевич – человек широкой и щедрой души. Многие свои работы он подарил друзьям, знакомым, родственникам. Поэтому некоторые работы не удалось вспомнить: прошли многие годы. И то, что нам удалось собрать и описать, очень ценно. Конечно, я не претендую на полное представление и описание творчества моего дедушки, но результаты моего исследования имеют новизну и практическую значимость как для членов моей семьи, так и для жителей города.
6.В нашей семье много творческих людей. Свой талант и умения мой дед передал своим дочерям и внукам: рисование, вышивка, вязание, плетение из лозы, поделки из бересты и соленого теста – вот что освоили его дети. Видимо, и мои способности рисовать я унаследовал от деда. К сожалению, я несерьёзно относился к ним, не дорожил наследием, но работа над проектом привела меня к переосмыслению себя. На следующий год я планирую описать декоративно-прикладное творчество всех членов моей семьи.
Список использованной литературы
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учебное пособие для средн. ПТУ. 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 1984.
Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. – Сборник статей «Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». – Ленинград: «Художник РСФСР», 1981.
Вопросы научно-фондовой работы в музее: Изучение и научное описание музейных предметов и коллекций: Метод. пособие.- Свердловский обл. краевед. Музей. Научно-метод. центр; под общ. ред. Т.Б. Михайловой; сост. Н.А.Гончарова, Т.Б.Михайлова, К.С.Швецова. – Екатеринбург, 2004.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Изд.3, т.12. – М.: Педагогика, 1971.
Изучение и научное описание памятников материальной культуры.- Министерство культуры РСФСР, научно-исследовательский институт культуры. – М., 1972.
Каталог уральской росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника. – Издательство «Уральский рабочий», Свердловск, 1988.
Кучеренко М.Е. Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие.ГЦ МСИР. 4-е доп. издание. – М., 2004.
Перевертень Г. Поделки своими руками. – Изд. АСТ, Сталкер, 2005.
Петросян О.А. Резьба по дереву. Интернет.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1992.
Приложение 1
Портреты А.Н. Дерябина
Анатолий Николаевич Дерябин на даче
Приложение 2
Фотоальбом работ автора
«Аисты»
Подарочные сувениры «УРАЛ»
«Самоцветы Урала – Родине!»
«Семья обезьян»
«Старатель»
«Дедушка с бабушкой»
Дедушка «АУ»
«Дон Кихот»
«Кабанчик»
Домовой «Афанасий»
Приложение 3.
Из книги отзывов.
«Спасибо мастеру за то, что помог нам увидеть Красоту. Спасибо за неравнодушие и любовь к Природе, которыми он щедро делится со всеми. Понравилось все, особенно поделки из капа и ракушек. Здоровья и творчества Мастеру!» Салтановы Саша и Артем с мамой 18.10.2009 г.
«Получили огромное, неожиданное удовольствие от выставки. Понравились все работы! Сколько выдумки, старания, терпения, таланта и умения! Хочется смотреть и смотреть! Дальнейших Вам успехов! Надеемся увидеть новые работы» Серебряков М.П. 14.10.2009 г.
«Уважаемый Анатолий Николаевич! С большим довольствием посетили Вашу выставку! Восхищены вашей фантазией, талантом и умением! Особенно понравились изделия из дерева: домовенок, собаки, Таволжане, изящен дуэт из двух влюбленных, очаровательная семья жирафов, а подставку для цветов «Ворона и лисица» мы хотели бы видеть у себя дома! Желаем дальнейших творческих успехов, реализации планов и здоровья на долгие годы». Семья Забировых и Довшан 11.09.09
«О! Чудо! Самородки Урала! Такой талант! Все изделия : дерево, камень, орг. стекло.» С уважением к народным талантам Селафеева Л.Л. 12.09.09 г.
«Мы знали, что талантлив, но не настолько же! Восхищены и завидуем белой завистью. Нам такого бог не дал. С юбилеем, дорогой Анатолий Николаевич!» Семья Тюкиных 18.09.2009 г.
Приложение 4.
План описания коллекции.
1. Коллекция.
2. Наименование предмета.
3. Место создания.
4. Датировка.
5. Материал, техника.
6. Размеры, количество.
7. Сохранность.
8. Описание.
Приложение 5.
Каталог декоративно-прикладной коллекции А.Н.Дерябина.
Изделия из камня и металла:
№ 1.
1. Коллекция. Камень. Металл.
2. Наименование. «Есенину посвящается»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1985г.
5. Материал, техника. Мрамор, змеевик, песчаник.
6. Размеры. 210x140x100 Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. На подставке пейзаж с берёзкой, книга с портретом С.Есенина и камень – окатыш.
№ 2.
1. Коллекция. Камень. Металл.
2. Наименование. «Малахитовая шкатулка»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1987 г.
5. Материал, техника. Латунь и малахит.
6. Размеры. 50х40х35 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Бока шкатулки покрыты пластинками малахита. На крышке надпись: «Павлу Петровичу Бажову посвящается».
№ 3.
1. Коллекция. Камень. Металл.
2. Наименование. «Портрет П.П.Бажова»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1986 г.
5. Материал, техника. Латунь и яшма.
6. Размеры. 150х180х80 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. На фоне яшмы гравировка портрета. На подставке ящерица на уваровите и дымчатый кварц.
№ 4.
1. Коллекция. Камень. Металл.
2. Наименование. «Самоцветы Урала – Родине!»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1986 г.
5. Материал, техника. Малахит, горный хрусталь, пирит, халцедон, агат, уваровит, аметист, гранат, крокоит
6. Размеры. 280х260х100 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Основание сувенира сделано из змеевика. На подставке расположены уральские цветные камни: малахит, дымчатый кварц, пирит, холцедон, агат, уваровит, аметист, гранат, крокоит. На пятиугольнике изображена скульптура геолога, вылитая из металла. Геолог держит в вытянутой руке редкий минерал. У ног лежит раскрытый мешок с уральскими камнями.
Изделия из рога:
№1.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Аисты»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1970 г.
5. Материал, техника. Рог коровы, оленя.
6. Размеры. 270х180х170 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Изделие изготовлено из рога коровы, оленя. Гнездо, в котором находится самка аиста, cделано из рога оленя. Рядом подлетевший самец. Подставка – из рога лося. Из рога коровы изготовлены аисты, цветовая гамма которых точно совпадает с оперением птиц.
№2.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Волк и журавль»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1967 г.
5. Материал, техника. Рог коровы.
6. Размеры. 190х120х120 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Сказочные персонажи. Журавль вытаскивает кость из горла волка.
№3.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Заяц и лиса»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1968
5. Материал, техника. Рог коровы и лося.
6. Размеры. 220х120х80 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Лесная сцена. Лиса гонится за зайцем.
№4.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Лиса»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1985
5. Материал, техника. Рог коровы и лося.
6. Размеры. 130х130х70 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Зимняя сцена с лисой и ёлкой.
№5.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Моржи»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1968 – 1975
5. Материал, техника. Рог коровы, мрамор.
6. Размеры. 210х150х100 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Семья моржей (морж, моржиха и дитё) отдыхают на льдине. Моржи изготовлены из коровьего рога, льдина – мраморная пластина.
№6.
1. Коллекция. Рог.
2. Наименование. «Олени»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1967г.
5. Материал, техника. Рог коровы.
6. Размеры. 130х120х70 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Пара отдыхающих северных оленей.
№7.
1. Коллекция. Рог.
2.. Наименование. «Погоня» (куница и белка)
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1968
5. Материал, техника. Рог коровы и лося.
6. Размеры. 180х130х100 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Лесная сцена: куница гонится за белкой.
Изделия из органического стекла.
№1.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование. «Ёжики».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1984г.
5. Материал, техника. Прозрачное орг. стекло с применением пескоструя.
6. Размеры. 130х70х50 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Два ежа встретились на лесной дорожке.
№2.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование: «Пингвин с рыбой»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1980 – 1981
5. Материал, техника. Прозрачное оргстекло.
6. Размеры. 150х100х70 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Во рту пингвин держит пойманную рыбу.
№3.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование: «Посох для Деда Мороза»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1986.
5. Материал, техника. Цветное и прозрачное оргстекло.
6. Размеры. 150x50x 50 Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Круглый шест, увенчанный снежинкой.
№4.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование. «Рыбы»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1985 г.
5. Материал, техника. Цветное оргстекло.
6. Размеры. 350х200х80 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Две скалярии изображены на фоне водорослей.
№5.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование: «Урал»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1996
5. Материал, техника. Цветное оргстекло с выгравированным бормашиной пейзажем.
6. Размеры. 360x140x100 Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Один сувенир состоит как бы из трех частей: награвированная Невьянская башня, кристаллы из органического стекла, которые имитируют минералы, и пейзаж на оргстекле, отображающий уральскую тайгу. Все это установлено на подставку, на которой выгравировано название сувенира: «Урал». Этим сувениром хотелось возвеличить красоту нашего края и города.
№6.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование: «Уральский пейзаж»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1989
5. Материал, техника. Цветное оргстекло с выгравированным бормашиной пейзажем.
6. Размеры. 240x90x70 Количество – 50.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. На переднем плане заиндевелый лес и замерзшее болото. На заднем плане видна деревня. Морозное утро, дым, поднимающийся из труб домов от дымящихся печек.
№7.
1. Коллекция. Оргстекло.
2. Наименование. «Хозяин леса» (лев)
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1970
5. Материал, техника. Оргстекло.
6. Размеры. 280 x 110 x 80 Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Отдыхающий лев, гордо смотрящий вокруг.
Изделия из ракушек
№1.
1. Коллекция. Ракушки.
2. Название. «Собачки»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2003 г.
5. Материал, техника. Ракушки с Черного моря.
6. Размеры. 60x70x50 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Две милые комнатные собачки по выражению глаз и позе, в
которых они находятся, можно понять, как они предании людям, в тоже время
они дружны между собой.
№2.
1. Коллекция. Ракушки.
2. Название. «Морская корова»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2003 г.
5. Материал, техника. Лямбис, рапан, донакс, сердцевитка.
6. Размеры. 170х100х100 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Морская корова, загорающая на берегу с маленькими ножками и
рожками, но с большим выменем. «Морской» корова названа потому, что
изготовлена из морских ракушек, в которых жили морские животные.
№3.
1. Коллекция. Ракушки.
2. Название. «Сова»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2004 г.
5. Материал, техника. Рапан, сердцевитка, устрица.
6. Размеры. 110х70х60 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Сова – «мудрая» птица с большими круглыми глазами и
изогнутым клювом и крупными лапами. Весь её облик говорит о том, что это
хищная птица, птица тайги, дремучих ельников и сказочных персонажей.
№ 4.
1. Коллекция. Ракушки.
2. Название. «Ворона»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2004 г.
5. Материал, техника. Рапан, мидия, сердцевидка, устрица.
6. Размеры. 110х70х60 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. . Хитрая птица с большим открытым клювом, как будто
разговаривающая со зрителем. Так и хочется положить ей в клюв какой-то
блестящий предмет вроде кольца золотого или брошки.
№ 5.
1. Коллекция. Ракушки.
2. Наименование. «Петушок»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2006 г.
5. Материал, техника. Сердцевидка, конус, морской гребешок, китайская шляпка.
6. Размеры. 140х110х80 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Петушок – щеголь. Цвет ракушек великолепно передает цвет
оперения птицы: красный гребешок, темная голова, белое туловище с
коричневыми прожилками, коричневый хвост.
Лесная скульптура
№ 1.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Влюблённые»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2009 г.
5. Материал, техника. Изделие из корней вереса.
6. Размеры. 200 x1200x 200 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. . Юноша с девушкой, обнявшись, стоят на подставке в виде сердца.
№ 2.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Гном»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2007 г.
5. Материал, техника. Березовый кап.
6. Размеры. 500х700х400 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Служит как оберёг.
№ 3.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Дедушка АУ».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2006 г.
5. Материал, техника. Тополь.
6. Размеры. 400х500х400 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Этот сказочный персонаж служит как садовая скульптура.
№4.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Домовенок Афанасий»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2007 г.
5. Материал, техника. Капа березы.
6. Размеры. 500х700х400 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Лысоватый мужичок с бородой. Служит оберегом.
№ 5.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Дон Кихот».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2007 г.
5. Материал, техника.
6. Размеры. 800х600х400 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Дон Кихот, сидящий на коне с пикою, служит как садовая скульптура.
№ 6.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Кабанчик».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2001 г.
5. Материал, техника. Сосна и вереска.
6. Размеры. 400х300х300 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Кабан – зверь с поднятой щетиной на спине и большими клыками.
№ 7.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Козлы»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1990 г.
5. Материал, техника. Корни вереска.
6. Размеры. 350х200х150 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Три козла договариваются о том, чтобы проникнуть в огород за капустой.
№ 8
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Косули»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 19
5. Материал, техника.
6. Размеры. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Самец и самка косули на подставке.
№ 9.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Леопард».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2005 г.
5. Материал, техника. Капа березы.
6. Размеры. 400х200х230 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Березовый кап, который сразу был похож на леопарда. Сразу был виден характер зверя, его сущность.
№ 10.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Овцебык»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2009 г.
5. Материал, техника. Ствол березы и капа.
6. Размеры. 500х400х400 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Овцебык – зверь с могучими рогами и свисающей шерстью по бокам. Это северное животное, которому не страшны северные морозы и хищники.
№ 11.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Охотничьи псы»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2004 г.
5. Материал, техника. Корни облепихи.
6. Размеры. 400х150х150 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Две таксы с длинными ушами и удлиненным телом с маленькими
ножками.
№ 12.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование: «Ворона и лисица»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2009 г.
5. Материал, техника. Корни и ветки можжевельника.
6. Размеры. 600х1200х500 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Служит подставкой для цветов. У основания подставки облизывающаяся лисица, на ветке ворона с сыром в клюве.
№ 13.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Птицы».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2009 г.
5. Материал, техника. Корни черемухи.
6. Размеры. 350х250х200 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Кроншнеп и кулик, идущие по берегу и собирающие насекомых.
№ 14.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Семья жирафов»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. с 1999 г. по 2001 г.
5. Материал, техника. Ветви и корни вереса.
6. Размеры. 300х450х200 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Композиция из трех животных. Самец с гордо поднятой головой
смотрит вдаль, самка, изогнув шею, наклонилась к малышу.
№15.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Семья обезьян»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 1999 – 2001 г.
5. Материал, техника. Ветви и корни вереса.
6. Размеры. 300 x 450 x 200 Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Композиция из трёх мартышек. В центре – вожак этого семейства, держащийся за дерево и оберегающий самку, с противоположной стороны – их малыш. Вся композиция выполнена из веток можжевельника. В этой композиции доработкой служат хвостики, врезанные в туловище обезьян, и, конечно, их мордочки. Фигурки соединены с деревом, зашлифованы и покрыты морилкой и лаком.
№ 16.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Старатель».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2005 г.
5. Материал, техника. Капа березы и малахит.
6. Размеры. 180х250х100 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Поделка изготовлена из березового капа. Форма капа подсказала создание старателя. В рюкзак положен камень малахит.
№17.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Старообрядцы» (дедушка с бабушкой)
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2009 г. Для изготовления скульптур потребовались электрическая пила, топор, стамески, электрическая дрель, напильник, наждачная бумага и т.д. Когда скульптуры были закончены, они были покрыты антисептиком, морилкой и лаком.
5. Материал, техника. Осина.
6. Размеры. 500х1500х500 мм. Количество – 2.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Обе фигурки выполнены из осины. Старичок держит в руках подкову с пожеланиями счастья, как бы оберегая тех, кто пришел к ним в гости. Лицо его светится в улыбке. Такая же обаятельная и бабушка. Эти фигуры источают радость, служат оберегами, в то же время украшают и делают уютнее то место, где они находятся.
Для изготовления скульптур потребовались электрическая пила, топор, стамески, электрическая дрель, напильник, наждачная бумага и т.д. Когда скульптуры были закончены, они были покрыты антисептиком, морилкой и лаком.
№ 18.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Укротитель быков»
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2005 г.
5. Материал, техника. Ветви и ствол березы.
6. Размеры. 500х300х200 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Укротитель сидит верхом на быке.
№ 19.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Хозяйка леса».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2000 г.
5. Материал, техника. Кап и ствол березы с добавлением камней аметиста.
6. Размеры. 400х600х300 мм. Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. Женщина, сидящая на леопарде, со змеёй в руках и камнем –
аметистом.
№ 20.
1. Коллекция. Дерево.
2. Наименование. «Хоттабыч».
3. Место создания. Россия, Свердловская обл., г. Невьянск
4. Датировка. 2008 г.
5. Материал, техника. Корни и ветви виноградника.
6. Размеры. 300 x 500x 300 мм Количество – 1.
7. Сохранность. В сохранности.
8. Описание. . Старичок с длинной бородой и умным взглядом.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 145815