Статья по теме РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Научный альманах(педагогические науки)
Долгополова А. А., Есакова А. В.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФГОС устанавливает стандарт образованного человека 21 века и тем самым, определяет содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС состоит в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. На современном этапе основная цель обучения- формирование умения учиться [4, с. 4]. Современный ученик должен обладать множеством умений: ориентироваться в нестандартных ситуациях, ставить перед собой цель и достигать её по выработанному самостоятельно плану, владеть современными технологиями.
Чтобы достичь поставленной цели в системе образования урок в современной школе должен строиться как комуникативный процесс. Разумеется, такому уроку требуются соответствующие образовательные технологии. К числу таких технологий относится метод проектов- интегративная образовательная технология, позволяющая компенсировать многие недостатки традиционного школьного образования и обогощающая образовательный процесс современным методическим инструментарием [4, с. 5].
В дословном переводе значение слова проект- «брошенный вперед». В последние годы проектная деятельность реализуется в образовании, в экономике, в социальной, художественной и просветительской сферах.
Учебный проект - это разновидность проблемно - поискового метода обучения. По Янушевскому В. Н., метод проектов это- такая форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, эстетического. идеального и другого) или создания нового общественно- образовательного института (музея, клуба, кружка) .
Цитируя доктора педагогических наук, профессора Полат Евгению Семеновну, метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов дает возможность мотивировать ученика на самостоятельную деятельность, которая основана на теоретической проработке и практической реализации школьниками решения практико- ориентированных задач (проблем); получая в результате новый продукт.
Реализуя проект учащийся опирается на индивидуальный план работы , следуя этапам проекта.
Основным этапом проекта является мотивация и формирование интереса к выбранной теме. Следующим обязательным этапом работы над проектом является целеполагание (предварительная разработка темы проекта и собственных возможностей его выполнения). Затем осуществляется планирование этапов проекта, сбор данных и их предварительная обработка. Далее идет выбор основных алгоритмов окончательной обработки материалов и выполнение содержательной части проекта. На завершающем этапе проекта проходит рефлексия, оценка и коррекция работы.
Каждый этап проектной технологии способствует формированию той или иной совокупности ключевых компетенций. В целом проектная деятельность позволяет школьнику на фоне положительной мотивации узнавать не только теоретические знания, но и осваивать предметные (практические) , а так же проектные умения [3, с. 118].
Мотив, который осознан учеником, по мнению А. Н. Леонтьева, выполняет роль общей цели деятельности, превращается в мотив – цель. Мотив помогает ребенку поставить самостоятельно цель. Цель имеет личную значимость для ребенка, а следовательно, велика вероятность того, что при определенных условиях школьник будет готов к самостоятельному распознованию, формулированию проблемы и цели предстоящей деятельности [2, с. 12].
Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.
В нашей педагогической практике в течение всего периода изучения предмета «Технология», школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Любой проект обязательно выполняется под нашим руководством и с нашей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Роль учителя при организации проектной работы школьников – быть партнером в обучении. Само обучение происходит в процессе деятельности. Такой психолого – педагогический подход, получивший развитие в русле гуманистической образовательной концепции, принято называть личностно – деятельностным. Личностно – деятельностный подход принципиально важен для организации проектной работы школьников [1, с. 5].
Из существующей классификации проектов по продолжительности, в образовательной области «Технология» нами используются краткосрочные проекты . В пятом классе , например, «Планирование кухни – столовой». В шестом классе: «Растение в интерьере жилого дома», в седьмом классе «Умный дом» и т. д.
К проектам средней продолжительности, которые реализуются в течение 1 – 2 месяцев можно отнести проекты по разделам: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».
Из существующей классификации проектов по доминирующему виду деятельности предпочтение отдается творческой проектной деятельности.
Приступая к работе над проектом, знакомим учащихся с целями и задачами предстоящей работы. Предлагаем выбрать из предложенных вариантов реализации проекта по заданной теме. Например, в 5 классе тема творческого проекта «Планирование кухни – столовой» . Варианты реализации: создание макета кухни – столовой, проектирование кухни на компьютере или реализация проекта через эскизирование.Особое внимание уделяем требованиям к изделию, пояснительной записке, формам защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
В тематике проектных заданий учитываем вопросы экономики ( экономическое обоснование проекта) , экологии (экологическое обоснование проекта), современного дизайна, моды. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума.
В процессе работы над проектом проводим индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
На консультации вносим поправки, помогаем в анализе конструкции и технологии изготовления изделия, составлении технологической карты, проведении расчетов.
Совместно с учениками обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, даем рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным. Например при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» в 7 классе тему проекта «Праздничный наряд» можно выполнить индивидуально или реализовать через создание коллекции группой учащихся.
Проекты требующие больших затрат времени, предлагаем выполнить частично дома. И появляется дополнительная возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Таким образом проектная деятельность дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Используемая литература:
Абрамова С. В. Проектная работа старшеклассников. Москва: Просвещение, 2011. С. 5.
Гончарова М. А., Демина Г. А., Решетникова Н. В. Метод проектов в контексте компетентностного обучения // Научно-практический журнал «Школьные технологии». 2012. № 4.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль: Академия, 2008. 256 с.
Янушевский В. Н. Методика организации проектной деятельности 5- 9 классы. Москва: Владос, 2015. с. 4.