Культура использования информационных ресурсов младшими школьниками
Современное общество справедливо называют информационным, поскольку сегодня неизмеримо возрастает значение информации. В таком обществе система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Для этого важно формировать такие информационные общеучебные умения и навыки, как понимание, использование, преобразование, поиск, применение и производство информации.
С этой целью необходимо организовывать деятельность по повышению уровня информационной культуры школьников. На результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры, отдельных категорий потребителей информации, общества в целом ряд негативных факторов, в частности:
теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной, сложностью самого объекта изучения - феномена информационной культуры. Сложность проблемы породила множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления. Многозначность, отсутствие четкого определения понятия “информационная культура” привели к отождествлению его либо с библиотечно-библиографическими знаниями, либо с компьютерной грамотностью;
методическая неразработанность, отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры.
Таким образом, по итогам проведения экспериментальной работы нами могут быть сделаны некоторые предварительные выводы:
Существенно повышается интерес к урокам с применением цифровых образовательных ресурсов.
Наблюдается достаточная степень утомления и рассеивания внимания на уроках с применением цифровых образовательных ресурсов.
Необходимо строго придерживаться требований гигиенических правил и норм при применении цифровых образовательных ресурсов.
Дидактический эффект применения цифровых образовательных ресурсов достаточно ощутим, что отмечается при проведении контрольных срезов на основании проверочных работ, задания которых предполагали выявление знаний и умений учащихся в работе с информацией
Навыки работы с информацией при применении цифровых образовательных ресурсов за проведенный период экспериментальной работы неустойчивы, нестабильны, что может быть объяснено непродолжительностью проведения экспериментальной работы.
Необходимо продолжать этот вид экспериментальной работы для оценки эффективности использования цифровых образовательных ресурсов для разработки методических рекомендаций по повышению качества образования.
По итогам проведенной работы нами составлены методические рекомендации по использованию информационных образовательных ресурсов и цифровых образовательных комплексов на уроках биологии, разработаны методики:
использования компьютерных моделей на уроках биологии;
организации групповой работы в классе на уроке с применением информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе;
расчета коэффициента индивидуального участия при организации групповой работы в классе на уроке с применением информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.