Повышение качества подготовки учащихся к предметным олимпиадам


Единый методический день (забегая вперед и оправдывая тему своего доклада хочу сказать что первое образование у меня историческое , а второе я получила в Абакане на курсах повышения квалификации русский язык и литература)
«От качественного урока к качественному образованию»
Повышение качества подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В.А. Сухомлинский
(1)Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие.
(2)В настоящее время перед учителем постоянно встает проблема: как увлечь ребенка, способствовать закреплению знаний, повысить качество обучения, а главное, придумать что-то новое.
(3)Обучение школьников в условиях введения ФГОС, подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий. Согласно ФГОС развиваются ценностно - смысловые установки на образование, социальные компетентности, личностные качества. Используется новая система оценки достижений планируемых результатов у одаренных детей.
Это важно, так как мир не стоит на месте, и заинтересовать подрастающее поколение учебной дисциплиной, способствовать развитию творческого, ассоциативного мышления становится все сложнее. (4)Использование пословиц и поговорок может быть одним из эффективных способов повышения интереса учащихся к школьному курсу истории России, а также улучшит качество подготовки к предметной олимпиаде. Однако влияние пословиц и поговорок на усвоение материала, изучаемого в рамках истории России, недостаточно исследовано. А ведь пословицы и поговорки формируют историческое мировоззрение, развивают ассоциативное мышление, воображение. Трактуя их, дети учатся понимать смысл фразеологических оборотов. (5)В современном мире, где реальное общение вытесняется виртуальным, устная речь становится беднее. Изучая пословицы и поговорки, учащиеся пополняют свой словарный запас, что впоследствии помогает им аргументировать то или иное историческое событие, факт, явление. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так его ум, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.
Основные методы, которые я используя в своей работе это:
(6)Метод творческих и нестандартных заданий.
Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.
Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций: (6)
- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
- развивают логическое мышления, аналитические способности.
(7)Проблемный метод.
Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Формы проблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;
- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.
Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
(8)Пословицы и поговорки можно использовать на разных этапах урока и в разных методических целях.
Урок №1. Тема урока: «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 кл)
Цель урока: дать представление о княжеских усобицах в Древнерусском государстве, изучить итоги деятельности каждого князя.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о политической раздробленности на Руси; выяснить обстоятельства и причины раздробления Древнерусского государства; рассмотреть личность Владимира Мономаха; раскрыть факторы, способствовавшие объединению русских людей после распада Древнерусского государства.
Обучающие: научить учащихся работать в группе, ориентироваться в тексте учебника, вычленять главное, самостоятельно делать выводы, анализировать работу своих одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: на примере княжеских междоусобиц научить детей принимать взвешенное решение и развить умение идти на компромиссы.Чтобы заинтересовать учащихся темой, настроить на ее восприятие, им было предложено задание, направленное на включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь. В начале урока, учащимся зачитывалось высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость… Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…». После прочтения, детям было предложено высказать свое мнение о прочитанном отрывке.
(9) При подготовке к восприятию новой темы учащимся предлагалось поразмышлять над поговоркой, ярко отражающей тему изучения «Тяжела ты, Шапка Мономаха!». Дети активно обсуждали и предлагали различные варианты возникновения данной поговорки. Прозвучало много ответов, основная часть которых сводилась к тому, что тяжесть Шапки Мономаха заключается в камнях, которые украшали головной убор Владимира Мономаха.
Таким образом, было положено начало работе с историческими пословицами и поговорками, но задача оставалась нерешенной, т.к. ответы не подкреплялись соответствующей аргументацией. Детям предлагалось в процессе изучения темы мысленно отмечать факты, каким-либо образом наталкивающие на размышление их о поговорке. Княжение Владимира Мономаха стало временем восстановления единства древнерусского государства. Он выступал против усобиц, заставил подчиняться русских князей, организовал большой поход против половцев.
В конце урока специально было отведено время, чтобы разобрать смысл пословицы и логически связать ее с тем, что было изучено. Чтобы натолкнуть учащихся к правильному выводу можно прочесть высказывание Б.А. Рыбакова о Владимире Мономахе: «Пожалуй, не об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем многочисленные былины...
(10) «Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари, вплоть до последнего Романова...
Владимир Мономах прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил ее внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства…»
Результатом урока было ассоциативное закрепление материала. При проговаривании пословицы «Тяжела ты, шапка Мономаха!», у детей всплывали в памяти основные факты жизни и правления Владимира Мономаха, его роль в объединении страны, сплочении народа перед лицом внешней угрозы.
(11) Урок №2. Тема: «Главные политические центры Руси» (6 кл.).
Цель урока: изучить процесс возникновения основных политических центров Руси.
Задачи:
Образовательные: объяснить причины возникновения раздробленности на Руси, показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями, рассказать о борьбе за власть между князьями и местным боярством.
Обучающие: развивать умение работы с картой, научить тезисно восстанавливать полученную информацию, делать выводы.
Воспитательные: через групповой метод работы научить детей совместной деятельности, воспитать чувство уважения к товарищу.
На данном уроке пословицы и поговорки использовались как метод закрепления основных дат. При разработке урока отбирались даты, которые должны отложиться в памяти детей; подбирались пословицы, где каким-то образом употребляется числительное. Исходя из темы урока, учащимся предлагалось запомнить 1147 год – год основания Москвы.
В процессе урока эта дата уже звучала, когда речь шла о Юрии Долгоруком, который превратил Ростово-Суздальскую землю в обширное независимое княжество. Этот князь основал в крае новые города – Дмитров, Звенигород. С его именем связано первое летописное упоминание о Москве. В 1147 году он пировал там со своим союзником – новгородским северским князем.
В конце урока уделялось время для закрепления изученного материала. (12)Ученикам предлагалось составить дату из пропущенных в пословицах цифр. Справившись с заданием, дети сказали, что означает эта дата.
… в поле не воин.
Семь раз отмерь, … раз отрежь.
Конь о … ногах, и тот спотыкается.
У … нянек и дитя без глазу.
В результате урока, учащиеся с помощью пословиц смогли запомнить важное событие в истории.
Также с помощью пословиц и поговорок было разработано задание, целью которого было не только закрепление, но и изучение нового материала.
(13)На уроке, темой которого была «Архитектура и живопись в XIV – XV веках» (6 кл), пословицы и поговорки выступали в качестве материала, направленного на подготовку учеников к восприятию новой темы.
На первом этапе подготовки урока отбиралась дата, которую нужно зашифровать и пословицы и поговорки, где употребляется необходимые числительное.
В процессе урока, после организационного этапа, детям было предложено разгадать из пропущенных в пословицах цифр дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля, а именно 1495 год.
Семеро с ложкой, … с сошкой.
Пошел на все … стороны.
… раз надо сказать, на десятый только послушает.
… пальцев в одно кольцо не возьмешь.
Как результат урока, учащиеся с помощью пословиц и поговорок смогли не только усвоить важное событие зодчества Древнерусского государства, но и расширить свое мировоззрение, в увлекательной форме настроиться на восприятие новой темы.
(14)Пословицы и поговорки могут также использоваться на этапе контроля полученных знаний. В этом случае задания проверяющего характера формируется с использованием пословиц и поговорок. Так, например, на уроке в 8 классе, при повторении темы: «Отечественная война 1812 года» учащимся предлагалось соединить исторический факт, дату или событие с пословицей. В народе существует ряд поговорок, в которых были запечатлены события освободительной борьбы с внешними захватчиками.
-Пусто, словно Мамай прошел – нашествие татаро-монголов.
-Пришли казаки с Дону, да погнали ляхов до дому – освобождение Москвы от поляков в 1612 году.
-Летит гусь на святую Русь – Отечественная война 1812 года. Походы Наполеона.
(15)Следует отметить, что данный метод довольно интересен, он отличается от обычных методов контроля. Ведь задание звучит довольно просто, но при его выполнении ребенку необходимо вспомнить пройденный материал, проанализировать его. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам — иноземным захватчикам.
Задание способствует развитию ассоциативного, а также аналитического мышления, направлено на развитие исторического мировоззрения.
Таким образом, опираясь на пословицы и поговорки на уроке главное - дать толчок к разговору-размышлению. Добираясь до "ядрышка" пословицы, в ходе дискуссии отбрасываются неверные идеи и уточняется формулировка сущности пословицы. Однако само "докапывание" до смысла рождает интерес к пословице, вызывает положительные интеллектуальные эмоции, способствует развитию многих качеств ума.
В результате проделанной работы выяснилось, что использование исторических пословиц и поговорок на уроках «истории России» в среднем звене школы может показывать хорошие результаты. Среди наиболее значимых преимуществ использования пословиц и поговорок на уроках истории выступают следующие: (16)
- на примерах пословиц и поговорок, путем включения ассоциативного мышления, лучше происходит усвоение и закрепление изучаемого материала;
- через использование пословиц и поговорок упрощается изучение причинно-следственных связей в русской истории;
- происходит знакомство с культурным наследием русского народа;
- расширяется словарный запас и обогащается речь;
- способствует формированию исторического мировоззрения.