Развитие одаренных детей через систему подготовки к предметным олимпиадам
Заместитель директора по УВР, учитель химии МБОУ «Лицей» г. Протвино
Назарова Елена АрдалионовнаРазвитие одаренных детей через систему подготовки
к предметным олимпиадам
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок. (Артур Шопенгауэр)
Что такое одаренность, талант, гениальность? Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения?
Одаренность – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении незаурядных результатов в какой-либо сфере деятельности. Одаренность может быть интеллектуальной, творческой, двигательной, в учебных достижениях (обучаемость) и в общении с людьми (лидерство). Если одаренный человек живет в благоприятных для усовершенствования его способностей условиях, то его одаренность развивается в талант.
Талант – это высший уровень одаренности, который проявляется в высоких достижениях личности, неповторимом вкладе человека в культуру или науку. Талантливый человек обладает большими творческими и интеллектуальными возможностями (потенциалом), особым складом характера, ему присущи личностная увлеченность и высокая мотивация достижений.
Гениальность – это высочайший уровень одаренности. Гениальный человек не только добивается высших достижений в области науки или искусства, он преобразует сферу своей деятельности. Но кроме этого, гений отличается от талантливого человека тем, что способен достигнуть незаурядного успеха в любом начинании.
Наличие одаренности выявляется у 15-20%, а наличие высокоодаренности – всего 2%. Одаренность и талант не являются нормой. Часто одаренные дети имеют проблемы в общении с окружающими людьми.
Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима всесторонне развивать ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Важно, увидев талант ребенка, необходимо помогать ему развиться, не думать, что он сам найдет дорогу. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Очень важно выделить одаренного ребенка, заинтересовать его своим предметом, создать ситуацию успеха и поддерживать интерес.
Мой предмет – химия. Ребята приходят ко мне уже в восьмом классе. Многие нашли себя в том или ином предмете. Моя основная задача: заинтересовать, показать, что химия – это интересно, что через предмет «химия» так же успешно можно себя реализовать, что выбирая «химию» можно качественно реализовать себя в жизни.
Проблема изучения химии в школе заключается, на мой взгляд, что обучающиеся, которые хотят знать через понимание предмета не имеют достаточной глубины и ширины при его изучении в рамках учебного плана. Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений; рабочей программы к учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. автора: Гара Н.Н. В 8-9 классе -2 часа в неделю, в 10-11классе – 1 час в неделю.
Олимпиадные задания любого этапа всегда многогранны, требуют широкого химического кругозора и отличного знания школьной программы и не только. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным, самодостаточным и хотел победы. Поэтому с первых уроков восьмого класса, для домашней работы я подбираю задачи повышенной сложности, требующие нестандартного мышления, которые обязательно разбираются на уроке. На этом этапе я выделяю группу учащихся, способных к серьезному изучению предмета. Следующим этапом является создание группы учащихся, желающих изучать мой предмет более широко и глубоко, чем предусмотрено школьной программой. Пусть в классе будет всего один ученик, я буду с ним заниматься. Мной разработана система обучения олимпиадным задачам, которая позволяет каждому ребенку достигать успеха при системных занятиях. Мы с ребятами изучаем методику решения нестандартных задач, применяя принцип «от простого к сложному», определяем алгоритмы решения задач разных групп. Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения. В качестве основного дополнительного учебника я использую «Начала химии» авторов Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина и «Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы» под редакцией А.С. Еремина, олимпиадные задачи прошлых лет. С 2005 лицей входит в состав учебного комплекса «РХТУ – средние школы». Сотрудником РХТУ им. Д.И. Менделеева были прочитаны для учеников города лекции: 2007/08 «Эквивалент. Расчеты», «Термохимия. Закон Гесса. Следствия. Энергия Гиббса». 2008/09 «Окислительно-восстановительные реакции. Важнейшие окислители и восстановители. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Межмолекулярные, внутримолекулярные реакции и реакции диспропорционирования. Электрохимический ряд напряжений», «Общие принципы составления окислительно-восстановительных реакций в неорганической и органической химии. Влияние среды на характер протекания реакций. Методы расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях».
Так же способствует подготовке школьников к олимпиадам и их участие в научно-исследовательской работе по предмету, участие в химических конкурсах, викторинах, КВН-ах. Исследовательские работы формируют у учащихся практические навыки, дают им возможность приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логического мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию. Использование современных образовательных технологий проблемно-развивающего, лекционно-семинарского, наглядно-экспериментальная, проектная деятельность, ИКТ-технологии способствуют развитию личности учеников, а значит и успешности их на разных этапах олимпиады.
Олимпиады – это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам. Олимпиады позволяют выявить ряд личностных и профессиональных качеств участников, их заинтересованность предметом, степень знакомства с химическими веществами, способность к самостоятельному анализу и логическому мышлению. Мои ученики активно и успешно принимают участия в олимпиадах различного уровня. Ежегодно показывают результат на Всероссийской олимпиаде школьного, муниципального и областного уровней, иногда на заключительном этапе, а так же других олимпиадах по химии, выбирают химию в качестве выпускного экзамена, показывают результат по ЕГЭ выше муниципального и областного, поступают в профильные вузы на бюджетной основе.
Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Таким образом, необходимо организовывать подготовительную работу по подготовке учеников к олимпиаде. Одаренный ребенок требует корректного сопровождения учителя и надо помнить: победителей олимпиад не нужно искать, их нужно взращивать и беречь.