ТЕХНОЛОГИЯ РАННЕГО ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Н. А. ЗАЙЦЕВА

ВВЕДЕНИЕ

Сущность опыта Н.А. Зайцева заключается в выстраивании учебного процесса на основах природосообразного развития ребенка через межличностные отношения и учебную деятельность. Также всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга, интенсивно развивать умение непринужденного чтения и письма тувинских детей русской грамоте (апробация технологии Н. А. Зайцева) и развивать познавательные процессы (восприятие, память, мышление) на материале школьной программы по русскому языку по системе В. В. Лайло.
Новизна. Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде весёлой и увлекательной игры. Учебный материал по русскому языку является средством развития познавательных процессов.
Продуктивность опыта в том, что дети начинают читать и писать сразу по слогам и целыми словами. Буквы, то есть склады, запоминают непроизвольно, быстро и надежно. В очень короткие сроки у всех детей наблюдается беглое чтение и письмо, фактически без ошибок. На обучение чтению тратится меньше времени, чем при традиционном обучении. А методика В. Лайло развивает познавательные процессы и повышает грамотность.
  Проблемность опыта состоит в нетрадиционной проработке содержания материала. Требуется дополнительное время на уроке по использованию кубиков и денежные затраты для приобретения УМК из четырех компонентов.
Возможность внедрения: опыт может быть применен при желании каждым учителем начальной школы и воспитателем детского сада при соответствующей теоретической и  материальной подготовке. Система В. Лайло может быть применена  психологом, как коррекционно-развивающие занятия.
 
Концептуальные положения
- Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.
-   Складовый принцип обучения чтению;
-  Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складок песенок - напевок)
- Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению)
- Использование всех видов памяти:  звуковой, цветовой, объемной, моторной,
- Восприятия всеми органами чувств, максимальная наглядность.
-    Названия букв не заучиваются, не употребляются никакие термины.
Особенности содержания
Обучение к чтению ведется на основе аналитико–синтетического метода с использованием четырех компонентов:
Складовых блоков (54 картонки), легко собирающиеся в кубики;
Складовые карточки;
Три листа таблицы (2 по чтению, 1 по математике);
Аудио записи;
Дидактическое оформление постоянно обновляется.

Кубики различаются:
-     По 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, однобуквенные склады с буквами трех цветов);
-     По объему;
-     По звучанию наполнителя («звучащие кубики»);
-     По вибрации наполнителя;
-     По весу;
-     По сочетанию признаков.
По Н.А.Зайцеву,  склад – это согласный плюс гласный, где каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая гласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.
Весь «Складовый запас» ювелирно расположен по полочкам на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. Кубики и таблицы сделаны по складовому принципу – согласный плюс гласный. Все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху – вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. также расположены все остальные склады. Чтение (пение) могут происходить и в горизонтальной плоскости, слева – направо, сверху  - снизу, посередине  на мотивы разных детских мелодий.
Работа по данной методике позволила  не только понять, но и увидеть, и почувствовать суть гуманно-личностной ориентации педагогического процесса, которая выражается в следующем:
Происходит развитие личности целостно.
Групповая работа сочетается с индивидуальной, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка – игра.
Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
Базовыми понятиями этой методики являются субъективный опыт ученика, его личностный рост, познавательная избирательность, индивидуальность, свобода, самостоятельность и творчество.
  Сейчас, когда изменившийся социальный заказ в области образования привел к модернизации, которая в психолого-педагогическом плане означает ориентацию образования  на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих, созидательных способностей, наступило время, когда успех должен быть достигнут каждым ребенком. Я, как педагог, 32-летним стажем, считаю, что  учителя обязаны ребенку помочь успешно учиться, и помочь своевременно.
Решение этой задачи возможно при применении новых технологий в рамках личностно-развивающей среды. Именно такую технологию- технологию раннего и интенсивного обучения грамоте- создал педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, исследователь-практик г. Санкт - Петербурга Зайцев Николай Александрович. Он окончил филфак ЛГПИ им. Герцена, работал воспитателем в детском доме, интернате для умственно-отсталых, учителем русской литературы,  русского и английского языков, преподавателем русского языка, как иностранного. Н.Зайцев - автор новых направлений в методиках обучения чтению русского, украинского, татарского, английского языков, преподавания грамматики и математики.
Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Зайцева Н.А., базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке – ИМ Сеченова, П.К. Ахонина, В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского.
В 1998 году на конференции Лауреатов Всероссийского конкурса «Школа года» автор выступал с докладом «Раннее и интенсивное обучение грамоте».

Система работы по данной методике может быть разделена на следующие этапы:
Первоначальный этап(подготовительный)
Основной
Практический
Первоначальный этап (подготовительный) – срок реализации -  1 неделя. Идёт работа по привлечению внимания к кубикам и таблицам. В начале учебного года с родителями проводится собрание, где они знакомятся  с особенностями данной методики. В сентябре в класс приносится 52 картонки – кубики и начинается их сбор. Дети с родителями в свободное от занятий время начинают их заполнять железками (скрепками), деревяшками, железными обрезками, бумагой. Материалы для заполнения кубиков готовят родители. Таблицы вешаются  на высоте 160-170 см от пола. Во избежание нарушения осанки дети работают с таблицами стоя, с поднятой головой и длинной указкой. Под таблицами делается полка, где ставятся  кубики. Там же дети составляют слова из кубиков.
 На следующем этапе (основном),  ставятся такие цели: учить складывать слова из  кубиков, читать их, чувствовать длину слов, ставить все кубики рядом, не допуская разрывов между складами, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква». Благодаря тому, что у кубиков множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике) дети быстро запоминают склады. А в работе с таблицами пользуются приемами пропевания и ритмического проговаривания складов, что является мощным средством воздействия на память. Речь детей становится чище и отчётливей. На этом этапе работы учитывается одна особенность. Когда в тувинских классах по программе русского языка идут уроки по развитию устной речи, по родному языку дети учат буквы родной речи. И опираясь на уже имеющиеся у детей представления о звуках и буквах, о гласных и согласных, начинаем работать с кубиками интенсивно и системно.  Работа с кубиками, в основном, идет как дополнительное средство обучения грамоте в период предварительного устного курса, в течение только десяти минут. Методика особенно помогает в работе с детьми с речевым недостатком (легкие формы задержки психического развития и заикания) и подвижными детьми, так как в принципе обучения заложена включение всех основных каналов восприятия мозга и опираясь на сохранную функцию мозга задействуют все возможности ребенка. Работа с кубиками решает такие коррекционно-развивающие задачи как развитие речевого дыхания и фонематического слуха, дифференциация звуков. Даже корректирует поведенческие нарушения подвижных детей. Продумана система  игр  каждого урока в   календарно-тематическом плане в соответствии с лексической темой. Игры:
Назови свое имя;
Знакомство;
Спроси куклу, как тебя зовут;
Как тебя зовут? (О-ле-ся, Бу-я-на и т. д.);
Составим из кубиков и пропишем указкой по таблице слова по темам «Семья» - МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, Б-РА-Т ;
Какое слово тебе написать?;
Чего хочешь покушать сегодня? Можно приготовить обед: ЩИ, КА-ША, РЫ-БА,СУ-П ;
Сбегать в магазин и купить ПЕ-ЧЕ-НЬ-Е;
Идем на экскурсию в зоопарк.
Озвучить выбранный склад или кубик (проворачивать и проговаривать надо быстро.);
Профессии моих родителей;
Какую песенку тебе спеть?
А-О Я-Е Б! БА. БО. БЬ! БЯ БЁ и т. д.
Применяются следующие приемы и методы, согласно методике Н.А. Зайцева:
-     чтение и письмо по слогам указкой;
-     работа со складовыми картинками (цветные и силуэтные);
-     составление слов, фраз, предложений по таблицам;
-     разные виды чтения и письма;
-     написание диктанта указкой;
При работе с материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. Задействуются все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным каналам. Происходит, во-первых, активация, «пробуждение» нервных клеток, они включаются в работу, и, во-вторых, формируются связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестические и т.д., которые необходимы для чтения и письма. Да ещё, высокая мотивация у детей к этой работе, что способствует усвоению материала. По сравнению с детьми, обучающимися по традиционной системе, уровень усвоения материала возросло с 70% до 85%.
На следующем этапе – практическом, целью является: научить детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв на бумаге и доске. Дети пишут карандашом, мелом, фломастером, кисточкой (водой). Также пишут печатными буквами в тетради в клетку, так развивается мелкая моторика. Идет постоянная работа по приучению и подготовке руки к письму в тетради и по выработке правильной посадки при письме. Используются один из приемов развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Они оказывают заметное влияние на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук. 
Этот этап начинается во второй четверти. К началу практического этапа почти все дети овладевают механизмом чтения, некоторые – читают целыми словами, другие – бегло. На этом этапе заканчивается работа с кубиками. А таблицы используются, чтобы дать знания орфографии. На таблицах особенно отрабатываются различие звонких – глухих, мягких и твердых и выделение парных согласных звуков. Дети с опорой на таблицы, сами того не зная, перечисляют способы обозначения твердости и мягкости согласных на письме, таких трудных для тувинских детей. Обучение по «Азбуке» идет без особых трудностей. Благодаря предварительному обучению по методике Н. Зайцева,  учителю остается больше времени на составление схем, слов и предложений, на работу с текстом и на написание небольших диктантов.
Технология Н. Зайцева – здоровьесберегающая. Использование методики укрепляет здоровье детей. Это доказано врачами. Ритмизация, работа с длинной указкой – это формирование важной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, правильная фиксация взора. О сбережении зрения и осанки заботиться нужно с самых первых шагов обучения, считает автор методики. Данная технология дает много возможностей активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Дети становятся более открытыми, активными и самостоятельными.
Таким образом, уже в конце первого класса из 12 учащихся читают выше нормы – 5, в норму – 5, ниже нормы – 2, (одна – медлительная, другая – с задержкой психического развития).
Анализ обследования показывает, что почти у всех детей положительная динамика развития следующих показателей: (по методике №1, 2).
Осведомленность и словарный запас – рост с 38,2% до 59,2 %;
Логика – рост 52,1% до 64,2%.
Также изучались успешность обучения грамоте (1-4),  где даны оценки внешней характеристики устной речи и связности устной речи учащихся по пяти показателям.
По результатам работы по методике Зайцева хотелось отметить еще раз его значимость. Методика распространяется только после обучения в спецкурсах или через Интернет.
Опыт работы распространялся  на всех уровнях от школьного, кожуунного и до республиканского.
Результативность использования технологии в системе работы отразились на:
 Развитие навыков грамотного письма;
 Улучшение качества чтения:
По скорости;
По способу;
По осознанности;
По выразительности;
По правильности.
Обогащение словарного запаса, развитие речи  учащихся;
Усиление  познавательной деятельности  и творческой  самостоятельности;
Повышение   интереса к учебе и предмету.
ВЫВОД

Таким образом, закончив первый класс, большинство детей читают бегло и пишут небольшие диктанты без ошибок. Переход на учебник русского языка требует от учителя серьезного продумывания дальнейшей системы работы. Проанализировав ситуацию перспективы дальнейшего развития и обучения учащихся, начала адаптировать систему опыта работы учителя начальных классов В.Лайло. Данная система повышает грамотность учащихся и развивает познавательные процессы.









13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 215