Физические и химические явления. Химические реакции и их признаки.

13
Дата 14.10.2015
Время:


Предмет: химия
Класс: 8

Ключевые понятия: исследовательская беседа, диалог в зоне ближайшего развития
Тип урока: Изучение нового материала

Оценка: формативное оценивание (самооценивание, взаимооценивание), суммативное оценивание (критерии успеха)

Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции и их признаки.
Цель урока: изучение учащимися физических и химических явлений, выявление признаков химических реакций через парную и групповую работу с использованием модулей программы новые подходы в обучение, развитие критического мышления, ИКТ, талантливые и одаренные, управление и лидерство, оценивание для обучения для создания целостной картины понимания главы «Первоначальные химические понятия» в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательная: дать определение понятиям (физические и химические явления, признаки химических реакций, химические реакции), отвечать на тонкие и толстые вопросы, ответить на проблемный вопрос, обсуждать материал в паре, в группе, объяснить материал соседним группам, изучить и проанализировать новый материал ресурса, составить ОК, решить тест;
2. Развивающая: учащиеся продолжат развивать навыки анализа материала, умение рассуждать, анализировать, делать вывод, переносить ранее усвоенные знания на рассмотрение новых факторов и явлений, применять знания на практике;
3. Воспитательная: учащиеся продолжат работу над процессом самообразования (научаться давать само- и взаимооценку), над становлением личности, способной критически мыслить в процессе обучения
Вид урока: смешанный

Критерии успеха (прогнозируемый результат):
Уровень А – дают определение понятиям (физические и химические явления, признаки химических реакций, химические реакции), отвечают на тонкие вопросы, отвечают на проблемный вопрос в зоне ближайшего развития, обсуждают материал в паре, в группе, объясняют материал соседним группам, изучают новый материал ресурса, выполняют тест по уровню А, учатся давать само- и взаимооценку;
Уровень В - дают определение понятиям (физические и химические явления, признаки химических реакций, химические реакции), отвечают на тонкие и толстые вопросы, отвечают на проблемный вопрос, обсуждают материал в паре, в группе, объясняют материал соседним группам, изучают и анализируют новый материал ресурса, составляют ОК, выполняют тест по уровню В, дают само- и взаимооценку;
Уровень С - дают определение понятиям (физические и химические явления, признаки химических реакций, химические реакции), отвечают на тонкие и толстые вопросы, отвечают на проблемный вопрос, обсуждают материал в паре, в группе, объясняют материал соседним группам, изучают и анализируют новый материал ресурса, составляют ОК, выполняют тест по уровню С, дают само- и взаимооценку;

Основные методы: эвристическая беседа, исследовательская беседа, «Рефлексия-лесенка успеха», «Ассоциативный ряд», «Джек-со», «Опорный конспект - Кластер», «Тест» по таксономии Блума, по уровням (уровень А- низкий, уровень В – соответствует требованиям ГОСТ стандарта образования, уровень С – повышенный степень сложности «сверхстандартные задания»), «Две звезды одно пожелание», «Рефлексия-лесенка успеха», «Рефлексия выбор»;
Формы работы: групповая работа (ГР), парная работа (ПР), индивидуальная работа (ИР)

На данном уроке применяются, следующие модули программы:
Новые подходы в преподавании и обучении (парная и групповая работа, исследовательская беседа, элементы саморегуляции, диалоговое обучение)
Обучение критическому мышлению (решение проблемного вопроса, исследовательская беседа, анализ текста, тест по таксономии Блума)
Оценивание для обучения (формативное - самооценивание, взаимооценивание, суммативное оценивание)
ИКТ (интерактивная доска, интерактивная беседа, презентация-мультимедиа, видеоопыты)
Обучение талантливых и одаренных детей (дифференцированные задания д/з, тест по уровням А,В,С)
Учет возрастных особенностей учеников – учащиеся 14 лет
Управление и лидерство (при работе в группах, лидеры групп)

Ресурсы: ИКТ, стикеры, ватманы – А3, демонстрация №1.3, лаб.№1.2,.1.3 мультимедиа, д/з - уровень А,В,С, рабочая тетрадь, тест по уровням А, В, С

Этапы урока (время)
Вид работы
Действия учителя
Действия учащихся

ВЫЗОВ
Орг. момент
(3 мин)
Создание коллаборативной среды
Проводит рефлексию «Лесенка успеха».

Учащиеся определяют свой уровень знаний на начало урока.

Опрос домашнего задания
(7 мин)
Взаимопроверка уровней А,В,С у доски
(ИР, ПР)
Фронтальный опрос
Наблюдает за работой учащихся у доски, взаимопроверка, корректирует их ответы при необходимости.

Задает простые вопросы на знание химических формул:
По какой формуле рассчитывается количество вещества? Масса вещества? Объем? Число частиц?
Какие постоянные величины вы знаете?
Записывают решение задач у доски, объясняют алгоритм решения. Взаимопроверка.


Отвечают на вопросы учителя

Подготовка к усвоению знаний
(3 мин)

Диалог – ученик- учитель. демонстрация №1.3, лаб.№1.2,.1.3 мультимедиа –видеоопыты
«Ассоциативный ряд»
Предлагает разделиться на 6 групп. Указывает на значимость закрепления материала, знакомит с критериями успеха. Предлагает разделиться на группы по партам 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6. (6 групп)
Подводит к теме урока определению ее цели, знакомит с критериями успешности, мотивирует учащихся к ее усвоению, ставит перед учащимися проблему
Образуют группы.
Определяют тему урока, формулируют цель урока, знакомятся с критериями успешности, дополняют их по желанию;
решают поставленную учителем проблему. Определяют личную значимость, где пригодится в жизни.

ОСМЫСЛЕНИЕ
Этап усвоения новых знаний с проверкой на понимание
(15 мин)
«Джек-со» (ГР)
Помогает, направляет
Решают поставленную перед группой проблему (5 мин), затем учащиеся первой группы идут по одному в каждую группу и отвечают им на свой проблемный вопрос, затем возвращаются к себе в группу и следующая группа и т.д. (регламент 2 мин*5=10 мин). Учащиеся составляют ОК, взаимооценивание ОК группами

Этап закрепления
(10 мин)
«Тест» (ИР)

Раздает раздаточный материал
Учащиеся
Отвечают на вопросы теста (вопросы низкого – уровень А, вопросы высокого порядка – уровень В и С). Взаимопроверка групп

Домашнее задание
(2 мин)
Дифференциро-ванное
Уровень А §5,6 упр.1,2
Уровень В + §5,6 упр.3,5 + написать по 2 синквейна
Уровень С + §5,6 упр.6-8 + в тетрадях составить кластер § 5,6
Объясняет д/з
Записывают д/з, задают уточняющие вопросы

Этап обобщения
(2 мин)
Диалог – ученик-ученик «Две звезды одно пожелание»
Учитель продолжает знакомить учащихся с методикой взаимооценивания. При необходимости учитель корректирует ответы учащихся
Учащиеся подводят общий вывод по новой теме, анализируют и оценивают работу групп (формативное оценивание). Учащиеся размышляют над вопросом: Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели урока, все ли были выполнены вами критерии успеха?

РЕФЛЕКСИЯ
Этап рефлексии
(3 мин)
Рефлексия «Лесенка успеха».
«Рефлексия выбор» Лидеры и желающие высказываются, выбирая начало фразы, остальные записывают ответы на стикерах или присылают SMS-ку
Выставляет оценки за урок, комментирует (суммативное оценивание, согласно критериям успеха)

Определяют лесенку, на которой они находятся на конец урока (самооценивание). Учащиеся записывают свои пожелания на стикерах или отправляют SMS-ку



Проверено на наличие и соответствие календарно-тематическому планированию Зам.дир по НМР ______________ Л.В.Шепелева








Рефлексия урока





Что удалось












Что не удалось или вызвало трудности











Дальнейшие шаги





















Тест по теме «Физические и химические явления. Химические реакции и их признаки»
Уровень А
О каком явлении: физическом или химическом идёт речь при:
Выделении газа из приоткрытой бутылки с минеральной водой;
Выделении газа в процессе добавления столового уксуса к пищевой соде?
К каким явлениям относятся следующие процессы:
Гниение листьев;
Почернение изделий из серебра
Превращение горящего полена в золу;
Таяние снега?
Какие из приведенных ниже признаков характеризуют протекание химической реакции:
Изменение агрегатного состояния вещества;
Измельчение вещества;
Образование осадка при сливании двух растворов;
Выделение газа из приоткрытой бутылки лимонада;
Появление запаха горелого масла?
К каким явлениям – физическим или химическим следует отнести:
Образование опилок при распиливании дерева;
Горение спички;
Высыхание белья;
Выделение газа при добавлении к мелу кислоты?
Какие из указанных процессов относятся к химическим:
Горение бензина в двигателях внутреннего сгорания автомобилей;
Появление на стеклах окон рисунков из инея в морозную погоду;
Высыхание глины?
Тест по теме «Физические и химические явления. Химические реакции и их признаки»
Уровень В
Перечислите основные признаки химических реакций.
Назовите главное отличие физических явлений от химических.
Разделение основных компонентов воздуха кислорода и азота основано на разности температур кипения при сильном охлаждении. Какие явления (физические или химические) здесь наблюдаются?
В быту молоко подвергают следующим превращениям:
Вначале молоко процеживают;
Затем подогревают;
В сепараторе отделяют сметану от сыворотки;
Из сметаны взбиванием вручную получают масло;
Добавив закваску к сыворотке, получают обезжиренный айран.
К каким явлениям - физическим или химическим относятся вышеназванные превращения?
В быту курт из айрана готовят следующим образом: молоко процеживают, варят, остужают, добавляют закваску. Посуду, в которой готовят айран, плотно закрывают, ставят в теплое место. Образовавшийся айран наливают в мешочек из хлопчатобумажной ткани – дорбу. После того как полностью вытечет сыворотка и образуется катык, дорбу снимают, сверху кладут груз (камень) и дожимают катык до конца, удаляя оставшуюся жидкость. В получившийся творог добавляют соль, перемешивают, придают округлую форму, раскладывают курт рядами на доску, сушат, постоянно переворачивая. Перечислите физические и химические явления.
Тест по теме «Физические и химические явления. Химические реакции и их признаки»
Уровень С
Для быстрого протекания реакции мела в соляной кислоте необходимы следующие условия:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) измельчение мела
2) поступление кислорода
3) увеличение количества кислоты в растворе
4) освещение

Для быстрого протекания реакции горения угля необходимы следующие условия:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) непрерывное нагревание угля извне
2) первоначальное поджигание
3) измельчение угля
4) постоянное поступление кислорода

Укажите химические явления:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) плавление меди
2) разрушение горных пород
3) горение спирта
4) получение полиэтилена из этилена

Соотнесите признаки химических реакций с химическими явлениями:

Возможны несколько правильных вариантов ответа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5. Заполните таблицу:


1. Гниение листьев;
2. Выделение газа при добавлении к мелу кислоты
3. скисание молока;
4. Превращение горящего полена в золу;
5. Почернение изделий из серебра





Пример
Явление
Значение



Молочно-кислые продукты

Сгорание топлива





Круговорот природы

Работа доменной печи



Образование накипи






15