Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»
«Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»
Цель урока: Познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций; дать понятие о химических реакциях и их отличиях от физических явлений; сформировать умения отличать химические реакции от физических явлений.
Развивать умение проводить лабораторные исследования, соблюдать правила безопасного поведения, вести диалог, работать в команде.
Задачи урока:Образовательные:
Формировать умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений.
Усвоить различие между физическими и химическими явлениями с точки зрения молекулярного строения вещества.
Формировать умения проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью.
Формировать умения объяснять значения явлений в жизни природы и человека.
Получить представление об условиях начала и течения химических реакций.
Способствовать усвоению понятий « физические и химические явления», « признаки химических реакций», « условия протекания реакций».
Усвоить основные признаки химических реакций.
Воспитательные:
Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Развивать у обучающихся творческие склонности при поиске рационального использования химических реакций на основании знаний о их признаках и условиях начала и течения реакций.
Демонстрировать опыты, сопровождающиеся яркими признаками реакции, с целью пробуждать дальнейший интерес к химии.
Методы ведения урока: беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, наблюдение, описание наблюдений, демонстрация опытов, проведение лабораторных опытов.Ход урока:
Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Дерево горит, превращаясь в углерод, углекислый газ и воду. В природе постоянно происходят физические и химические явления.
Приведите примеры физических и химических явлений в природе.
Проблемный вопрос: Как вы думаете какое явление сопровождает горение свечи. Учащиеся зажигаю свечу. Работа в группах.
Перед проведением опытов учитель напоминает учащимся о технике безопасности работы в химическом кабинете.
Учитель: Ответ на этот вопрос неоднозначный. Сегодня мы проведем ряд опытов, демонстрирующих химические и физические явления. И в конце урока дадим исчерпывающий ответ на наш проблемный вопрос.
Итак, сформулируем тему урока.
Учащееся: Физические и химические явления
Учитель: Правильно. Это первая часть темы. А как же мы будем определять и разделять эти явления.
Учащиеся: Для того чтобы определить явления, нам необходимо узнать их признаки.
Учитель: Правильно. Химические явления в химии называют химические реакции. И по признакам химических реакции мы будем определять химические явления. Вторая часть темы – признаки химических реакций.
Записываем тему урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Опыт 1. «Испарение воды»
Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.
Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________
А теперь вспомните опыт из физики при нагревании тела расширяются.
Учащиеся: После нагревания железный шарик расширился и в кольцо в которое раньше проходил перестал проходить.
Учитель: Посмотрим демонстрацию изменения формы стекла. Фрагмент видео ролика.
Наблюдение: При нагревании стекло может изменять __________.
Учитель: Как называются эти явления?
Учащиеся: Эти явления называются физические.
Учитель Теперь сформулируем определение физических явлений.
Учащиеся: выдвигают версии
Учитель: Вывод: Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.
Учитель: Проведите следующие опыты, после проведения каждого опыта запишите, что вы наблюдали.
Опыт 2. «Растворение мела».
К мелу добавим кислоту (соляную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение _______.
Образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.
Опыт 3. «Взаимодействие растворов».
Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор желтого цвета (хлорида железа(III),) затем добавьте бесцветный раствор (гидроксид натрия). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях).
Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________ и изменение __________.
Образовались новые вещества – осадок бурого цвета
Опыт 4. «Взаимодействие металла с кислотой»
Возьмите пробирку и прилейте кислоту (соляную), затем измерьте температуру, добавьте в пробирку цинк. Измерьте температуру еще раз.
Запишите наблюдения. Изменение запаха. Выделение __________. Температура___________.
Вывод: Это – химические явления
Учитель: Составим определение химических явлений.
Учащееся: выдвигают версии
Вывод: Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. С признаками вы только что познакомились, выполняя предложенные опыты. Различают пять таких признаков.
Образование или растворение осадкаИзменение цвета
Признаки химических реакций
Изменение запаха
Выделение газа
Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).
Учитель: Приведите примеры из повседневной жизни, демонстрирующие химические явления.
Учащиеся: приводят примеры.
Учитель: А теперь вернемся к первому вопросу на уроке . Зажгите свечу. Что вы наблюдаете.
Учащиеся : Парафин плавится – значит физическое явление.
Учитель: Возьмите химический стакан и аккуратно переверните над пламенем, что вы наблюдаете?
Учащиеся: На стенках стакана появились пары воды. Значит образовались новые вещества. Еще мы почувствовали изменение запаха. Мы наблюдали признаки химических реакций – это химическое явление.
Учитель: Какие явления сопровождает горение свечи.
Учащиеся: При горении свечи происходят и физические и химические явления.
Закрепление материала.
Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:
- пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста... А какой мы с вами рассмотрели пример?
- Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка... А у нас на уроке какой был пример?
- С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?
- С выделением теплоты.
- С изменением цвета.
- С появлением запаха.
- Так какие признаки характерны для химических реакций?
- Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания.
- А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть. Если нет ошибок - поставьте “5”. Если допущена 1 ошибка “4”. Если больше 2 ошибок - “3”.
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант I.
Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
Вода в озере покрылась коркой льда;
Появление ржавчины на железном гвозде;
Золотую проволоку вытянули в нить;
Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
Ледяная игрушка весной растаяла;
Высыхание дождевых луж;
Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
Морской прилив;
Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Вариант II.
Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
Гниение фруктов;
Серебряная ложка на воздухе потемнела;
Испарение воды с поверхности реки;
Горение керосина в лампе;
Движение воздуха (ветер);
Скисание молока с образованием кефира;
Плавление куска железа;
Горение спички;
Дети на пляже построили из песка замок;
Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
- Проверили? Честно скажите, кто получил “5”, кто “4”, кто “3”.
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему!
Рефлексия.
Учитель делает вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её, и практического применения человеком.
Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали?
«Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала»
Задание на дом.
А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 – обязательное для всех.
Творческое задание ( по желанию): сообщение «Химические явления на кухне»
Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.