Презентация Технология проблемного диалога
Технология проблемного диалога
« Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, – я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда».Древняя мудрость
Автором этой технологии является Мельникова Елена ЛеонидовнаТехнология проблемного диалога
Этапы урока по технологии проблемного диалога1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.2. Выдвижение версий решения проблемы.3. Актуализация имеющихся знаний.4. Составление плана решения проблемы.5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. style.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Типы проблемных ситуаций.Тип ПСТип противоречияПриемы создания ПСC удивлениеммежду двумя (или более) положениями1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданиеммежду житейским представлением учащихся и научным фактом3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностьюCзатруднениеммежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущимиШаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Тема: «Задача»В сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у героев известных вам сказок получилось.Винни Пух: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»Буратино: «У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня останется?»Знайка: «Внутри Луны при остывании внешней оболочки образовалась полость, которая могла постепенно заполниться… Чем?»Заяц: «Кто в теремочке живёт?»Лягушка: «На кочке сидели 4 лягушки. Я прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»Енот: «На ветке сидели 5 рыб, прилетели ещё 2. Сколько рыб плавает в реке?»Медвежонок: «1 + 1 = 2 (ромашки)» -У нас разные мнения о работе одного героя…- Мы не согласны друг с другом…- Мы не знаем, кто из нас прав…Проблемная ситуация, возникшая "с удивлением"
Тема: «Слагаемое. Сумма»Запишите примеры себе в тетрадь.3+2=5 6+1=7 4=5=9 первое слагаемое – 3, второе слагаемое – 4, сумма -7.Почему не смогли записать последний пример?Чего не знаем? Чем будем заниматься на уроке?Проблемная ситуация, возникшая "с затруднением"
Тема: «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).Проблемная ситуация, возникшая "с удивлением"
Методы постановки учебной проблемы:Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом: - Приём «актуальность» - Приём «яркого пятна»
Урок математики по теме: «Длина». Измерьте длину полоски с помощью мерки ( у учащихся на партах полоски одинаковой длины, разные по длине мерки). Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2,3,4,). -Учащиеся сравнивают длину полосок наложением (Все полоски одинаковой длины)-Давайте сравним длину ваших полосок. -Как можно сравнить длины полосок, отрезков?Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Урок математики по теме: «Число 10» -Мы сегодня познакомимся с числом, о котором детский писатель С.Я.Маршак сказал: Цифра вроде буквы О-Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это-… - Кто догадался о каком числе идет речь? Число 10 – тема нашего урока.Прием «яркого пятна»
Математика. Тема урока: « Число 3. Цифра 3» Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать. Сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда люди считали « один, два, много», то после двух было « все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало « все». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах, и в сказках.Догадались, с каким числом мы познакомимся ?Прием «актуальность»
Тема: «Литр».У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объёмРазбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.Объясните свой выбор.- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе?(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает).- Что предстоит выяснить сегодня на уроке? Подводящий к теме диалог
Побуждающий диалог+ Развивает творческое мышление.+ Максимально близок к жизненным ситуациям.- Ученики могут увести в сторону от темы.- Невозможно рассчитать время на уроке.
Подводящий диалог+ Развивает логическое мышление.+ Просчитывается по времени.+ Ведет к нужному результату коротким путем.- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Преимущества технологии проблемного диалогаПроблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.