Информационно-исследовательский проект Народные промыслы Липецкого края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П.Константинова
Информационно-исследовательский проект с элементами творчества:
Выполнили:
учащиеся 2 «Г» класса
Гусакова Александра
Ткалич Валерия
Руководитель:
Харина А.А.
г.Усмань, 2016 год
Содержание
Введение
Елецкие кружева. История промысла.
Изделия из дерева «Липецкие узоры».
Глиняные игрушки.
Романовская игрушка
Добровская игрушка
Изготовление глиняных игрушек
Технология изготовления
Основные приемы использованные при работе
Заключение
Введение
Веками русский человек, не покладая рук, трудился
И труд его из века в век потомками не зря ценился.
Из простоты он создавал неповторимые изделья,
На свет рождались мастера, хранящие в крови уменья.
Богат Липецкий край народными ремеслами и славится мастерами своими. Знакомство с народными ремеслами, с теми, кто возрождает и хранит традиции народных промыслов, передавая будущим поколениям свои знания и умения, формируют такие черты характера (любовь к родному краю), которые помогут стать гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.
Еще в детском саду мы знакомились с дымкой, хохломской росписью, гжелью, филимоновскими свистульками, матрешкой, городецкой росписью. Нам было интересно узнать, из какой глины лепили свои изделия гжельские или филимоновские мастера, или чем отличается филимоновская барышня от дымковской и т. Д.
В школе на уроках по рисованию более подробно знакомились с городецкими изделиями, расписывали эскизы деревянных досок.
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица –
Это значит Городец.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Цель проекта:
Узнать о народных промыслах Липецкой области.
Задачи проекта:
Ознакомиться с народными промыслами Липецкой области.
Собрать информацию об изделиях елецких кружевниц, инструментах, которыми они работают в энциклопедиях и интернете.
Узнать интересные факты.
Выяснить, какие игрушки лепят в Липецкой области.
Ознакомиться с технологией изготовления глиняной игрушки.
Сравнить глину с соленым тестом и пластилином.
Пробовать лепить игрушки самостоятельно.
Гипотеза:
Русские народные промыслы и ремёсла Липецкого края, возникшие в давние времена интересны и востребованы в современном обществе.
Во многих уголках России мастера могут похвастаться своими изделиями.
Село Дымково находится в Кировской области, а село Гжель – в Московской, хохлому, городецкие доски и семеновских матрешек расписывают в Нижегородской области. Филимоновские свистульки лепят в Тульской области.
Мы задумались, каким же промыслом славится наша Липецкая область.
С этим вопросом мы обратились к своей учительнице, Анне Александровне, а также к нашему преподавателю школы искусств Ирине Ивановне, к бабушке Людмиле Ивановне.
Анна Александровна рассказывала нам о елецких кружевах, о городе, в котором находится фабрика кружевоплетения и даже показывала настоящий шарфик из елецких кружев.
Поскольку в школе искусств мы любим занятия лепкой, Ирина Ивановна очень интересно рассказала о гончарном промысле и о глиняных игрушках, а также о «Липецких узорах».
Много узнали мы, пользуясь сведениями из интернета. Выяснили, что Липецкая область богата народными ремёслами и промыслами,славится своими мастерами.
Это такие промыслы, как кружевоплетение, плетение из лозы, гончарное дело, ковка, резьба по дереву, народный художественный промысел деревянных изделий «Липецкие узоры», тряпичные куклы, лоскутное шитье.
Елецкие кружева. История промысла.
Нас заинтересовало кружевоплетение. Город Елец славится этим промыслом. Он находится в нашей области.
Елец – очень древний город. Он старше Москвы на целый год.
В октябре 2011 года художественный промысел «Елецкие кружева» отметил свое 210-летие. Работы елецких кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в ХIII веке. Кружева плели в ХVI и последующих веках. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.
Центром кружевного искусства Липецкой области является город Елец. Кружевоплетением занимаются также в некоторых селах Становлянского, Измалковского и Данковского районов .
Нам однажды довелось наблюдать, как работает кружевница с коклюшками. Это было в Усмани на праздновании Дня города. На аллее Басова среди других народных умельцев сидела женщина. Перед ней – валик с коклюшками.
И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева. Постукивают коклюшки в её руках.
Коклюшки, как гусли волшебные
Звенят и звенят без конца.
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
Посмотрите, какие красивые изделия! Они сплетены на фабрике «Елецкие кружева». Там работают 250 кружевниц. Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты.
Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево. Мерным кружево называется потому, что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье.
Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.
А вот очень красивая скатерть.
Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т.р.! Хотите знать почему?
1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.
2. Работали над ним целый месяц.
3. Нитки льняные и х/б из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.
Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.
Трудно поверить, но кружевницы помнят каждую ниточку, не ошибутся, не спутают. Они создают настоящие произведения искусства.
На многих международных выставках изделия елецких кружевниц получили золотые медали. Елецкие кружева отличаются от вологодских кружев. Вологодские – более плотные кружева, а наши, елецкие, удивляют весь мир своей красотой, лёгкостью и воздушностью. Мы гордимся этим.
За последние годы усилиями художников был создан ряд высокохудожественных образцов кружевного искусства как с мелкой, так и с крупной орнаментикой, имеющих особый, «елецкий» характер узоров. В отличие от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
Изделия из дерева.
В XVIII-XIX веках в окрестностях Липецка существовала масса мелких кустарей, которые изготавливали предметы быта из дерева. Бытовали различные техники обработки дерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Из мягких и недорогих пород древесины (липа, осина) резались вручную, а в конце XIX столетия — на токарных станках — утилитарные, необходимые в каждом домашнем хозяйстве предметы быта: миски, чаши, ковши, совки, тарелки, разливательные ложки. Славились липецкие бондари — великолепные дубовые бочки продавались далеко на юг России.
Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, пропитывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественными, а потом анилиновыми красителями в основном красного, черного, синего и зеленого цветов в виде волнистых, прямых линий, кружков, розеток, точек. В начале XIX века производство деревянной посуды стало вытесняться более дешевыми и практичными изделиями из фарфора, фаянса, металла.
Возрождение промысла на липецкой земле произошло 25 апреля 1971 года, когда на базе углебрикетной фабрики был создан цех художественной росписи. Инициатором этого события был Евгений Прокофьевич Чалых — в то время начальник управления топливной промышленности. Именно с его легкой руки были приглашены в город Липецк из города Семёнова Горьковской области несколько талантливых художников, токарей и резчиков, ставших «творческими родителями» появившейся в 1974 году фабрики «Липецкие узоры».
left000 Кроме привнесенного из Хохломы стиля орнаментальной росписи, на фабрике существовало параллельное направление лаковой миниатюры. Именно это соседство оказало значительное влияние на становление липецкого стиля росписи. Рисунок становился более сложным, объёмным. Художники использовали в своей работе не только четыре хохломских цвета — красный, черный, желтый и зеленый— предписанные традицией-догмой. Краски липецкой росписи — все цвета радости — изумрудный, пурпурный, лазурный. Всё это радует глаз и улучшает настроение.
Большое влияние на становление стиля «Липецких узоров» оказало изучение мотивов елецких кружев, их композиционного настроения. Много времени провели художницы, входившие в творческую группу фабрики, в Липецком краеведческом музее: изучали историю икон, флору и фауну родного края, поэтому часто в липецкой росписи встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и стилизованных животных.
За 30-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» участвовала в огромном количестве выставок и конкурсов. Только за 1999-2000 годы она получила более 20 дипломов, благодарностей, почетных грамот и медалей.
Продукция фабрики была среди призов Олимпиады-80, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, «Кубка Кремля» многих других соревнований, использовалась в качестве подарков почетным гостям к юбилейным и знаменательным датам нашей страны.
3.Глиняные игрушки
Народные мастера Липецкой области изготавливали не только предметы и изделия, нужные в быту, но и радовали своих детей яркими игрушками.
3.1 Романовская игрушка.
Земля Липецкая славится глиняной игрушкой. Недалеко от Липецка расположено село Ленино, раньше оно называлось Романово. Вокруг него было достаточно глины, подходящей для изготовления посуды – белой, черной, красной.
Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки.
Некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Название игрушки происходит от царской фамилии «романовых», когда бояре Романовы в XVI в. образовали на берегу реки Воронеж большое село Романово-Городище. И привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. В 1614 г. родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII в. он был преобразован в село Романово – ныне село Ленино.
Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов, коз и, конечно, людей.
Женская фигура – «романушка» одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.
Мастером изготовления романовской игрушки был Иван Фёдорович Гункин. Перенял увлечение игрушкой от отца.
Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству.
Игрушка Ивана Гункина, на удивление, очень пластичная, живописная, и по-своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров (1990г.):
Самым преданным и талантливым учеником Ивана Фёдоровича Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (родился в 1949 г.). Именно он начал возрождать романовскую игрушку.
Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом. В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России.
Виктор Васильевич успешно передаёт мастерство и традиции романовской игрушки своим ученикам. Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина уже стали народными мастерами России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях.
Ольга Волокитина Снежанна Ильина
Сегодня от города Романова не осталось никакого физического следа, зато романовская игрушка живет и процветает на своей исконной территории: село Троицкое образовано как раз на месте старинного боярского города.
3.2. Добровская игрушка
Далее мы расскажем о добровской глиняной игрушке.
Вот они, добровские игрушки!
6921518034000
Автор этих работ – Светлана Юрьевна Пастухова.
Ей посчастливилось учиться у потомственных гончаров Пустоваловых – Ивана Константиновича и Василия Константиновича.
Добровская игрушка, буквально, потрясла будущего мастера с первого взгляда, заворожила своей красотой.
Начали лепить игрушку в Добром в 17 веке.
Глиняные добровские игрушки разнообразны: некоторые напоминают романовскую глиняную игрушку – те же образы животных, та же роспись и выполнены они в виде свистульки. Другой вариант добровской игрушки: нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. В основном использовали коричневый, желтый или зеленый цвета, а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью.
В середине 60-х годов XX века В.К. Пустовалов немного видоизменяет привычный образ игрушки: роспись становится ярче, более красочной, форма юбок принимает вид перевернутого бокала, наблюдается обилие декоративных элементов. Костюм барышни отражает традиционный костюм Добровского района.
К этой игрушке у нас двойной интерес. В Добром жила наша бабушка, а прабабушка и сейчас живет там. Прабабушка нам рассказывала, что гончарным делом занималась дочь В.К. Пустовалова, Лидия и она знакома с ней лично. В доме у бабушки было много глиняной коричневой посуды.
Нам посчастливилось увидеть настоящие романовские и добровские игрушки. Небольшая выставка находится в областном доме творчества. Мы были там на концерте, и очень обрадовались, когда в фойе увидели на стеклянных стеллажах «романушек», добровских барышень, глиняных козлов, птиц.
О традициях нельзя забывать, и нельзя от них отступать. Необходимо найти верных учеников, последователей, т.к. создание традиционных игрушек – это продолжение дела, это слияние душ.
Светлане Юрьевне в этом вопросе повезло, она воспитала не одно поколение студентов, а самое главное - её дети тоже увлекаются глиной, делают добровские игрушки, а старший сын принимает участие в выставках и фестивалях.
4.Изготовление глиняных игрушек
Мы, конечно, не романовские и добровские мастерицы, но нам захотелось подражать им.
Вначале ознакомились с технологией изготовления глиняной игрушки.
3.1Технология изготовления глиняной игрушки
Чтобы сделать глиняную игрушку, нужно поэтапно выполнить следующие операции.
В карьере накопать глину.
Высушить комки на чистой поверхности.
Удалить примеси, предварительно размолов комки молотком.
Смешать глину с водой, в пропорциях 1/3, добившись однородной массы.
Дать отстояться до осаждения песка, камней в нижней части. В верхней будет вода.
Вычерпать средний слой. Положить эту глину в ведро.
Высушить до получения консистенции пельменного теста.
Перемять глину, избавляясь от пузырьков воздуха.
Специальной глины у нас не оказалось.
Попробовали слепить «романушек» из соленого теста. Когда работа подсохла, мы выяснили, что из солёного теста можно лепить, но оно быстро сохнет и, на нём образуется корочка. При высыхании поделка трескается, меняет форму.
Пробовали лепить из местной глины. Получилось плохо.
Мы сравнили свойства глины и пластилина:
Глина – долго сохнет, а пластилин не сохнет и не твердеет.
Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
Глина – одноцветный материал, а пластилин – разноцветный.
Глина — сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.
Далее пришли к выводу, что легче всего учиться лепить игрушки из пластилина.
3.2 Какие основные приемы использовали при работе.
Скатывание
Придавливание
Раскатывание
Вытягивание
ОтщипываниеСплющивание
Вдавливание
Чтобы лепка заиграла цветом, мы пластилин обезжиривали мыльным раствором, давали подсохнуть, а затем красили. Некоторые детали дополнительно покрывали серебристой акриловой краской, «наносили аллюминиевый оттенок».
Вот что у нас получилось. Жаль, что наши пластилиновые игрушки не могут свистеть.
Заключение.
В результате выполнения данного проекта, мы узнали много нового о промыслах и ремеслах Липецкого края, о мастерах и мастерицах нашей области.
Мы научились изготовлять игрушки и хотим научить своих друзей этому увлекательному занятию.
Цели и задачи, которые мы ставили перед выполнением проекта, считаем выполнеными.