Презентация Технология проблемного диалога: методы обучения


Технология проблемного диалога: методы обучениядоклад выполнила: учитель начальных классов Ведякина Н. А. Цель технологии: Научить самостоятельно решать учебные проблемы. Средство: открывать знания вместе с детьми. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена (этапа): Постановка проблемы.Поиск решения. Проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками, посредством специально организованного учителем диалога.ДиалогПобуждающийПодводящий


Классификация методов обучения{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}МетодыПроблемно - диалогическиеПостановки учебной проблемы (формулирование темы урока или вопроса)Побуждающий от проблемной ситуации диалогПодводящий к теме диалогСообщение темы с мотивирующим приёмомПоиск решения(формулирование нового знания) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогПодводящий от проблемы диалогПодводящий без проблемы диалог Методы постановки учебной проблемы1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Проблемная ситуация(приёмы создания)Вопросы(побуждение к осознанию противоречия)Осознание проблемыФормулирование учебной проблемы1. Предъявление ученикам противоречивых фактов, теорий, мненийЧто вас удивило? Что интересного заметили?Какие факты на лицо?Побуждение к формулированию проблемы:Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока? Фиксирование вопроса или темы на доске. 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.-Вопрос был один, а сколько мнений?-Задание было одно, а как вы его выполнили?Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчётом, наглядностью, экспериментом. Вы сначала как думали? А как на самом деле?4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Приём 1. Тема: «Рукотворная жизнь. Искусственный отбор» 4 класс (Одновременно предложить противоречивые факты){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АнализУчительУченикиПредъявление первого фактаРебята, у кого есть собака? Какой породы ваши собаки?-Учёные подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак.Поднимают руки.Отвечают.Предъявление второго факта-А сколько было пород собак у древних людей?-Думаем одна!(проблемная ситуация)Побуждение к осознанию-Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?Была одна порода, а стало много. Осознание проблемы-Какой возникает вопрос?- Откуда взялось столько пород собак?Вопрос Фиксирует вопрос на доске Тема: «Земля в космосе». 2 класс (предъявление противоречивых мнений, теорий){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АнализУчительУченикиПредъявление противоречивых мнений (проблемная ситуация)- Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.Рассматривают иллюстрации:»Мир по Птоломею», «Мир по Копернику»Побуждение к осознанию противоречия-Что вас удивило? Что интересного заметили?Птоломей думает, что солнце вращается вокруг Земли, а Коперник – что Земля вокруг солнца.Осознание проблемы-Какой возникает вопрос?Кто из учёных прав?ВопросФиксирует вопрос на доске. Приём 2. Тема: «Правила переноса» 1 класс (столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АнализУчительУченикиЗадание на новый материалНадо написать слово берёза на доске, но оно не помещается.А что значит перенести?- Помогите перенести это слово. Работайте в парах. Надо перенести.Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.Пары добавляют знак переноса на своём листеПроверка задания (проблемная ситуация)- Посмотрим, что вы предлагаете..Видят варианты: бер – ёза, берё-за, бе-рёза, берёз-аПобуждение к осознаниюЗнание было одно?А выполнили вы его как?-Да.- По – разному.Осознание проблемы- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?- Как переносятся слова. (неточная формулировка)Тема- Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (фиксирует на доске) Приём 3. Тема: «Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче» (задание на «ошибку»){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АнализУчительУченикиШаг 1. Вопрос на «ошибку» (житейское представление)-Когда жил князь?-Почему люди помнят его до сих пор?-Давно, тысячу лет назад.- Он был хорошим человеком, великим полководцем.Шаг 2. предъявление научного факта сообщением. Князь нанял человека, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, во время битвы два дня просидел под мостом.Побуждение к осознанию противоречияЧто вы сказали сначала?-А что оказывается на самом деле?-Князь был хорошим человеком и полководцем. А на самом деле плохим.Осознание проблемы- Какой же возникает вопрос? (вопрос фиксируется на доске)- Почему помнят князя? Приём 4. Тема: «Умножение на двузначное число» 3 класс(практическое задание, не сходное с предыдущим) – создаётся невозможность выполнить задание. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АнализУчительУченикиЗадание на известный материал-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетрадиВыполняют задание.Задание на новый материалНа листочках найдите площадь прямоуг. Со сторонами 56 и 21 см.Испытывают затруднения.(проблемная ситуация)Побуждение к осознанию противоречия- Смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? -Нет.- Это новое умножение. Нужно умножить на двузначное число, а мы ещё такого не решали.Осознание проблемы- Какова тема урока? Умножение на двузначное число.ТемаФиксирует тему на доске. 2. «Сокращённые»методы постановки проблемыПодводящий к теме диалог – это система вопросов и заданий при котором ученики формулируют тему урока.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA} анализ учитель ученикПодводящий к теме диалог-Прочитайте словаЧто они означают? Дарья, Софья, ИльяЧто вам надо помнить при написании имен?Пишем их с заглавной буквы-Что общего есть в этих словах?- В каких случаях пишется разделительный ь?Разделительный ь- В середине слова между согласной и гласной.- Какая же будет тема урока?Повторения написания заглавной буквы в именах и разделительного ь. 3. Сообщение темы с мотивирующим приёмомУчитель предваряет сообщение готовой темы интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся.- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:Такой падеж как------------Я с детства не терплю:Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю.- Кто догадался, о каком падеже идет речь?Назовите тему нашего урока.Яркое пятно: загадки, ребусы, кроссворды, песенки, фрагменты мультфильма и т.д. Методы поиска решения учебной проблемы (формулирование нового знания)1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.Это сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.- При выдвижении гипотезы осуществляется реплика: - Какие есть гипотезы? (выдвигаются ошибочные и решающие) При проверке гипотезы осуществляется реплика:Вы согласны с этой гипотезой? Почему? Как нам проверить эту гипотезу? Тема: Умножение на двузначное число (работа в группах){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Побуждение к выдвижению гипотезы - Какие есть гипотезы?(56 * 21 = ?)- Вы согласны с этой гипотезой? Почему? Как нам проверить эту гипотезу? Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует её на листе Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к решающей гипотезе) - С чего нужно начать?- Воспользуйтесь распределительным свойством. Представление гипотез группами Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. - 50 * 20 + 6 * 1 = 1006- 56 * 20 + 56 * 1 = 1176 Побуждение к проверке, подсказка по плану, сравнение вывода (учеников с учебником) - Как проверить, какой из способов верный?- Значит, как надо умножать на двузначное число? - Можно на калькуляторе. Подводящий к знанию диалог:От поставленной проблемы;Без проблемы. Продолжение темы: «Задачи на движение с разноимёнными величинами»К какому типу относится задача? Как найти скорость сближения? (На встречное движение, скорость сближения находится сложением)Можно ли скорости сразу складывать? (Нет, имеют разные величины измерения)Что надо сделать? (перевести к одинаковым единицам)К каким единицам лучше перевести? Почему? Последовательность перевода покажем цепочкой. Впишем пропущенные данные.Теперь вы сможете решить задачу? Что нового узнали? (Наименования величин д.быть одинаковыми).Сравниваем ваш вывод с учебником.