Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого После бала
Тема : « Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала»
Эпиграф: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».
На доске: написаны понятия, висят таблички: нравственность, духовность, милосердие, бессердечность.
Организационный момент.
Приветствие всех!
Учитель: «Пусть будут поиски, сомненья, и как ни краток встречи срок, быть может, мы сойдемся в мненьях, совместно, проведя урок!
Проверка знаний.
Теоретическая разминка «чистый лист» рассказ, проблема, герой, рассказчик, антитеза (работа у доски)- Спасибо!
3. Изучение нового материала (СЛАЙД 1 ПОРТРЕТ)
(Слово учителя)
Друзья, мы продолжаем знакомство с творчеством гениального писателя, который прожил долгую творческую, насыщенную событиями, противоречивую, плодотворную, приносящую пользу окружающим людям жизнь - это Лев Николаевич Толстой.
- Ребята, какая информация о Толстом вам известна? (жил в Ясной Поляне, открыл школу для крестьянских детей, служил в армии)
- Спасибо!
- В течение 64 лет Толстой вел дневники, соприкасаясь с ними, ученые-литературоведы пришли к выводу, что он целенаправленно шел по пути самопознания, самосовершенствования, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение и поведение окружающих людей. Он пытался понять, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, из чего складывается характер. Он всегда призывал каждого человека идти по пути нравственного обновления, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки.
Эпиграфом сегодняшнему уроку послужат слова писателя: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».
Друзья, что вы подразумеваете под понятиями : нравственность, духовность?
( что-то хорошее в человеке, эти понятия чем-то похожи…)
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, услышим как трактует он эти понятия.
( ЧИТАЮТ ПО СЛОВАРЮ)
- Эти понятия будут ключевыми на нашем уроке ( обратить внимание на таблички)
ПРОБЛЕМА:
Ребята, задумывались ли почему некоторые люди встают на сторону добра, человеколюбия и искренне служат им, а другие наоборот? В чем причина?
(ГОВОРЯТ УЧАЩИЕСЯ)
Вот в этом мы с вами попытаемся разобраться, работая над прочитанным вами рассказом «После бала».
- Попытаемся вместе сформулировать тему урока.
(ГОВОРЯТ ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ….)
Тема: « Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала».
- Сегодня мы будем в роли исследователей. Работая с текстом произведения, попытаемся понять, что же хотел до нас донести автор? Но прежде чем начнем работу, хочу предложить вам просмотр двух ключевых сцен рассказа, фильм снят по сценарию Кирилла Раппопорта режиссером Анатолием Дудоровым, это ……..
(ПРОСМОТР ОТРЫВКОВ) 5 мин.
- Не спрашивая, о впечатлениях начнем работу в группах на столах есть все необходимое: тексты рабочие листы, таблицы и умные головы на плечах!
1. Полковник на балу.
2.Полковник на службе.
3. Иван Васильевич его жизненный выбор
А) РАБОТА В ГРУППАХ
Б) ПРОВЕРКА, ответы учащихся, каждая группа делает вывод.
ПРИ ПРОВЕРКЕ ТРИ СЛОВА О ТОМ, ЧТО ФИЛЬМ УСИЛИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРОЧИТАННОМ( КАЖДАЯ ГРУППА)
ПРИ ОТВЕТЕ 2 « ГРУППЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ «ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВКУ»
В годы правления императора Николая 1 в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Императора прозвали Николаем «Палкиным». Существовало наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного. Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителей в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
ОБЩИЙ ВЫВОД: учитель!!!!!!! Связать с эпиграфом, с темой
Кажется, что выбор прост и очевиден: однозначно нужно встать на сторону добра и служить ему.А почему сложно сделать это, потому что надо что-то изменить в себе, чем-то пожертвовать, от чего-то иметь мужество отказаться, может (как полковнику) вообще начать всё с нуля. А зло не заставляет человека менять себя, работать над собой, оставляет его нетронутым, поэтому его выбрать проще. Полковник давно уже плывёт по течению: ни в себе, ни в системе, которой преданно служит, он ничего не хочет менять, его всё устраивает. Но не все так могут. Иван Васильевич, пережив эмоциональное потрясение, отрезвился и сделал свой выбор, который определил всю его жизнь. Но мы не будем судить, мы с вами, ребята, лишь сделаем для себя правильные выводы.
Творческое задание: (КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ) На дом вы получали задания обдумать информацию для проектов. Думаю, к заданию вы отнеслись ответственно. Все вы готовили все задания. Ну. А сейчас, кому, что досталось! Даю буквально несколько минут привести информацию в порядок и вынести на слушателей.
1.(Представьте, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке, напишите письмо от первого лица)
2.(Покажите рассказ «После бала» при помощи цвета)
3.(Представьте ,что вы депутаты и продвигаете в Думу новый проект: свод нравственных законов) 3-4 закона, желательно созвучных нашему уроку.
ЗАЩИТА проектов
- Спасибо!
ОЦЕНКИ!
Д/З: НА КАРТОЧКАХ НА СТОЛАХ.
РЕФЛЕКСИЯ: «Открытый микрофон» Какой нравственный выбор сделаете вы, какое нравственное качество возьмете с собой в будущую жизнь (одним словом)
- Хотя наша встреча была недолгой, увидела: в вас равнодушья нет. Желаю вам добра, любви и чувство долга,
Душа по капле собирает свет.
В завершение (притча или стихотворение)