Открытый урок по литературному чтению Илья Муромец и Соловей-разбойник (былинный сказ)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Развивающая цель (процессуальная)
Развитие мышления, воображения, памяти, наблюдательности, целостности восприятия, умений сравнивать и анализировать; формирование литературоведческого представления.
Воспитательная цель
Воспитание любви к устному народному творчеству, к русской словесности; воспитание нравственных качеств личности и патриотических чувств.
Ожидаемые результаты обучения
1. Распознают признаки фольклорного творчества. Расскажут о жанре сказки, повторят виды сказок. Узнают что такое былина и былинный сказ.
2. Объяснят портрет каждого героя и докажут различия между ними.
3. Создадут глоссарий с устаревшими словами
4. Обсудят первый бой Ильи Муромца. (Каким предстал перед тобой богатырь при освобождении города Чернигова? Как описан конь богатыря?)
Этап
Время
Ожидаемый результат обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оценивание
Ресурсы, оборудование, обстановка класса
1 Орг. момент
1 мин
Эмоциональный настрой.
Сегодня девизом нашего урока буду такие слова :
Думать - коллективно! Читать - оперативно!
Отвечать - доказательно! Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Эмоциональный настрой на урок. Проявление интереса.
Три хлопка
Интерактивная доска, слайд
1 мин
Создание рабочей атмосферы
- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
Читают слова на слайде
(один ученик читает вслух)
Три хлопка
Интерактивная доска, слайд
2 Актуализация знаний. Целеполагание
1,5 мин
Распознают признаки фольклорного творчества.
Задание 1. Форма работы: фронтальная.
- Произведения устного народного творчества мы изучали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясним каждое слово в названии темы.
1) Почему «устное»?
2) Почему «народное»?
3) Почему «творчество»?
1)Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.
2) Автором был не один человек, а народ.
3) Люди творили, сочиняли, придумывали.
Большой палец
5мин
Форма работы: индивидуальная.
- У вас на партах лежат опорные листы, на них записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но тут не указаны.
- На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?
- Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.
- Почему Илья Муромец стал героем многих былин?
1)Загадки, потешки, небылицы(учащиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины, пословицы, скороговорки)
-Русский богатырь.
- Опорный лист:
2) «Исцеление Ильи Муромца»
«Илья Муромец и Калин-царь»
«Илья Муромец и Идолище»
«Илья Муромец и дочь его»
- Народ его любил за справедливость, борьбу с врагами, силу. Он совершал подвиги ради народа.
Две звезды и пожелание
Опорный лист
1,5 мин
Определение темы урока и плана работы.
Расскажут о жанре сказки, повторят виды сказок.
- Прочитайте название былины в учебнике . (стр 39)
Самые важные вопросы урока напечатаны на опорном листе. Будем учиться отвечать на них. Давайте познакомимся с планом нашего рассуждения.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. (стр 40) Предположите, кто из предложенных героев Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?
- Хорошо ребята, на протяжение оставшегося времени мы проверим наши предположения.
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
3) План
1. Кто является главным героем былины?
2. Как народ изображает Илью Муромца?
3. Мог ли проявить трусость былинный герой?
4. Что означает слово «былина»?
5. Чем былины интересны для современного читателя?
- Ответы учащихся
Большой палец
Учебник литературное чтение
3 Изучение нового
4 Итог урока
3 мин
Узнают что такое былина и былинный сказ.
1 слайд.
- Слово "Былина” означает "быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
2слайд (изображение богатыря)
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
- Давайте подведем итог в учебнике на стр 38, прочитайте определение, что такое «Былина»
Опережающее задание Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
- чтение одного из учащихся
Три хлопка
Интерактивная доска, слайд
Объяснят портрет каждого героя и докажут различия между ними.
Создадут глоссарий с устаревшими словами
Обсудят первый бой Ильи Муромца. (Каким предстал перед тобой богатырь при освобождении города Чернигова? Как описан конь богатыря?)
Работа в группах
- Как мы уже с вами говорили, что сегодня познакомимся с одной из былин «Илья Муромец и Соловей - разбойник»
- Слушание отрывка былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник” (слушание начала аудиозаписи с былиной, как звучит музыка, когда играют на гуслях)
- Анализ прослушанного текста текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у вас начало прослушанной былины?
- Каким вы представили Илью Муромца?
- Как звали коня Илья Муромца?
Словарная работа на уроке.
( Глоссарий - дети вписывают значение слова на опорный лист)
Полонить – взять в плен.
Палица- старинное оружие, дубинка с утолщенным концом.
Волчья сыть – еда, пища для волка.
Приторочил – привязал к седлу.
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Маковки – купол церкви, терема.
Околенка – оконная рама.
Окарачь ползёт – на четвереньках ползёт.
ФИЗМИНУТКА
- Чтение былины детьми по цепочке после учителя. (до слов Грязи Чёрной стр 40)
- Слушание отрывка былины. (когда Соловей-разбойник кричит)
- Продолжение чтение былины детьми по цепочке после учителя.
- Последующий анализ: (групповая форма работы)
1группа: Перечитай первый абзац. Найди и запишите предложения где говорится о том, как Илья Муромец освободил город Чернигов.
2 группа: Обратите внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запишите.
3 группа: Найдите и подчеркните в абзаце слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
4 группа: Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполненных работ.
- Кроссворд (групповая работа)
1) Город, в котором жил И. Муромец. (Муром)
2) Город, который освободил от врагов Илья Муромец. (Чернигов)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородинка)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5) Имя отца Соловья-разбойника. (Одихман)
6) Имя князя в былине. (Владимир)
Литературный диктант (Резерф)
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
- Давайте вернёмся к нашим опорным листам. Скажите ребята, сможем мы теперь ответить на вопросы, которые ставили для себя в начале урока?
План
1. Кто является главным героем былины?
2. Как народ изображает Илью Муромца?
3. Мог ли проявить трусость былинный герой?
4. Что означает слово «былина»?
5. Чем былины интересны для современного читателя?
- Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.
- Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:
Слушают отрывок из былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Заполняют глоссарий на опорных листах.
Читают по цепочке после учителя
Слушают отрывок
Читают по цепочке после учителя
- Подъехал Илья к несметной рати
- Илья Муромец, Соловей –разбойник, Одихман, князь Владимир
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.
Муром
Чернигов
Смородинка
Бурушка
Одихман
Владимир
Пишут в тетрадях по литературному чтению
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Две звезды и пожелание
Две звезды и пожелание
Две звезды и пожелание
Три хлопка
Большой палец
Аудиозапись
былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Слайд, опорные листы
Учебник литературное чтение 4 класс
Аудиозапись
Раздаточный материал
Раздаточный материал
Тетрадь
Домашняя работа:
Чтение былины. Письменно ответить на вопросы «Почему князь Владимир не поверил рассказам Ильи. Как доказал Илья Муромец свою победу?»
Отчет В1
Запись о краткосрочном планировании
Данное краткосрочное планирование спланировано на основе календарно-тематического планирования, Учебной Программы для средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013года, учебника «Литературное чтение» 4 класс.
Целью данного планирования является возможность увидеть, как внедряются интегрированные идеи всех 7 модулей Программы и способы достижения поставленных целей поставленные на данный урок. Приемы, стратегии и зaдaния подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учaщихся клaссa, в котором я проводила урок.
На урок запланировала различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная с целью преодоления различных барьеров в обучении и преподавании. С целью повышения интереса к урокам, формирования и развития внутренней мотивации учащихся, обеспечения обратной связи, отслеживания динамики усложненности видов применяемых стратегий, применяла различные виды оценивания для обучения.
Основной модуль, проходящий через урок – это «Критическое мышление» (КМ), который внедряется через диалоговое обучение. Данный модуль является наиболее важным в преподавании, так как диалог между учениками, между учеником и учителем помагает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мнение о русском народном творчестве. Перечень основных навыков КМ включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание. Для внедрения данного модуля использовала на уроке алгоритмы сравнения главных героев, открытые вопросы, где главным был вопрос Почему?.
Считаю, что более продуктивным применением структурирования всех приемов является деление на группы.
Ключевая идея и ожидаемые результаты: выбранные стратегии, методы и формы позволяют активно познавать изучаемый материал, учить детей анализировать, сравнивать и синтезировать, проявлять активность и самостоятельность.
В преподавании и обучении использую ИКТ таким образом, у учащихся есть возможность развивать критическое мышления, а также использовать ее в качестве помощника учителя. Выбранный мною модуль критическое мышление будет результативным, если получится внедрить и интегрировать все 7 модулей Программы.
Сохор Татьяна Фёдоровна Портфолио учителя Отчет B1
Группа №3 Уровень1
ЦПМ Лидерство учителя в
Город Усть-Каменогорск профессиональном сообществе
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
.ђЗаголовок 1.ђЗаголовок 2.ђЗаголовок 3.ђЗаголовок 4.ђЗаголовок 5.ђЗаголовок 6.ђЗаголовок 7.ђЗаголовок 8.ђЗаголовок 915