Внеклассное занятие по теме «Здравствуйте, я Химия!» 7 класс

Внеклассное занятие по теме «Здравствуйте, я Химия!». 7 класс.
Предмет: химия
Класс - 7
Форма: Внеклассная работа

Цель урока: Побудить у ребят познавательный интерес к химии, показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни, выявить значение химической науки в развитии промышленности и сельского хозяйства, показать связь с другими науками.
Задачи:
Учебные: Познакомить учащихся с предметом изучения химии, с наиболее важными вопросами, которые изучает это наука. Сформировать представления о химии как фундаментальной науки.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.

Оборудование и реактивы: Периодическая таблица, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, трубочки, спиртовка, индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус), вода, известковая вода, растворы кислоты, щелочи, хромат калия, перекись водорода, концентрированная соляная кислота, 15%-ый раствор аммиака, дихромат калия, порошок магния, асбестовая сетка, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, пробка с газоотводной трубкой, пробка с трубочкой с оттянутым концом, хлорид железа (Ш), роданид калия, карбонат натрия,  скальпель

Организационно-мотивационный этап.
Активизация знаний.
Дорогие семиклассники! С нового учебного года вы начнёте изучать новый для вас предмет – химию. Это очень трудная, но в то же время, очень интересная и занимательная наука. А сегодня мы проведём традиционный урок «Введение в химию» для того, чтобы вы имели представление, чем занимается химия и что вам предстоит изучать.
Обсуждение вопросов:
- С чем у вас ассоциирует слово «Химия»?
- Что изучает химия?
- Что такое вещество?
- Какие вещества вам известны?
Изучение нового материала.
Есть такая наука на свете,
Что, познав все секреты в ней,
Сможем сделать мы в химкабинете
Настоящий вулкан на столе.
Из смолы можем платьице сделать,
Нефть же можно в духи переделать,
Превратить все пустыни в сады,
Из пластмассы построить дворцы.
Сколько сделали мы превращений,
Сколько нового можем создать –
Только надо стараться в учении,
Только химию надо познать.

Вы ещё не слышали о химических явлениях, а уже не раз встречались с доброй волшебницей химией. Знаете, где и когда? У себя дома, каждый день, каждый час.
Наступило утро. Вы встали, заправили постель, сделали зарядку и пошли умываться. Вы берёте мыло и намыливаете руки. И тут происходит ваше первое знакомство с химией. Мыло – это сложное химическое вещество, которое изготавливают на заводах из жиров и других материалов. Ну а после того, как вы помылись, пора и чай вскипятить. Вы берёте спичку, чиркаете ею по коробку, спичка вспыхивает, и вы зажигаете газ. Казалось бы, что может быть проще? Между тем здесь происходит целая серия любопытных химических превращений.
Боковые стенки коробка покрыты сухим тонким слоем сложной смеси, состоящей из красного фосфора, клея и сульфида сурьмы. Красный фосфор при н.у. химически устойчив, не самовоспламеняется на воздухе, в отличие от белого фосфора, который очень неустойчив и самовозгорается. При трении спичечной головки по коробку происходит разогревание, красный фосфор превращается в белый фосфор и сразу же вспыхивает.
Что же дальше? От пламени спички зажигается газ. И снова химия! Газ – это смесь различных химических веществ, при горении соединяющихся с кислородом воздуха и превращающихся в другие вещества, идущее с выделением громадного количества тепла, которое в быту используется для приготовления пищи. Кроме этого, газ – превосходное сырьё, из которого делают много различных вещей – от тканей до каучука, от лекарств до пластмасс.
Итак, химия – это наука о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов, их сейчас насчитывается 117. Соединяясь между собой, они образуют более 28 млн. различных веществ. Каждое вещество изучено и получило своё название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение.
Сапоги мои – того:
Пропускают аш-два-о.
- О каком веществе идёт речь?
Учащиеся отвечают: о воде.
- Правильно о воде. А теперь посмотрите, как пишется формула воды.
На доске записывается крупно формула Н2О.
- А как можно отличить воду среди других жидких веществ?
Опыт №1. На столе – три стакана: с растворами кислоты, щёлочи и с водой. Распознавание с помощью индикатора.
На суку сидит сова,
Выдыхает це-о-два.
- А теперь о каком веществе идёт речь? Кто знает?
Учащиеся отвечают: углекислый газ.
- Да, действительно, сова, другие животные и человек выдыхают углекислый газ – СО2. В этом можно убедиться с помощью такого реактива, как известковая вода. Если через неё пропустить углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас хочет провести этот эксперимент?
Опыт №2. Ученик дует в трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой (раствор гидроксида кальция). Раствор мутнеет.
- Ребята, а кто из вас может сделать из воды лимонный сок, а из него – апельсиновый, а затем - яблочный сок. Не можете? А я смогу! Хотите посмотреть?
Опыт №3. Сначала в стаканчике растворить хромата калия, который приобретает жёлтый цвет. Потом, добавив осторожно (по каплям) раствор соляной кислоты, превращаем «лимонный» сок в «апельсиновый». Окраска меняется с жёлтого на оранжевый из-за превращения хромата в дихромат. Затем добавить немного раствора перекиси водорода и «сок» становится «яблочным». Появляется синее окрашивание, которое далее становится зелёной, так как при действии перекиси водорода на подкисленный раствор дихромата натрия тотчас образуется пероксид хрома синего цвета.
- Как вы думаете, можно ли попробовать этот сок на вкус?
Учащиеся отвечают.
- Правильно, нельзя. В кабинете химии есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. И эти правила называются правилами Техники Безопасности. С некоторыми, наиболее важными правилами техники безопасности мы вас сейчас познакомим. Чтобы вы их быстрее и лучше запомнили, мы их изложили в стихах.

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ: Ты в химкабинет пришел, так запомни, кроха Безопасность – хорошо! Быть безруким – плохо! Если ты во все подряд окунаешь пальчик, Про такого говорят: «Бестолковый мальчик!» Если пробуешь на вкус ты все непременно, Может, мальчик, ты не трус, но глупец отменный! Ты над брюками держал с кислотой пробирку? Круто, парень, ты попал на штанишки с дыркой! Если сильно бережешь ты свою одежду, А раствор на книжку льешь, жаль тебя, невежду! Реактив без меры льешь – плохо это, помни. Я не жадина, но все ж будь поэкономней! Перемена. Есть банан у тебя иль груша – Ничего здесь, мальчуган, никогда не кушай! Из под крана воду пить – все равно, что «Vanish»: Жажду можно утолить, но козленком станешь! Ты работу завершил, стол протер рабочий. Руки хорошо помыл или так, не очень? Не подумайте, что я с мальчиками строже: Что мальчишкам здесь нельзя - и девчонкам тоже!
- Ребята, как вы думаете, а с какими другими науками «дружит» химия? Почему?
Ответы учащихся. Совместное обсуждение.
- Оказывается, что Химия тесно связана со всеми науками, многим из них она пришла на помощь при объяснении разных интересных и непонятных ситуаций.
Вот одна из них.
Войско Александра Великого, более известного под именем Македонского двигалось с боями по странам Азии (IV в. до н.э.). После того, как войска вступили на территорию Индии, среди воинов начались тяжёлые желудочно-кишечные заболевания. После ряда кровопролитных сражений и пышно отпразднованных побед весной 326 года Александр вышел к берегам Инда. Однако победить главного своего врага – болезнь «непобедимое» войско Александра не могло. Воины, истощённые и обессиленные, отказались идти вперёд к берегам Ганга, куда влекла Александра жажда завоеваний. Осенью 326 года войска Александра начали отступление. Сохранившиеся описания истории походов Александра Македонского показывают, что рядовые воины болели чаще, чем военачальники, хотя последние находились в походе в одинаковых условиях с рядовыми воинами и в равной степени делили с ними все неудобства и лишения походной жизни.
- Ребята, как вы думаете почему? (Обсуждение версий учащихся).
- Через 2250 лет причина различной заболеваемости была найдена (и помогла здесь химия). Она заключалась в разности снаряжений: рядовым воинам полагался оловянный бокал, а военачальникам – серебряный. Серебро способно в незначительных, буквально в невесомых количествах растворяться в воде. И это незначительное количество растворённого серебра способно убивать микроорганизмы, находящиеся в пище. Среди них, конечно, могут быть и те, которые являются причиной желудочно-кишечных заболеваний. Достаточно несколько миллиардных долей грамма серебра, чтобы обезвредить литр воды. Так, употребление серебряных кубков, хотя бы частично, предохраняло военачальствующий состав армии Александра Македонского от желудочно-кишечных расстройств и заболеваний. Возможно, что подобного рода наблюдения над своеобразными свойствами серебра привели ещё раньше жителей древнего Египта (2500 лет до н.э. у них серебро ценилось дороже золота) к оригинальному способу лечения открытых ран: на раны накладывали серебряные пластинки.
Другая история.
В 19 веке на одном из интендантских складов со всех шинелей пропали пуговицы. Пуговицы в то время изготавливались из олова. Естественно, заподозрили главного интенданта, который отвечал за сохранность военной формы. Через определённое время должен был состояться суд, который бы определил наказание виновнику. Но на помощь пришла Химия. Причина находилась в самом олове. Дело в том, что при температуре ниже -130 устойчивое состояние олова превращается в серую порошкообразную форму (так называемую аллотропную модификацию). Поэтому с понижением температуры начинается переход обычной, кристаллической формы, в серую порошкообразную. Скорость перехода тем быстрее, чем ниже температура. При -330 она достигает максимума. В не отапливаемом складе интендантства при суровой зиме солдатские пуговицы рассыпались и превратились в серый порошок. «Болезнь» олова, связанная с переходом кристаллической модификации олова в порошкообразную, получала название «оловянной чумы». Главного интенданта оправдали, благодаря Химии. По этой же причине погибла экспедиция известного полярного исследователя Скотта в 1912г., снарядившего экспедицию к Южному полюсу. Сосуды и ёмкости с жидким топливом были запаяны оловом. На морозе они разрушились, горючее вытекло. Экспедиция Скотта погибла.
Вот видите, с помощью Химии можно объяснить множество необычайных историй из жизни людей. Но для этого надо учить химию, дружить с ней.

- Как вы думаете, бывает ли дым без огня? Наверное, каждый из вас слышал пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу продемонстрировать противоположное: вы увидите дым без огня, но я при этом ничего поджигать не буду.
Опыт №. 4. Берутся две стеклянные стаканчика. Один смочить концентрированной соляной кислотой, другой – 15%-ым раствором аммиака. Стаканчики поднести друг к другу. Появляются клубы белого дыма.

- А сейчас я продемонстрирую опыт, а вы попытайтесь разобраться, почему так получилось.
Опыт №. 5. «Несгораемый платок». Предварительно носовой платок смачивается в воде и отжимается, затем смачивается спиртом и поджигается, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель, пламя гаснет. Мокрый платок не загорается и остаётся невредимым.
- Ребята, как вы думаете, почему платок не сгорел и остался целым, ведь вы видели огонь?
Обсуждение. Выявление причины того, что платок не сгорел.
- Наверное, все вы любовались изумительными по своей красоте фонтанами. Фонтаны превосходны вечером, когда в лучах прожекторов мельчайшие капли воды переливаются и сверкают, точно драгоценные камни. Вот такой мини-фонтан я попробую вам показать.
Опыт №. 6. Опыт основан на хорошей растворимости аммиака в воде. Сначала в колбе получить аммиак. Для этого в пробирке смешать в равных количествах кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместить в колбу, перевёрнутую вверх дном. Нагреть смесь на спиртовке. Пробирку с собранным аммиаком закрыть пробкой с трубочкой с оттянутым концом и поместить в кристаллизатор с водой. В воду предварительно добавить несколько капель спиртового раствора фенолфталеина. Вода из кристаллизатора начинает медленно подниматься вверх по трубочке. Когда вода достигнет конца трубочки и попадёт в колбу, поверхность соприкосновения воды с газообразным аммиаком резко увеличивается, и большая часть аммиака растворится в воде. В результате давление в колбе резко падает, и начинает бить небольшой фонтанчик. Жидкость в колбе окрашивается в малиновый цвет.
- А сейчас я приглашаю 2-х самых бесстрашных учащихся вашего класса для опыта с кровожадным названием «Исцеление раны».
Опыт №. 7. Заранее приготовить растворы хлорида железа (Ш), роданида калия, карбоната натрия.  Добровольцам протереть руку ваткой, смоченной «спиртом» (роданидом калия), затем продезинфицировать скальпель раствором «иода» (хлоридом железа (Ш)). Провести «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потечёт «кровь». После этого «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор карбоната натрия). «Кровь» исчезнет, а под ней здоровая кожа.
- Я думаю, все вы знаете, что такое вулкан, и видели по телевизору или в кино его извержение. Это захватывающее, потрясающее зрелище! Ну а те, кто ещё не представляет себе этого явления природы, не огорчайтесь: я вам покажу действующий вулкан в миниатюре.
Опыт №. 8. Насыпать немного дихромата калия на асбестовую сетку, сформировать горкой, затем в центр добавить немного порошка магния. Под сетку с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. Прикоснуться к вершине «вулкана» горящей лучиной. Реакция экзотермична, протекает бурно. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр - раскаленных частиц зеленого оксида хрома, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет из оранжевого в зеленый.
- Ребята, часто можно услышать, что в загрязнении окружающей среды, плохой экологии виновата Химия. Что множество химических предприятий выбрасывают в атмосферу, воду, почву различные вредные продукты. Что свалки забиты пластиковыми бутылками, пакетами и другими полимерными материалами, которые создала химия. Как вы считаете, это правильно? Виновата ли Химия во всём этом?
Обсуждение в классе, выдвижение различных гипотез учащимися и совместное обсуждение, которое должно привести учащихся к правильному ответу «Нет! Не виновата. Виноваты люди, а не Химия».
Химия, как волшебная палочка: в руках умных, знающих, добрых людей приносит пользу и помогает человечеству, а в руках бездарей, глупых и злых становится опасной. Никакая другая наука не открыла перед человечеством столь широких перспектив и не сделала больше, чем Химия. Именно она обеспечила достаточное количество наиболее необходимых вещей и предметов комфорта, что улучшило здоровье людей и их достаток, сделала их счастливыми. Всё то, во что мы одеваемся, обуваемся, то, что мы едим, всё то, что нас окружает, сделано благодаря Химии. Невозможно не отметить огромнейшую роль Химии в фармацевтической промышленности и медицине. Приведу только один пример. Если ранее от менингита – гнойного воспаления мозговых оболочек – умирало 70% заболевших, то использование лекарственных препаратов даёт возможность вылечивать 98% больных. То, чем станет Химия для нашего мира – гибелью или спасением, зависит исключительно от того, как люди воспользуются её возможностями.
Наш урок хочется закончить такими словами:


Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым свет.
С химией ездим, живём и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Ездим, спим и с причёсками ходим.
Химией лечимся, клеим и шьём
С химией мы бок о бок живём!
Так что вы без неё пропадёте,
Если значение её не поймёте!
А чтобы больше и лучше всё знать,
Надо химию изучать!

Рефлексия.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Будем в следующем году учить химию на «4» и «5»?
Предлагаем учащимся написать синквейн.
Правила написания:
1-я строка – одно слово, существительное, которое заключает в себе предмет, о котором пойдет речь в синквейне, т.е. «Химия»;
2-я строчка - два прилагательных, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;
3-я строчка - тир глагола, описывающими совершаемые данным предметом характерные действия;
4-я строчка – фраза, выражающая личное отношение к описываемому предмету;
5-я строчка - содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета.







15