Технология оценивания учебных успехов обучающихся.
Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг.
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»
Правило 2. «САМООЦЕНКА»
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»
Правило 4.«ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ»
Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»
Правило 7. «ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ»
По каким критериям оценивать? (5-бальная шкала)
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ
Не достигнут необходимый уровень.
(не решена типовая, много раз отработанная задача) 2-неудовлетворительно
Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».
(решение типовой задачи) частично - 3
полностью - 4
Программный уровень «отлично». (решение нестандартной задачи) частично – 4+
полностью - 5
Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно».
(решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи») частично – 5+
полностью – 5 и 5
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3 класса)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
г о Саранск
Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
Технология оценивания учебных успехов обучающихся.
(Выступление на методическом объединении учителей начальной школы)
Учитель начальных классов
Цыбизова Светлана Александровна
2016 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий.
Н. Рерих
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС и рассматривается как одна из
важных целей обучения.
В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов. Она
получила официальное признание Президиума Российской академии образования. В данной
системе разработана модель контроля и оценивания успехов школьника на разных этапах
образовательного процесса.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию
принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию
знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат
своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять
собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха передшкольным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку,
сберечь психологическое здоровье детей.
Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений
самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах
требований; дифференциация оценки по специальной шкале «уровней успешности»
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет
собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Правило1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только зарешение продуктивной задачи»
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решениепродуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило 2. «САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право
аргументировано оспорить отметку»
Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было
получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»
«За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением,
ставиться отдельная отметка»
ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную
работу – 5 отметок.
Правило 4.«Таблица требований»
Отметки ( или часть их) выставляются в таблицу требований ( рабочий журнал учителя,
дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе
решения конкретной задачи.
Правило5. 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию
ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам,
так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может
отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не
устраивающую его отметку .Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трѐх уровней успешности.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз,
где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому
предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить
новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новойнепривычной ситуации. Это уровень функционально грамотной личности- «отлично».
Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе
«сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся
знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительныеуспехи сверх школьных требований, «превосходно».
По каким критериям оценивать? (5-бальная шкала)
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ
Не достигнут необходимый уровень.
(не решена типовая, много раз отработанная задача) 2-неудовлетворительно
Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».
(решение типовой задачи) частично - 3
полностью - 4
Программный уровень «отлично». (решение нестандартной задачи) частично – 4+
полностью - 5
Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно».
(решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи») частично – 5+
полностью – 5 и 5
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3 класса)
Правило 7. Итоговые оценки и отметки
Итоговые оценки и отметки ( за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять
не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем),
который изучали в этот отрезок учебного времени.
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учѐтом их возможной пересдачи.
Данные правила оценивания вводятся поэтапно начиная с 1 класса:
1 класс -1 этап (этап перехода на ТО в любом классе)
1 правило - различение оценки и отметки (оценка любых действий и отметка за решение учебной задачи).
2 правило – самооценка (дети учатся оценивать свои действия по алгоритму).
3 правило – одна задача – одна оценка. Учитель и ученики оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.
4 правило. Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников, выставляя
отметки за каждое из заданий по той шкале, которая принята в ОУ. Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями.
2 класс- 2 этап (этот этап возможен и в любом следующем классе)
В полном объеме вводится правило 2 – определяется отметка за каждую учебную задачу.
В полном объеме вводится 4-е правило. Не только учитель, но и дети учатся определять, какоеумение потребовалось в ходе решения задачи (таблица требований в дневнике школьника).
3 класс – 3 этап (на этот этап можно перейти и в другом классе)
Вводится 5-е правило – право отказа и право пересдачи.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию
ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится
всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы.
Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
Возможные исключения из правила «отказа от отметки».
1. Если на этапе актуализации урока даются задания по давно изученным темам, тогда право
отказа от отметки не действует (учителю необходимо заранее предупредить об этом).
2. Если проводится урок обобщения по давно изученным темам, то право отказа от отметки также не действует (ученики должны знать об этом заранее).
Вводится 6-е правило (уровни успешности). Учитель и дети учатся определять уровень
задания и уровень успешности по определенным признакам. При этом ученик привыкает кответственности за свой выбор. Он может попросить поставить полученную отметку или
пересдать задание проверочной работы. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, накотором они могут и хотят заниматься на данный момент.
Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки).
Ученики ещѐ не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4 класс – 4 этап (на этот этап можно перейти и в другом классе)
Мы даем возможность детям самостоятельно высчитывать и выводить свою итоговую
отметку. Таким образом, если используется полный набор правил, учителю необходимо будет
документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (соотнесенных суровнем успешности) будут выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий, изученных тем и
посещаемости, будут фиксироваться только итоговые отметки.
В процессе внедрения технологии оценивания образовательных достижений авторским
коллективом создан технологический пакет, обеспечивающий новую технологию
соответствующими материалами:
• рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа
2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);
• дневники школьника для начальной и основной школы; «Личный еженедельник первоклассника»,
куда включены таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у
учащихся организационных умений, а также умений самоконтроля и самооценки;
• сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут
соотнесены с уровнями успешности и
умениями, входящими в таблицы требований;
• электронные приложения к учебникам «Школы 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.
Применение технологии учебных успехов, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.