Профилактика вредных привычек у подростков
Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков (токсикомания, наркомания, алкоголизм, курение, игромания, сквернословие). В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и т.п.
В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников. Информационно- просветительская работа в этом направлении, по мнению психологов, может пробудить любопытство подростков и вызвать обратный эффект. При составлении сценария учитывались аспекты современных профилактических программ, а также возрастные особенности подростков.
Главные задачи классного часа:
Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.
Умение противостоять давлению сверстников.
Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.
Подготовительная работа:
а)назначить двух учеников на роли врачей;
б) нарисовать шестиглавого дракона на листе ватмана. На каждой голове написать названия вредных привычек;
в) подготовить учеников и разыграть диалоги.
Оборудование:
а) проектор для показа презентации;
б) плакаты по теме классного часа.
План классного часа
Вступительное слово
Информационный блок «Врачи – о вредных привычках»
1.Токсикомания.
2. Наркомания.
3. Алкоголизм.
4. Курение.
5. Игромания.
6. Сквернословие.
III. Интерактивная беседа «Что толкает людей в пасть дракона?»
Тест «Сможешь ли ты устоять»
Проблемные ситуации. «Умей сказать «нет»».
Заключительное слово.
Ход классного часа.
I.Вступительное слово Классный руководитель: Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался дракон о шести головах?
Дети отвечают, что убежали, застрелили бы его, кинули бы в него камнем и т.д.
А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью лезут прямо в пасть дракона. Некоторые думают, что могут выскочить из пасти этого дракона, но оказывается, что они переоценивают свои силы и их ждет погибель. А вот и портрет этого чудовища. Каждая голова этого дракона имеет свое имя:
-Токсикомания;
-Наркомания;
-Курение;
-Алкоголь;
-Игромания;
-Сквернословие.
Каждая голова – это вредные привычки, которые превращаются в смертельные опасные болезни. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках. (К доске выходят два ученика в белых халатах.)
Информационный блок «Врачи – о вредных привычках»
Токсикомания.
Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. «Мания» - это психическая болезнь, когда человек постепенно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни переводится как «мания к яду». Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых веществ и вызывают сильное отравление. Очень быстро наступает привыкание человека, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды накапливаются в организме человека.
Наркомания.
Наркотики – отрава еще более сильная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув, не смогут жить без них, и станут платить огромные деньги, чтобы….поскорее умереть. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, его преследуют кошмары. Ради наркотиков человек, если его так можно назвать, может пойти на любые преступления. Есть три пути у наркоманов: тюрьма, психбольница и смерть.
Алкоголизм.
Одна из самых распространенных вредных привычек – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – это яд, который ежедневно убивает сотни людей. Алкоголику безразлично мнение окружающих, он очень быстро становится рабом своей вредной привычки, от которой страдает не только сам пьяница, но и близкие ему люди.
Курение.
Курение – это зависимость от такого наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человека страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 225 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. У курильщиков быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдает не только сам курильщик, но и некурящие люди. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух
.
Игромания.
Эта вредная привычка начинается безобидно – игровые автоматы, компьютерные игры, карты и т.д. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Эта привычка ведет к нарушению психики, к голоду и нищете.
Сквернословие.
Сегодня все чаще можно встретить людей, которые не ругаются, а разговаривают нецензурными словами. А между тем эта вредная привычка очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить такие слова, но и их слушать. Ученые провели эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов на организм человека ученые сравнивают с радиоактивным облучением в тысячи рентген. То есть мат – это программа самоликвидации всего поколения ругающегося человека.
III.Интерактивная беседа “Что толкает людей в пасть дракона? »
Классный руководитель. Вот какие страшные головы у этого дракона. Одна страшнее другой!
-Вспомните, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза? (Наркомания)
-А какая вредная привычка несет программу самоликвидации? (Сквернословие)
От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение)
-Какие вредные привычки отравляют организм человека? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм)
Классный руководитель. И сто, и тысячи лет назад были люди, которые попадали в плен вредных привычек. И бесследно пропадали в пасти дракона. Сказочные времена давно прошли. На дворе 21 век. В мире столько всего интересного: спорт, книги, верные и хорошие друзья, походы по родному краю и т.д. Но сидит где-то на грязном, заросшем бурьяном пустыре вот такое шестиглавое чудовище и дожидается очередной жертвы. Как вы считаете, почему люди попадают в пасть такого дракона? Почему они становятся рабами вредных привычек? (ответы ребят)
Классный руководитель: ученые назвали следующие причины приобщения людей к вредным привычкам: любопытство, влияние родителей, снятие напряжения, слабохарактерность, желание подражать героям рекламы, кино и телевидения. А как же не попасть в лапы этого дракона? (Отвечают ребята)
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Классный руководитель. Очень хочется надеяться, что никто из вас не станет жертвой очередной «мании» А как вы думаете, сможете ли вы устоять перед натиском вредных привычек? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы. Вам нужно ответить на 10 вопросов. На каждый вопрос вы должны ответить «да» или «нет» (для тестирования необходимо приготовить бумагу)
ВОПРОСЫ.
Любишь ли ты смотреть телевизор?
Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
Хотелось ли тебе закурит?
Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все дела?
Пробовал ли ты алкогольные напитки?
Любишь ли уроки физкультуры?
Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
Если бы тебе на улице незнакомый человек предложил бы конфеты, взял бы ты их?
Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты не сделал уроки. Сможешь ли ты отказаться от похода в игровые автоматы?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, умножьте полученное число на 5.Что у вас получилось?
0-15 баллов – вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если кто-то предложит вам «побалдеть» от какой-либо дряни, вы легко откажитесь. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.
20-40 баллов – ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, может быть, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени тратите зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат «немного кайфа», вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.
40-50 баллов – вас, как говориться, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков – не так уж и много. Вам грозит беда.
Проблемные ситуации. “Умей говорить» нет»»
Классный руководитель. Те, кто уже попал в пасть дракона, могут оттуда уже и не выбраться. Давайте поговорим о том, как туда не попасть. Психологи утверждают, что самое лучшее – это научиться говорить «нет». Предлагаю вам оценить ситуации, в которых оказались ваши ровесники. Итак, послушайте первый диалог «Не нюхай клей – и будешь умней»
-Пойдем с пацанами мультики в подвал посмотрим….
-Какие еще мультики в подвале?
-Ну, клей понюхаешь и увидишь.
-Нет, мне это не интересно, я мультики уже не смотрю.
-Да каждый увидит то, что ему интересно.
-А мне интересно футбол посмотреть.
-Ну и футбол увидишь.
-Так я его по телеку посмотрю,зачем мне твой подвал. Ну, я пойду, а то скоро матч начнется.
Классный руководитель. Как вы считаете, правильно, ли сделал (Имя), что отказался от назойливого приглашения? Как бы вы себя вели в подобной ситуации? (Дети высказываются)
Послушайте еще один диалог, который называется «С водкой дружить – здоровье сгубить»
-Гони деньги. Пацаны за водкой сбегают
-Нет у меня денег
-Я тебе займу, потом отдашь.
-Да нет, у меня правило:взаймы не брать.
-Ладно, мы тебя угостим,если ты такой бедный.
-Я не бедный,просто пить не хочу.
-Ну, так посидишь, за компанию.
-За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.
-Так ты откалываешься от компании.
-Нет, просто мне это неинтересно.
Классный руководитель. Вот так удалось (имя) отбиться от дурной компании. Одобряете ли вы такое поведение?Что бы вы сказали в такой ситуации?
И послушайте еще один диалог, который называется «Сигарета – не конфета»
-Я сегодня пачку сигарет на спор выиграл.Покурим?
-Нет, я не курю.
Сейчас все курят!Ты что, не крутой?
-Значит, не крутой.
-А,здоровье бережешьДа?
-Да! И ты не кури и будешь здоровым.
-А если мне нравиться.
-А мне не нравиться.
Классный руководитель. Ну, уж в такой ситуации приходилось побывать многим.Что бы вы сказали в данной ситуации ?(Ребята высказываются)
Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с подобных невинных предложений.Мнимые друзья под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона.Очень важно в этом случае правильно оценить ситуацию и сказать твердое и решительное «нет».Я очень рада за ребят, которым удалось отстоять себя и не поддаться на уговоры.Умение сказать «нет» всегда пригодиться, когда вас будут заставлять или упрашивать сделать то, чего вы не хотите.
IV.Заключительное слово
Классный руководитель. Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.
Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:
- не скучать, найти себе занятие по душе;
-узнавать мир;
-знакомиться с интересными людьми;
-ни в коем случае не пробовать спиртные напитки или наркотики.
Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычки, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы –настоящий герой.Как сказал древний китайский мудрец Лао-То:"Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, -воистину могуществен».
Классный руководитель. Что нового узнали вы во время классного часа? Чему научились? Какие выводы вы для себя сделали?(Ответы ребят)