Работа педагога — психолога с семьями находящимися в сложной жизненной ситуации.

Работа педагога - психолога с семьями находящимися в сложной жизненной ситуации.

Социально-психологическая служба школы, создает условия, прежде всего ребенку, для его успешного развития и самораскрытия путем оказания разносторонней помощи и поддержке. Практически во всех общеобразовательных учреждениях имеются семьи СЖО.

Семья – совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные отношениями брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание, имеющие взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Сложная (трудная) жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно.
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ 28 декабря 2013 г.

Дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации:
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети – инвалиды;
Дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии;
Дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
Дети – жертвы насилия;
Дети с отклонениями в поведении;
Дети, проживающие в малоимущих семьях;
Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

Типы «проблемных» семей.
семьи, в которых «трудные родители»
семьи, где господствует безнадзорность
семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию над духовной жизнью
семьи, где родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью

Виды работы психолога с семьей.
1. Диагностика семьи,
2. Консультирование семьи,
3. Просвещение родителей,
4. Психокоррекция внутрисемейных отношений,
5. Коррекционно - развивающая работа с обучающимися.
Подробная характеристика проблем, с которыми сталкиваются семьи, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и виды возможной помощи отражены в таблице:
Проблемы семей
Характеристика проблемы
Возможные виды помощи
и поддержки

Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей
1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид. 3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами. 4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей. 5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка.
1.Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки.
2.Наблюдение за ребенком. 3.Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь.
4.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей.
5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе.
6.Индивидуальная работа специалиста с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.
7.При не усвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК.


Малообеспеченная семья
Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка.
Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях.
Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д
1.Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки.
2. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь.
Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру - помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников.
Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям.
Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации)

Семьи, где психически больны родители
1. Дети не имеют должного ухода, не владеют санитарно-бытовыми навыками, не имеют необходимых школьных принадлежностей 2. Недостаток средств в семье или распределение этих средств не по назначению. 3. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои.
4. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания).
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки.
Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье.
Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми.
Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т.д.). Социальное сопровождение семьи специалистами социальных служб города, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети


Семьи, имеющие ребенка-инвалида
1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения между родителем и ребенком. Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. 2. Недостаток средств к существованию.
3. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т.д.)
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки.
Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка.
Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации.
Оказание необходимой медицинской помощи.
Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т.д.).
Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т.д.)


Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; семьи в состоянии развода или после него
1. Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения между родителями и ребенком, отсутствие близости и понимания у родителей и детей.
2. Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка.
Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации.
Оказание необходимой медицинской помощи.
Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми.
Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму


Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей
1. Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения между родителями и ребенком, отсутствие близости и понимания у родителей и детей.
B°2. Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся
Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.
Помощь психотерапевта семье и детям.
Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания.
Постановка на учет в детскому психиатру, наркологу.
При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра.
При не усвоении школьной программы, направление ребенка на ПМПК



Алгоритм помощи семьям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах:
Если семья характеризуется недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, можно сформулировать основные виды помощи семье и детям, выраженные в наблюдении и консультации учителя, психолога, социального педагога; проведение семинаров, бесед на темы воспитания; вовлечение детей в кружки, студии, центры.
Если в семье отмечается жестокое обращение с ребенком, то в работе с данной семье привлекаются учителя, психологи, социальные педагоги, юристы. Семье оказывается психотерапевтическая помощь, консультации вышеуказанных специалистов, родители привлекаются к работе семинаров, с ними проводятся беседы о воспитании в семье.
Если в семье один или оба родителя алкоголики, то за данной семьей устанавливается наблюдение и осуществляется социально-педагогический патронаж; специалистами оказывается психиатрическая, наркологическая помощь. С ребенком проводятся дополнительные занятия по оказанию помощи в учебе, подросток вовлекается в систему дополнительного образования.
В неполной семье возможен вариант привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка; вовлечение ребенка в разнообразные кружки, секций; проведение родительского лектория по обучению одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.
В любом случае требуется координация действий всех ведомств и служб по защите интересов детей.
Семья может получить помощь в следующих учреждениях: школа, служба по делам детей и защите их прав, ЦСССДМ, органах социальной защиты, ТПМПК.

Проблемы детей и семей остаются актуальными, и требуют постоянного анализа и системной работы. Оказание психолого-педагогической помощи ребенку, находящемуся в семьях СЖО, связано в первую очередь с организацией работы с данной категорией семьи. Необходимость тесного взаимодействия на всех этапах работы с семьей и ребенком приведёт к положительному результату. При этом, чем эффективнее будет работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, тем меньше будет возникать ситуаций с необходимостью отобрания детей у родителей .
Оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержки семье СЖО является важной задачей всех субъектов системы профилактики. Говоря о профилактике, отметим, что результативность этой работы зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания семей в СЖО.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ СЖО
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Психолог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
Психолог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
Психолог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, ни безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.








Жил на Свете Человек. У него было три мечты: иметь высокооплачиваемую работу, жениться на красавице и прославиться на весь мир.  Однажды морозной зимой Человек спешил на собеседование в офис одной известной фирмы. Вдруг прямо перед ним упал пожилой мужчина. Человек посмотрел на упавшего, в голове возникла мысль, что тот, скорее всего, пьян и не подал руки. Это помогло не опоздать на запланированную встречу. Собеседование прошло неудачно: Человека не взяли на желанную должность.  Как-то Человек прогуливался летним вечером по городу. Заметив труппу уличных артистов, остановился, чтобы насладиться зрелищем. Зрителей было немного, но пьеса была весёлой и увлекательной. После окончания действа раздались аплодисменты, и люди стали расходиться. Наш Человек тоже повернул было назад, но кто-то несмело дотронулся до его плеча. Это была главная героиня пьесы, старушка-клоунесса. Она стала расспрашивать его о том, понравился ли ему спектакль, доволен ли он актёрами. Но Человек не захотел вести беседу и, брезгливо отвернувшись, пошёл домой.  Однажды дождливым вечером Человек спешил домой с дня рождения друга. Он очень устал, и в его голове проносились мысли о душистой ванне и уютной, тёплой постели. Вдруг он услышал чьё-то приглушенное рыдание. Это плакала женщина. Она сидела на скамье возле дома Человека. Без зонта. Одна. Заметив нашего героя, она обратилась к нему за помощью. У неё случилось несчастье в семье. И ей нужен был лишь душевный собеседник. Человек задумался, пред его взором предстали ванна и постель, и поспешил в подъезд.  Человек прожил несчастливую жизнь. И умер.  Попав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Человек встретил своего Друга, Ангела-Хранителя. Они качались на небесных качелях и беседовали.  - Ты знаешь, я прожил совсем несчастную и никчёмную жизнь. У меня было три мечты, но ничего не сбылось. Жаль  - Хм Друг мой, я сделал всё, чтобы все твои мечты претворились в жизнь, но для этого от тебя мне нужно было всего лишь: твоя рука, твои глаза и твоё сердце.  - Бог мой, и что же?  - Помнишь упавшего человека на скользкой зимней дороге? Я сейчас покажу тебе эту картину Тот человек был генеральным директором той фирмы, в которую ты так хотел попасть. Тебя ждала головокружительная карьера. Всё, что от тебя требовалось – твоя рука.  Помнишь старую клоунессу, которая после уличного представления пристала к тебе с вопросами? Это была юная красавица-актриса, которая влюбилась в тебя с первого взгляда. Вас ждало счастливое будущее, дети, неугасающая любовь. Всё, что от тебя требовалось – твои глаза.  Помнишь плачущую женщину возле твоего подъезда? Был дождливый вечер, и она насквозь промокла от слёз Это была известная писательница. Она переживала семейный кризис, и ей очень нужна была душевная поддержка. Если бы ты помог ей согреться в своей квартире, согреться Душой благодаря твоим мудрым словам утешения, то она написала бы книгу, в которой рассказала бы об этом случае. Книга стала бы известной на весь мир, и ты бы прославился, так как на главной странице автор указала бы имя того, кто стал музой этого произведения. И всё, что от тебя требовалось тогда –твоё сердце. Ты был невнимателен, мой Друг.  Человек вздохнул И Друзья пошли по лунной дорожке в звёздную даль, тихо и безмятежно беседуя 











15