Консультация для воспитателей Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы с


Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы по развитию речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Учитывая ежегодный рост количества детей с различными речевыми нарушениями, сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Индивидуальная работа планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.
Педагогу целесообразно распределить весь учебный материал по трём направлениям:
воспитание произносительных навыков,
формирование словаря,
формирование грамматических умений и навыков.
При нарушении звукопроизношения коррекционная работа может состоять из следующих разделов:
развитие фонематического восприятия,
развитие мимической мускулатуры,
Развитие мелкой моторики рук,
Развитие артикуляционного аппарата,
Отработка опорных звуков,
Постановка нарушенных звуков,
Автоматизация поставленных звуков.
Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада:
слова, обозначающие предметы,
слова, обозначающие качества и свойства предметов,
слова, обозначающие различные действия.
Третье направление состоит из следующих разделов:
связь слов в предложении (управление и согласование),
предложные конструкции и др.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ от работы по ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.  
Как и при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуком состоит из трёх основных этапов:
-подготовительного,
-этапа появления звука,
-этапа усвоения звука в речи.
Рассмотрим по этапам эти отличия.
 
Воспитатель
Подготовительный этап.
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.
Этап появления звука
Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию.
Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых звук есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые ещё его не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука.
3) Этап усвоения звука
Уточнение правильного произношения звука.
Звук уточняется в словах, фразах, стихотворениях, чистоговорках и скороговорках, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению логопеда. Логопед
Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.
В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
 
Постановка звука.
Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путём повторений перед зеркалом логопед закрепляет её, а затем, применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение изолированного звука.
 
Автоматизация звука.
 
Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.
По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда и остающимся в массовых группах, воспитатель осуществляет индивидуальный подход и на фронтальных занятиях и организует индивидуальную работу согласно указаниям логопеда.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы по развитию речи.
Подготовил: учитель – логопед Стахина Л.Н.
2013