Методическая разработка Проектный метод
МКОУ «Богородская школа№8»
Метод проектов
Выполнила: учительпрофессионально - трудового обученияВолкова Наталья Владимировна
2015 го
Метод проектов- это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Причины распространения метода проекта
-Необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
-актуальность широких человеческих контактов, знакомства с различными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Использование исследовательских методов, предусматривает определенную последовательность действий:
-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»).
-выдвижение гипотез решения поставленных задач, обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.), обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.), -сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов,
- оформление результатов, их презентация, выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типы проектов по доминирующему методу:
Исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые, приключенческие,
практико-ориентированные
По характеру содержания:
включают ребенка и его семью;
ребенка и природу;
ребенка и рукотворный мир;
ребенка, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка в проекте:
заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ОУ, в контакте с семьей, общественными организациями.
По количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой ,фронтальный.
По продолжительности:
Краткосрочный (несколько уроков);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочный(от месяца и больше)
Исследовательские проекты - это проекты, которые требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результата (доклад, альбом с рисунками и фотографиями, страница педагогического сайта, педагогические блоки)
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. (газета, видеофильм)
Игровые (приключенческие) проекты) Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества высокая, но доминирует ролево-игровая. Игровые проекты строятся по принципу развивающейся интриги. Активность детей не ослабевает в процессе всей работы. (сценарии праздников, программа мероприятия)
Практико-ориентированные проекты
Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (проект закона, справочный материал)
Этапы выполнения проекта
1 Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования
2Выдвижение гипотез их решения
3 Обсуждение методов исследования
4 Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
5Сбор ,систематизация и анализ полученных данных.
6 Подведение итогов, оформление результатов.
7 Выводы, выдвижение новых проблем исследования. Анализ успехов и ошибок (рефлексия)