Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский техникум общественного питания»





Методическая разработка урока:
«Религия в современном мире»
(проектный метод)





Подготовил:
Панченков В.А.



Белгород 2014
Проектный метод обучения
Панченков В.А.


Задача современной системы образования – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе. Согласно теории Л.С.Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Для этого нужны новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий. Таким из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативы учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний.
Творческая, исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью любой профессии. Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, учащиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнер, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путем самообразования. В своей педагогической деятельности я часто использую проектный метод обучения.

CПО, технолог продукции общественного питания.
Обществознание, 1курс.
Тема: Религия в современном мире.

Цели: 1. Создать условия для формирования устойчивых
представлений о религиях;
2. развивать знания учащихся о сущности религии;
3. Содействовать воспитанию чувства толерантности
к другим религиям.


«Смысл религии не в том чтобы
Поселить человека на небесах, а в
Том, чтобы поселить небеса в душе
человека»
Честертон
Оснащение:
Электронная презентация
Рисунки белгородских храмов
Песня Жанны Бичевской «Родник»
Компьютер
Таблички-понятия
Схемы

Тип урока – краткосрочный проект
Ход урока:
I. Организационный этап
План урока

Религия и религиозное мышление
Многообразие религий
Роль религии в современном мире
Веротерпимость

Мотивация цели урока

Преподаватель: Мы с вами проведем урок на тему: Религия в современном мире. Тема очень актуальная на сегодняшний день, у вас было задание, связанное с этой темой. Сейчас мы разделимся на четыре команды и будете защищать свой проект. А сейчас давайте поговорим о религии и религиозном мышлении. Совокупность представлений о мире, его происхождении и строении создавала религиозную картину жизни, становилась формой общественного сознания. Религия – набожность, святыня имеет отличительные признаки - признание реальности существования высшего существа-бога, создавшего мир и управляющего им по своей воле. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.















Религия представляет собой:

1. Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них.
2. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.
3. Отражение действительности.
4. Общественную подсистему.
5. Феномен культуры.














Отличительные признаки религии:
1. Верования.
2. Ритуалы.
3. Этос (нравственная позиция)
4. Взгляд на мир.
5. Система символов.
(смотри ниже схему)
















Основные подходы к изучению религии:
1. конфессиональный (религиозный, атеистический)
2. Феноменологический (изучение религии как явления)
Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.

Функции религии:
1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение).

2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога.

3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).

4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей установок, традиций).

5. Интегрирующая (направления объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания).

6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению).

7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).















Религиозные нормы – система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей.

. Актуализация субъективного опыта студентов
Преподаватель: А сейчас мы поговорим о многообразии религий. В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным душам умерших). С ними соседствуют формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии – конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, -буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций
(смотри схему ниже)















А сейчас давайте поговорим о буддизме.
II Этап проверки проектного задания студентов
Первый ученик: В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии возникло новое учение. Оно звало людей не причинять вреда другим, во всем и всегда проявлять терпение, спокойствие, отказаться от богатства, почестей, власти. Это учение назвали буддизмом.















Второй ученик: По преданию принц Сиддхартха Гаутама жил в Индии на рубеже 4-5 веков до н.э. Первые 30 лет пребывал в богатстве, славе и покое. Но однажды он увидел несчастных, больных людей, и задумался – отчего страдают люди отчего умирают как освободиться от страданий Долгие годы Сиддхартха, оставив все, предавался уединенным размышлениям. И когда ощутил, что истина открылась ему, передал ее людям. А они назвали его Будда – что на древнеиндийском языке санскрите означает «просветленный»















Третий ученик: В древности некоторые последователи Будды основали общины среди неприступных гор Тибета и жили там в полном согласии с учением Будды. Так возникли буддистские монастыри. Древний буддистский храм назывался «ступа». Его большой центральный купол укрывает помещение, где хранятся священные реликвии.

Преподаватель: Из всего сказанного, вы должны запомнить, что эта религия возникла до нашей эры. Основателем буддизма считается индийский принц Гаутама. Основой буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существования страдания, причина страдания, освобождение от страданий и ведущий к этому путь. Освобождение от земных страданий буддизм видит в уничтожении всех желаний, сознательном угашении человеческих страстей. С этим тесно связано развитие «Йоги», т.е. способности путем созерцательного размышления (медитации) достичь совершенной и самоуглубленности. Такое состояние полного освобождения человека от внешнего мира называется «нирваной»).

Преподаватель: Давайте предоставим слово тем, кто занимался изучением христианской религии.

Четвертый ученик: Христианство возникло в самом начале нашей эры. Учение Иисуса Христа, в которого веруют христиане, изложено в книгах Нового Завета Библии. В них говорится как человеку следует относиться к Богу, к себе, к людям. Рассказано, как Иисус проповедовал свое учение, как был за это осужден, приговорен римским чиновником Понтием Пилатом к смерти и умер на кресте.















Пятый ученик: Новый Завет учит исполнять 10 заповедей, записанных в Ветхом Завете. Учит любить людей, даже своих врагов. Помогать людям. Прощать им их недобрые дела и слова, а не мстить. Не злобствовать. Не противиться злу и насилию ответным злом и насилием: «А Я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»,- сказано в Нагорной проповеди Иисуса. А мысль: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступай и вы и ними»,- называют «золотым правилом».
















Шестой ученик: В первые века христианства римские императоры (Нерон, Диоклетиан) жестоко преследовали христиан. Иногда на потеху толпе в цирках их с детьми отдавали на растерзание диким зверям. Поэтому для общей молитвы христиане собирались тайно. Часто – под землей, в катакомбах (бывших каменоломнях). Только в 313 г. Император Константин издал эдикт (указ) о веротерпимости. Евангелие – греческое слово, означающее «благая весть». Весть о рождении Иисуса Христа, о его делах и учении. В первые века новой эры было написано несколько книг. Они вошли в Новый Завет. Их авторами считаются евангелисты Матфей (1), Марк (2), Лука (3), Иоанн (4). Спустя несколько веков после событий, описанных в Евангелиях, христианами была принята дата рождения Иисуса – 25 декабря. В последствии с этого события стали вести отсчет лет «новой эры».
(схемы)


Преподаватель: Прошу запомнить, что учение Иисуса Христа возникло в начале нашей эры. Главная книга христиан – Библия, которая состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Описаны многие чудеса Иисуса – превращение воды в вино, исцеление калек, насыщение тысяч людей семью хлебами. Иудейские старейшины решают предать его суду, т.к он нарушает правила иудаистской религии: исцеляет людей в субботу, претендует на право прощать людям грехи (что дозволено только богу), поддерживает отношения с отверженными. Христиан насчитывается около 2 миллиардов человек, эта религия самая многочисленная. Теперь дадим слово экспертам исламского учения.

Седьмой ученик: По пустынным пространствам самого большого на Земле Аравийского полуострова с незапамятных времен кочевали племена арабов. Суровая жизнь, частые сражения между племенами воспитывали отважных людей. Были на полуострове и процветающие города – Мекка и Медина. Столетия проходили, а жизнь менялась мало. В начале 7 века начались великие перемены.















Восьмой ученик: Мухаммед (около 570-632), в юности скромный проводник верблюжьих караванов, стал проповедовать в Мекке ислам. Он говорил, что Бог, Аллах – один. Что не должно поклоняться, как прежде, многим богам, не должно быть идолопоклонниками. С каждым днем все больше людей уверовали: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». Другие же - не соглашались с этим. Мухаммеду пришлось в 622 г. Покинуть Мекку и уйти в Медину. Мединцы, а также кочевые племена Аравии пошли за Мухаммедом. Религиозный спор перерос в войну. Сторонники ислама после многих сражений победили. Ислам стал религией большинства арабов. Арабские племена, враждовавшие веками, слились в единое государство. Его руководителем, духовным и светским, стал в 630 г. Мухаммед. После его кончины в 632 году главой государства стал халиф(преемник).













Девятый ученик: Войско арабов двинулось на сопредельные страны. Это было конное войско, тысячи воинов на быстроногих лошадях арабской породы. Страна за страной были присоединены к арабскому халифату. Их жители принимали ислам, учились говорить по-арабски. Через столетие громадное государство включало и часть Индии на востоке, и Испании на западе. Дальше в Европу арабская конница не прошла – ее остановили франки. Арабские ученые перевели книги античных мыслителей на свой язык, перевели античные знания, а во многом пошли дальше. «Алгебра», «алгоритм»- это слова арабского языка. Цифры, которые мы используем, называются «арабские»: европейцы переняли их от арабов, а те – от индийцев. Карты Земли, составленные арабскими мореходами, и карты неба арабских астрономов славились точностью. Арабское искусство врачевания было знаменито во всем мире. (схемы)

Преподаватель: Подведем итог сказанному, что ислам (покорность) возник в начале 7 века в ходе проповедческой деятельности пророка Мухаммеда. Оригинал главной святой книги мусульман – Корана по преданию, хранится у Аллаха (божество) который частями в виде откровения передал его пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Мусульманство основано на признании единого бога Аллаха и 124 тысяч его пророков. Культ ислама опирается на пять «столпов веры»: произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда пророка его», ежедневную пятикратную молитву, пост в месяц рамазан (9-й месяц мусульманского года), обязательную благотворительность и паломничество в Мекку. Мекка – город в Саудовской Аравии, где, по преданию, находятся 99 погребений пророков. Уже 14 веков мусульмане всего мира, ежегодно пять раз совершая молитву, обращаются лицом в сторону Мекки.


III Этап закрепления изученной темы проекта

Преподаватель: Давайте поиграем и проверим как вы усвоили данную тему (раздаются карточки с заданиями, задача учащихся – дать правильные ответы, наклеить их на доску, команды соревнуются)
































Преподаватель: Назовите храмы нашего края (учащиеся работают, в это время звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «Родник»)



Преподаватель (благодарит учащихся и дает слово экспертам)
Ученик 1:

















Преображенский кафедральный собор

Был построен на средства прихожан в 1813 г. в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.
Архитектор – Евгений Алексеевич Васильев.














Николо-Иоасафовский собор

Был построен на городском кладбище в 1799 г. Сохранил в себе черты раннего классицизма.
Иконостас собора был изготовлен в XIX веке. Святынями храма являются гробница святителя Иоасафа; чудотворная икона Божией Матери «Песчанская»

Ученик 2:

Смоленский собор

Была построен Высокопреосвященным Петром, архиепископом Белгородским, в 1727 году. Пожертвования на строительство делал купец Михаил Константинович Мачурин. Стиль барокко.
В Смоленском соборе хранится особо почитаемая Смоленская икона Божией матери «Одигитрия».

















Храм Великомученика Георгия Победоносца

Храм деревянный, построен в 2001 году. Архитектор – Л.И. Колесникова




Ученик 3:

Свято-Михайловский храм

Храм был построен в 1844 году.
Он имеет два престола: главный – во имя Архистратига Михаила, приставной – во имя Преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

















Храм Архангела Гавриила

Храм был построен по инициативе губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко. Строительные работы завершились к моменту сдачи нового комплекса Белгородского государственного университета 2 ноября 2001 года.
Архитектор – Н.А. Молчанова.
Ученик 4:



Храм Корсунской иконы Божией Матери

Храм в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы освящен епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 1 августа 1997 года



Храм Живоначальной Троицы

Закладной камень освящен в 1992 году. Здание храма возведено рядом с древним городищем, на котором первоначально располагался Белгород. Архитектор – В.А. Турченко
Ученик 5:


Часовня Почаевской иконы Божией Матери
Построена в центре Парка Памяти, где в годы Великой Отечественной войны было захоронено свыше 2,5 тысяч белгородцев, зверски замученных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1943 годах. Архитектор – В.А. Турченко


Храм Блаженной Матроны Московской

Храм освящен 2 мая 2004 года. Архитектор – В.Я.Бусыгин

Ученик 6:


Часовня Воздвижения Креста Господня

Была освящена 10 ноября 1999 года. Возведена в память о белгородцах – сотрудниках органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга.


Часовня Казанской иконы Божией Матери

Была освящена в мае 1997 года. Часовня воздвигнута на месте бывшего камышитового завода, где было заживо сожжено гитлеровцами около 1700 жителей Белгорода и военнопленных

IV Этап подведения итогов урока

Преподаватель: География современных религий Европы представлена преимущественно различными направлениями христианства. Во многих европейских странах - Австрии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и некоторых других –большинство верующих исповедуют католичество. Приверженцы протестантизма -Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и другие. Православие исповедуют в основном в Юго-Восточной Европе - в Греции, Болгарии, Румынии. Помимо христианства в Европе распространены и другие религии. Соотношение современных религий меняется в зависимости от региона. Так, почти во всех странах Юго-Западной Азии- Турции, Иордании, Сирии и других – широко распространен ислам. В Восточной и Центральной Азии популярны буддизм (Китай, Монголия, Корея и Япония) конфуцианство, даосизм, синтоизм. В Средней Азии – распространен ислам, хотя в 20 веке в этом регионе резко увеличилось число христиан. Подавляющее число жителей Америки- христиане. В Южной Америке преобладают католики. В Северной Америке много католиков, но все же преобладают протестанты, есть и другие религии. Африканские страны (Северная и Западная Африка, побережье Восточной Африки) проповедуют ислам, распространены и другие религии. Современные религии России традиционно представлены православием, исламом и буддизмом, есть и такие конфессии, как католичество, протестантизм, иудаизм. В нашей области действует около 400 храмов, заслуга в этом всех жителей области и в первую очередь губернатора области Е.С.Савченко, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоана. Совсем недавно у нас проходило (100 лет со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа) празднование, присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, десятки тысяч белгородцев и гостей города пришли на Соборную площадь, чтобы присутствовать на этом торжестве. Роль религии возрастает в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться. Так было в 80-90 гг 20 века в странах Европы. В религиозной деятельности были и фанатизм, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности не однозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Положительного, мне кажется, было гораздо больше. При всем различии религий в проповедуемых странах ими нравственных ценностях много общего. Это делает возможным и необходимым терпимое отношение верующих различных конфессий друг к другу. На Поклонной горе в Москве построены православный храм, мусульманская мечеть и синагога. Это примеры подлинной веротерпимости. Религия как форма культуры тоже предполагает возможность диалога. Здесь это выражается в совместных действиях верующих различных вероисповеданий в борьбе за мир, за спасение планеты от экологической катастрофы и в решении других глобальных проблем. Я считаю, что наш урок прошел на хорошем уровне, большое всем спасибо.

V Рефлексия

Ученик: (читает стихотворение)


























Литература

Л.Н. Боголюбов «Обществознание» в 2 ч.
И.П. Смирнов «Введение в современное обществознание».
И.И. Спиркин «Основы философии»
«Духовные истоки Белогорья», Белгород, 2006, с.6-48














































Буддизм

1тыс. до н.э

Проповедь Будды

Йога

Принц Гаутама

Нирвана

Не причинять вреда

Спокойствие

«Просветленный»

«Ступа»

Не злобствовать

Новый Завет

Ветхий Завет

Библия

Елка

Начало н. эры

Рождество

Иисус Христос

Вифлиемская звезда

Христианство

Алгебра

Алгоритм

Мечеть

Халиф

Коран

Мекка

Медина

7век нашей эры

Мухаммед

Ислам



Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 1415