Альтернативные формы и методы работы с семьями воспитанников

п/п

Электронный продукт
Кем создан (авторство)
Цель создания
Потребители

1.
Методы работы с родителями
Зоя Григорьевна
Колосова
Информирование родительского сообщества
Родители





Существуют альтернативные методы работы с родителями:
Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.
Родительские собрания нетрадиционной формы.
« Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по само регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для левшей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
« Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»
« Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
« Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
« Реверсивная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
« Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
14) «Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто, Что, Где, Чем, Как, Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
15) «Мини-эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
16) Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
17) Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.
Есть другая форма посещения семьи обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
18) Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
19) Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 34 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 3040 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
20) "Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
21) Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".
Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
Обыгрывание ситуаций конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".
Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".
Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
Тематика конференций для родителей
Эстетическое воспитание дошкольников.
Растим будущих мам и пап.
Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
"Школьное завтра" наших детей.
22) Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
23) Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 34 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.
Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения.
Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».
24) Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними
25) Конференции родителей и воспитателей.
Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Как использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
26) Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
27) Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
28) Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
29) Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
30) Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
31) Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
32) Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Существуют приемы создания ролей для родителей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
33) Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
34) Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
35) Член родительского совета.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Как развивать работу, направленную на родителей?
36) Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
37) Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
38) Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
39) Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
40) Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду:
- читать детям рассказы, сказки, истории;
- приносить различные игрушки для общих игр;
- собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.;
- участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)

Тест «Каков ваш ребенок?»
Тест-опросник мы используем для родителей с целью более глубокого изучения личностных взаимоотношений взрослых и детей, интересов своих детей, микроклимата ради эффективного развития воспитанников.
В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребенка. Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов ребенка, что позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность.
1. Любит животных?
2. Любит шутки?.
3. Запоминает и выполняет просьбы?
4. Любит листать журналы, книги?
5. Любит спорить, настаивать на своем?
6. Любит наводить в комнате (шкафу) порядок?
7. Любит помогать готовить?
8. Любит смотреть телевизор?
9. Любит слушать музыку?
10. Любит передачи о животных?.
11. Любит фильмы с боями, стрельбой?
12. Любит заниматься спортом (гимнастикой)?
13. Любит ходить в кино, театр?
14. Любит помогать на даче, в саду?
15. Любит познавать что-то новое?
16. Любит листать энциклопедии?
17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни?
18. Любит тихие самостоятельные игры?
19. Любит рыбалку?
20. Любит фантазировать?
21. Любит шумные компанейские игры?
22. Любит цветы?
23. Любит природу?
24. Любит слушать?
25. Любит путешествовать?
26. Любит точность?
27. Любит подвижные, энергичные игры?
28. Любит рассказывать стихи, разыгрывать сценки на «публику»?
В анкете: за ответ «да» – 2 очка, за ответ «не очень» – 1 очко, за ответ «нет» – 0 очков.
Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то мы получим определенный круг интересов ребенка:
Первый уровень – 27-36 очков – достаточный
Второй уровень – 36-45 очков – многосторонний
Третий уровень – 45-56 очков – разносторонний.
Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребенок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявить причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции развития интересов ребенка.

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития.
При опросе воспитанникам дается примерный план ответа,
Детям задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание детей концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, педагог чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников для практических заданий, раскрывающих суть изучаемого.
Подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: предлагаются при необходимости карточки-консультации. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки воспитанников.

Аторский метод «Моя игрушка»
Метод основывается на восприятии ребенком своей любимой игрушки. Обучение и закрепление материала происходит на положительном фоне, ассоциируя со знакомыми, любимыми и понятными ребенку вещами, идет осознание и закрепление пройденного материала. Изучение материала на давно знакомой и привычной игрушке, более доступно для ребенка, так с помощью игрушек можно совершенствовать осязание ребенка: нахождение схожих признаков, гладкие ногти у куклы, гладкая краска на машине, мягкие волосы у куклы, мягкая обивка сиденья автомобиля; можно изучать расположение предметов: ключи лежат возле машины, расческа находится позади от куклы; времена года можно преподнести, рассказывая какие приготовления ждут куколку – это одежда по сезону, для машины – это замена резины, масла; для ребят также важно умение пересказывать сказки, где на помощь тоже придут любимые игрушки, к примеру, обыгрывая школу можно усадить их как учеников, а дети в роли учителя поведают игрушкам интересные сказки. Очень действенен оказался этот метод в обучении детей понятиям право и лево, для мальчиков это был руль слева на машине, приходилось быстро ориентироваться, кем они сегодня будут шофером или пассажиром, потом можно было возить машинку, выполняя мамины команды: “Вперед! Налево! Направо! Назад!”, а для девочек тренажером стали куклы, во время игры из ряда игрушек нужно было определять, где находится кукла правее или левее относительно других игрушек; перечислять все игрушки справа налево и слева направо. Все дети любят играть в прятки, а искать свою любимую игрушку, выполняя инструкции: “Два шага налево, один прямо, один направо”, вдвойне интересней!

Стратегические методы работы с родителями:
1.Убеждение - в необходимости, занятий со своими детьми.
2.Доступность – помощь педагогов, материалов для обучения.
3.Повторение - это один из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у детей. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
4.Акцент на эмоции – побуждать детей общаться, обращаться к взрослому, сопереживать, благодарить, развивая тем самым мыслительную деятельность.