Использование нетрадиционных музыкальных форм взаимодействия с родителями в деятельности дошкольного учреждения


"Использование нетрадиционных музыкальных форм взаимодействия с родителями в деятельности дошкольного учреждения."
Кононова Светлана Владимировна музыкальный руководитель Муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения, детский сад №69 «Ладушки»
г.Старый Оскол
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и т.д.
Всем родителям необходимы педагогические знания. С рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители, достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Со стороны образовательного учреждения важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейные чтения и т.д.
Взаимодействие с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. В работе с родителями используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Однако, предпочтение отдается вторым, т.к. нетрадиционные формы работы более интересны для родителей, а следовательно, и более эффективны.
Нетрадиционные формы взаимодействия, используемые нами, построены по типу телевизионных игр и развлекательных программ, и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к проблемам ребенка. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, выпускают стенгазеты, фотоколлажи, участвуют в конкурсах, выставках собственных работ родителей и детей, досугах, «Днях открытых дверей», ток-шоу.
Среди нетрадиционных форм работы, в нашем дошкольном учреждении наиболее часто используется организация досугов с участием родителей. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Проведение таких совместных праздников и досугов как: «Коли семья в куче, то дому не страшны и тучи» (посиделки с родителями), «Праздник бабушек и дедов – добрый праздник пожилых» (музыкальная гостиная, посвященная дню пожилых людей), «Осенние посиделки»(музыкально-спортивное развлечение), «Крепка семья- сильна Россия» (музыкальный марафон), «Мамулечка» (развлечение, посвященное «Дню матери») и т.д. относятся к данной форме работы. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить всех участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.
Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений – организация педагогами для родителей разнообразных конкурсов, эстафет, викторин.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только в том случае, когда педагоги уделяют достаточное внимание содержанию мероприятия. Так, например, в рамках музыкально-спортивного развлечения «Осенние посиделки», семьи соревновались в изготовлении бус для Осени – нанизывали на веревочку макаронные изделия. Этот конкурс вызвал азарт, приятно порадовал присутствующих, а главное, объединил семьи. Во время проведения праздника, посвященного «Дню матери», был организован оркестр мам и бабушек. Дети исполняли песню, а родители играли на шумовых музыкальных инструментах. Это вызвало большой эмоциональный всплеск как у детей, так и у родителей. По окончании этого номера одна из мам решила порадовать всех присутствующих исполнением песни дуэтом с сыном. Это мероприятие стало толчком для совместного творчества детей и родителей, и впоследствии в дошкольном учреждении был организован концерт, составленный из номеров, подготовленных детьми и их родителями. Данные мероприятия способствовали раскрытию творческих способностей, как детей, так и родителей, сплочению семей, созданию новых семейных традиций.
Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения, главное, объединить усилия детского сада и родителей, и направить их на обеспечение всестороннего развития ребенка