Конспект урока русского языка для 2 класса «Использование слов-синонимов»
Селиванова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ №35 г. Орска»
Русский язык. 2 класс
(проблемный урок)
Тема: «Использование слов-синонимов».
Цель: научить детей правильно использовать синонимы в речи.
Задачи: 1. Продолжить учить учащихся подбирать синонимы к словам.
2. Повторить понятия «однокоренные слова», «корень слова».
3. Развивать внимание учащихся, логическое мышление.
4. Воспитывать любовь к живому, прививать аккуратность.
Учебные материалы: Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Иванова С.В.), карточки с заданиями, презентация-физкультминутка.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
1 строка (каллиграфическое письмо соединений) – де бя лы ти ре во
2 строка – дети ребята детвора взрослые малыши
- Найдите «лишнее слово». Докажите, почему оно лишнее. (взрослые)
- Что вы можете сказать о данных словах? (слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос)
- Итак, как одним словом назовём данные слова? (синонимы)
- Запишите ряд слов-синонимов.
III. Актуализация знаний.
- Какое задание вы можете предложить с данными словами? (продолжить ряд синонимов)
Н-р, ребятишки, детишки, ребятня, ребятки, малышня, мальцы, мелюзга. Давайте запишем эти слова.
IV. Знакомство с новым материалом. Постановка проблемы урока.
1) - Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (синонимы)
- Сегодня на уроке мы будем говорить об использовании слов-синонимов.
2) - Что такое синонимы?
«Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами».
3) - Являются ли слова «хохотать, гоготать, смеяться, хихикать» синонимами? Почему?
4) – А сейчас вы составите и выпишите свой ряд синонимов. (работа с карточками в паре)
друг, жара, горячий, товарищ, дружеский, зной, знойный, товарищеский, пекло, приятель, жаркий, приятельский, жгучий (слайд 1)
После выполнения проводится проверка (дети сверяют свои работы с группами слов на слайдах).
V. Развитие речи.
Кумушка-лиса.
У лисы клыки (зубки) острые. У лисички шуба тёплая. Ходит она бесшумно (тихо). Лисонька смотрит нежно (ласково). Лисица роет жилища (норы) глубокие. (слайд 2)
1) Прочитайте текст (орфографически верно).
2) Что нужно изменить в тексте, чтобы его содержание стало более точным, верным? (заменить выделенные слова словами-синонимами)
3) Сможете ли вы справиться с данным заданием самостоятельно?
Ученики выполняют дифференцированные задания (слова вписываются зелёным стержнем):
Третий уровень – Сураев, Миногин, Вавилов, Веселовская, Струк, Ханджанов, Курганов, Аршин.
Дети самостоятельно подбирают слова-синонимы.
Второй уровень – Обухов, Болдырев, Бусыгин, Серков, Трофимова, Фукс, Сибикина, Солуянов.
Ребятам даются карточки со словами-подсказками (зубки, тихо, ласково, норы).
Первый уровень – Бухмиллер, Костромин, Рустамова, Фокин.
Ученики получают карточки со словами-подсказками (клыки – зубки, бесшумно – тихо, нежно – ласково, жилища - норы).
Взаимопроверка (обмениваются тетрадями в парах и сверяют тексты с текстом на доске).
VI. Словарная работа.
- Какое словарное слово, изученное нами ранее, встретилось в тексте? (лисица)
- Найдите в тексте родственные слова к слову «лисица» и назовите их.
- Выделите корень.
- Мы с вами прочитали уже много народных сказок. Кем является лиса в сказках? (героиней)
- Вот и сегодня мы познакомимся с новым словарным словом «герой».
- Скажите, а что обозначает слово «герой»?
Учащиеся высказывают свои предположения и работают с толковым словарём.
- Давайте запишем это слово в тетрадь. Обозначим ударение и подчеркнём «опасное место».
- Назовите это «опасно место» (безударная гласная «е» в корне). Подчеркните. Подберите к слову «герой» однокоренные слова – героиня, героический, геройский.
VII. Физкультминутка. (физкультминутка «Коррекция зрения – презентация)
VIII. Закрепление нового материала.
Работа с учебником (стр.53, упр.2).
- Из слов, помещённых в скобках, подбери синонимы к выделенным словам. Запиши по образцу.
1) Первую часть работы выполняют у доски (большой дом – высокий).
2) Вторую - комментируют с места (большой учёный – выдающийся).
3) Третью – выполняют самостоятельно, с последующей проверкой (большой ребёнок – взрослый).
- Почему в разных предложениях к одному и тому же слову подойдут разные синонимы?
Вывод: Одно слово может иметь несколько значений. А значение слова можно понять только в тексте, в предложении или в словосочетании.
IX. Контрольный срез. (дети выполняют работу по карточкам на отдельных листочках)
«Из слов в скобках подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу».
Образец: крепкая семья - дружная
1. Крепкая ткань (новая, светлая, прочная, шёлковая, тонкая).
2. Крепкий человек (ловкий, смелый, сильный, прочный, здоровый).
3. Крепкий мороз (большой, прочный, сильный, обычный, сердитый).
4. Крепкая дружба (верная, слабая, недолгая, сильная, надёжная).
- Хорошо ли вы поняли задание?
- Можете ли справиться самостоятельно?
X. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, ребята, урок подошёл к концу, назовите тему сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Понравился ли урок? Нарисуйте (учащиеся рисуют «мордочки» в тетрадях)
XI. Домашнее задание.
Учебник – стр. 53, упр. 3.