Взаимодействие с семьями группы риска.
Взаимодействие с семьями группы риска.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной. Классному руководителю приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача классного руководителя в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
Я хочу поделиться своим опытом выстраивания гармоничных воспитательных взаимоотношений с семьями группы риска. Начну свое повествование с одной притчи, которая, как мне кажется, может служить своеобразным эпиграфом к накопленному мною воспитательного опыта.
«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.
-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.
-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».
Я надеюсь, что большинство из нас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, от осинки не родятся апельсинки, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.
Неутешительная статистика
За несколько лет своей работы я выпустила несколько классов. Количество детей из трудных семей, по моим наблюдениям, увеличивается. Вот и в нынешнем классе из 24 учащихся 12 проблемных и слабоуспевающих детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях, так называемых семьях группы риска. Для обеспечения гармоничного развития детей, я должна буду создавать максимум комфортных психолого-педагогических условий. Но при этом всегда надо исходить из реалий.
В классе 10 девочек и 14 мальчиков. Неполных семей - 9. многодетных -3, (одна из учениц находится в детском доме); отчимы есть у 5 учеников, сожители - у 4 учеников, опекуны – у 1 ученика. Большинство семей малообеспеченные. 4 семьи снимает квартиру. 74961751716405 Все дети посещали дошкольные учреждения. Средний возраст родителей - 40 лет. Большая часть родителей имеет средне – специальное образование.
Истоки педагогических трудностей - это причины социального неблагополучия. Эффект «сообщающихся сосудов».
Меня, всегда интересуют истинные причины любого социального явления, в том числе и такого социально-педагогического явления, как неблагополучие наших детей.
Если вспомнить, какими были для нашей страны и народа памятные 1992-1993-й годы? А ведь это именно те годы, в которые формировались дети – сегодняшние родители. Не удивительно, что родители вынуждены были тогда не просто жить, а именно бороться за выживание. А дети? Они были предоставлены сами себе. Вот мы и имеем сегодня столь печальные педагогические последствия.
Но ведь и наше поколение выросло почти без родителей, вечно занятых на работе. Все мои сверстники носили на шее не только пионерский галстук, но и ленточку с ключом от квартиры. Но такого количества трудных детей и социальных сирот тогда не было.
Обеспокоенные демографической ситуацией в стране, власти объявили 2008-й год Годом семьи. Но количество социальных сирот от этого не уменьшилось, а, напротив, даже увеличилось в сравнении с предыдущими годами. Здесь может быть множество разных толкований. Опираясь на собственный опыт, ограничусь лишь педагогическими.
Может, с моими мыслями кто-то и не совсем согласится, но, по-моему, начало проявляться свойство сообщающихся сосудов если государство стало больше уделять внимание проблемам семьи, то родители, напротив, стали больше уходить от ответственности, перепоручая воспитание и образование своих детей государству. Родителям нужно почаще быть с детьми.
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.– Сколько денег ты получаешь?– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!Ребенок поднял на него грустные глаза.– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.Отец вышел из себя и закричал на сына:– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.– Нет, я лежу и думаю…– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…
Мои принципы конструктивного взаимодействия классного руководителя с родителями.
С первого родительского собрания, и в течении учебного года, я не устаю повторять родителям: «У нас с вами общий объект заботы, который обладает тонкой и нежной душой, эмоционально чуткий и впечатлительной, чрезвычайно ранимый и пока еще очень слабый. А поэтому главный педагогический принцип, на котором будут строиться наши сотруднические воспитательные отношения, принцип «не навреди». Далее я, как правило, знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей младшего школьного возраста.
К родителям регулярно обращаюсь за помощью. Например: в прошлом учебном году во время ремонта кабинета, посильную помощь оказывали и семьи группы риска. Вовлекаю родителей из проблемных семей в воспитательных целях при посещении музейных выставок, культурно-досуговых мероприятий.
Трудные дети отличаются высокой степенью агрессивности. Это общеизвестный факт. Но это вовсе не означает отсутствие возможности успешного разрешения накопившихся проблем воспитательного характера.
Почти все ребята имеют высокий уровень враждебности и агрессивности. Они подозрительны и обидчивы, легко раздражаются, не могут контролировать свое поведение, не различают действительную враждебность по отношению к ним и требовательность учителя и взрослого, касающуюся соблюдения правил поведения. Все они болтливы, грубы в выражениях, не сдержанны и склонны пускать в ход кулаки, когда не могут договориться. У ребят отсутствует представление о том, что «плохо», что «хорошо»; моральные ценности размыты, угрызений совести не ощущают. Модели поведения как правило агрессивные, они пытаются защитить свое «Я», которое не могут осознать, и зачастую не представляют себя в этой жизни. Жизненный сценарий «неудачник», модель поведения - агрессивная.
С родителями таких детей проводятся беседы, консультации для родителей совместно с социальным педагогом, психологом, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Если есть необходимость, то семьи «группы риска» посещаем совместно с социальным педагогом, и не один раз, пока не будет решена возникшая проблема. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни. В особых случаях обращаюсь к помощи администрации школы.
Рекомендации для педагогов, при работе с детьми из семей группы риска:
-- При работе с детьми необходимо проявлять максимальное уважение к их личности и огромное терпение.
Приведу, к примеру, притчу: «У одного восточного мудреца, который славился не только своим умом, но и большой дружной семьей, как-то спросили: «В чем секрет вашего семейного счастья?» В ответ мудрец написал 33 раза всего лишь одно слово: «терпение»».-- Для создания системы работы с трудными детьми важным элементом является метод замечания их успехов, своевременная положительная оценка результатов их деятельности.
-- Необходимо чутко ориентироваться на реальные возможности ребят, и никогда не требовать от них невозможного.
-- При доверительном разговоре с ними необходимо смотреть в глаза («контакт глаз»), чтобы воочию убедиться в том, что ребята вас поняли правильно.
-- Трудные дети в состоянии выполнить только одно задание, поэтому следует давать любые указания предельно конкретно и лишь одно поручение на четко определенное время.
-- Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их негативизм, стремление отстраниться от мира взрослых.
-- Не обольщайтесь первыми успехами и помните о том, что не во всех случаях вы можете помочь таким детям.
-- При попытках эффективного разрешения той или иной конкретной воспитательной проблемы с трудными детьми всегда необходимо стремиться к диалогу, к поиску взаимоприемлемого компромисса.
Чтобы понять ребенка, надо его обязательно выслушать. Это не просто сделать. А ребенку всегда важно быть услышанным.
У трудных детей обострено чувство справедливости и равенства. Поэтому, прежде чем предъявлять к ним педагогические требования необходимо самому соответствовать им. Замечательное средство в трудных ситуациях – юмор, забавная присказка или поговорка, анекдот, позволяющий взглянуть на ситуацию со стороны, помогают мгновенно разрядить обстановку добрым смехом.
Памятка
для классных руководителей при взаимодействии
с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. 4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи. 5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей. При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо: 1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования). 2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей: - Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности. - Привлечение родителей в качестве активных воспитателей семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). 3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей. 4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.). 5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов. 6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).