«Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»
Тема «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ
в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Форма организации: Консультация с элементами активизации
Старший воспитатель
А.В.Сивкова
2016
Тема «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ
в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Форма организации: Консультация с элементами активизации
Цель:
Продолжать работу по изучению и внедрению в практику работы ДОУ положений ФГОС ДО;
Задачи:
Расширить знания педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО;
Обеспечить условия для упражнения в практических приёмах педагогов по организации совместной партнерской деятельности с детьми дошкольного возраста;
Развивать у педагогов культуру общения, умение высказывать своё мнение, анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, умение определять перспективу собственной деятельности.
Подготовка к проведению:
Работа по подготовке мероприятия (составление плана сценария, подготовка раздаточного материала для работы с педагогами и т.д.)
Создание презентации по теме мероприятия.
Организация по созданию слайд-шоу по вопросу «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовка ноутбука для просмотра презентации.
Разработка творческих заданий.
План проведения консультации:
Приветствие участников мероприятия – директор Н.Ю.Никулинская.
Проведение консультации, обоснование темы консультации, актуальность проблемы – старший воспитатель А.В.Сивкова.
Подведение итогов сетевого мероприятия.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Педагогам предоставляется право найти себе пару и определить место для участия на мероприятии.
Вед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы собрались с вами на методическое мероприятие в рамках семинара. Сегодня мы продолжаем работу по изучению и внедрению в практику работы положений ФГОС ДО.
Слово предоставляется директору ОУ – Нине Ювиналиевне Никулинской.
Вед: Итак, уважаемые коллеги, мы начинаем нашу работу. Вы сами определили для себя место для участия в мероприятии, и нашли себе пару. Тема консультации предполагает общение, а чтобы оно было эффективным, содержательным, а совместная деятельность плодотворной, давайте поиграем.
Игровое упражнение называется «Как мы похожи!».
Задание: В течение 3 минут, каждой паре нужно как можно быстрее найти и записать характеристики, верные для вас обеих.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Обратите внимание, что нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение, т. е. то, что у вас общее. После того как время истечет, мы заслушаем Ваши ответы. (заслушиваем ответы педагогов)
Вед: Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт.
Слайд 1
Итак, тема нашего сетевого мероприятия: «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
Слайд 2
Наши задачи сегодня:
Расширить знания педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО;
Обеспечить условия для упражнения в практических приёмах педагогов по организации совместной партнерской деятельности с детьми дошкольного возраста;
Развивать у педагогов культуру общения, умение высказывать своё мнение, анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, умение определять перспективу собственной деятельности.
Вед: Время диктует перемены. Меняемся мы, меняется наше окружение. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к первому уровню – дошкольному образованию. И нам необходимо научиться организовать образовательный процесс в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Хочу еще раз обратить ваше внимание, что одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
ВЕДУЩИЙ: Нам необходимо выстроить такое сотрудничество, которое позволило бы ребенку быть активным субъектом образовательного процесса. А как вы понимаете, что значит субъект? (мнения коллег)
Слайд 3
Задание: Уважаемые коллеги! Приведите примеры собственной деятельности, где ребенок выступал бы субъектом. (заслушиваем ответы)
Вывод: И так мы отметили, нам нужно такое сотрудничество, где ребенок - субъект, который активно влияет на содержание деятельности, чьи интересы, познавательные потребности, индивидуальные особенности мы, безусловно, должны учитывать в построении образовательной работы. Все это мы учитываем в педагогической практике.
Слайд 4
Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В них и развивается ребенок дошкольного возраста.
Вед: Результаты исследований Майи Ивановны Лисиной и других ученых свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Таким образом, оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Давайте рассмотрим понятия «сотрудничество» и «совместная деятельность взрослого и детей». (мнения коллег)
Слайд 5
Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Подробнее о сотрудничестве мы поговорим на следующей нашей консультации, а сейчас рассмотрим понятие «совместная деятельность». Что это такое, как вы считаете? (мнения коллег)
Слайд 6
Совместная деятельность – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Слайд 7
В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются задачи широкого плана:
развитие общих познавательных способностей (в том числе сенсорики, символического мышления)
развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;
развитие, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Слайд 8
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Слайд 9
Лев Семенович Выготский отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно. Партнерство – прежде всего, равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Слайд 10
Существуют два варианта реализации взрослым позиции «включенного партнера»:
Ставит цель для себя «Я буду». Начинает действовать, предоставляя ребенку свободу выбора – подключаться или нет к выполнению этой работы. В данном случае взрослый не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни её результат. Это позиция - «партнер-модель».
Вопрос: как вы понимаете эту позицию?
Предлагает детям цели для работы «Давайте будем», проявляет заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, взаимодействие с другими участниками. Это позиция «партнер-сотрудник».
Вопрос: как вы понимаете эту позицию?
При проведении исследований было доказано, что к старшему дошкольному возрасту позиция «партнер-сотрудник» становится более эффективной в сравнении с позицией «партнер-модель», т.е. партнерские отношения усложняются с возрастом.
Организация совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Мы знаем, что в психологии выделяют два стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный (превосходство) и демократический (равенство, взаимное уважение). Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что он принимает демократический стиль отношений.
Слайд 11
Сравним две позиции. Партнер – равноправный участник дела, связан с другими взаимным уважением. Учитель – это руководитель, дает задание, контролирует, оценивает: правильно-неправильно.
Задание: У вас на столах таблицы, где представлены характеризуемые объекты, вам необходимо одной группе заполнить характеристики партнерской позиции, а второй - заполнить характеристики учительской позиции. (затем педагоги проверяют себя по таблице)
Слайд 12
Сравнительная характеристика особенностей партнерской и учительской позиций
Характеризуемые объекты
Партнерская форма
Учительская форма
Понятие
Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует
Позиция взрослого в пространстве группы
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).
Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними
(например, за письменным столом как на школьном уроке)
Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком).
Организация пространства
Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка
Степень свободы
Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.
Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины
«Чреватость» позиции воспитателя
Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
ВЫВОД: Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так, агрессию.
Слайд 13
Вед: Стиль взрослого в совместной деятельности может быть выражен девизом:
«Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». В разные моменты деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется по-разному. Давайте рассмотрим начало деятельности:
Задание: закончи фразу, которая подчеркнет начало совместной деятельности:
Давайте сегодня...
Кто хочет, устраивайтесь удобнее...
Кто хочет присоединяйтесь...
В ходе деятельности:
Предлагает способы реализации поставленных задач
Предлагает свою идею для детской критики,
Проявляет заинтересованность в результате других,
Усиливает интерес ребенка к работе сверстника и т.д.
Заключительный этап деятельности характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Оценка дается лишь косвенно: что хотел сделать – что получилось.
Значит, совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти доступные для ребенка поводы для общения. Ребенок говорит то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым.
Слайд 14
Особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В то же время партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для перепроектирования в соответствии с их интересами, субкультурными содержаниями, которые проявляются в их свободной активности.
Слайд 15
Обратите внимание в организации совместной партнерской деятельности используются три формы:
1) закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей. Эта форма преобладает в раннем и младшем дошкольном возраста;
2) обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей. Данная форма преобладает в среднем и старшем дошкольном возрасте;
3) открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми. Как правило, эта форма преобладает в старшем дошкольном возрасте, и выступает как паритетная, равноправная.
В открытом совместном действии возникают партнерские отношения, субъект-субъектное взаимодействие. Открытость означает, что ребенок не только участвует, но и влияет на происходящее, например, не просто выбирает из предложенного взрослым, преобразовывает, реконструирует, но и способен выступить со своей инициативой, предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе, сценке, эксперименте и т.п.
Задание: Я попрошу вас объединиться по 4 чел. Подумайте и выберите те действия, которые выполняют дети и педагог в ходе совместной деятельности. (конструктор)
Время: 3 мин.
Действия детей в совместной деятельности с педагогом
Делают выбор
Активно играют
Осуществляют контроль, взаимоконтроль
Наблюдают за действиями воспитателя, других детей
Проявляют заботу друг о друге
Ищут, находят решения
Выражают собственные мысли
Конструируют
Обобщают
Демонстрируют физическую активность
Действия воспитателя в совместной деятельности с детьми
Поощряет детей к высказыванию
Предоставляет возможность для сотрудничества детей
Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей
Записывает, фиксирует
Вовлекает в совместную деятельность
Поощряет детей за то, что они убирают за собой место после занятия
Осуществляет, вовлекает детей в совместное планирование
Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение
Конструктивно комментирует работу детей («Я вижу, что вы выкладываете кубики один на другой, чтобы получилась башенка»)
ВЫВОД: Таким образом, успешное формирование личности ребенка, его психические и личностные новообразования происходят только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, которые составляют основу личности человека.
Слайд 16
Вед: Мы уже сегодня говорили, что вопросом партнерской деятельности взрослого с детьми занималась Надежда Александровна Короткова, рассмотрели, как она характеризовала организацию совместной партнерской деятельности:
Наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого;
Наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).
Вопрос: Мы проговорили, что одно из условий организации совместной деятельности является свободное размещение. Как вы понимаете, что такое свободное размещение? (мнения коллег)
Слайд 17
Свободное размещение – максимально приближенная ситуация «круглого стола». Все участники приглашаются к равному участию в работе, обсуждению, исследованию. Это может быть свободное расположение всех участников за реальным круглым столом, может быть расположение на ковре, или вокруг нескольких столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер (взрослый), всегда вместе (рядом) с детьми. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. Поэтому первым условием становления и развития ключевых компетентностей должна быть атмосфера взаимного доверия, принятия и уважения чужого мнения.
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого – за письменным столом, как на школьном уроке. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Одним из требований ФГОС является требование к созданию предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Нужно помнить, что совместная деятельность может осуществляться в любом помещении и на участке детского сада. А для этого нам надо создать развивающую среду, сделать её яркой, богатой, разнообразной, насыщенной, чтобы ежедневно организовывать разнообразные виды деятельности. Но при этом окружающая среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Динамичность среды, её изменчивость и неоднозначность должна побуждать ребёнка к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность.
Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей, могут быть связаны с определенными центрами.
Дети включаются в совместную деятельность из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Данная форма деятельности вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. Постепенно у детей возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.
Слайд 18 Задание: фото Посмотрите на экран и выделите признаки совместной деятельности.
ВЫВОД: Если воспитатель правильно подбирает содержание для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей не возникает.
Слайд 19
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
Вед:
Лев Семенович Выготский отмечал, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Ребенок развивается в разных формах совместной деятельности, которые являются организующими компонентами в условиях реализации комплексного подхода в образовательном процессе.
Слайд 20
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. И партнерская деятельность взрослого с детьми строится на основе основных видов деятельности
Задание: Заполните таблицу и объясните формы работы с детьми.
Выдать схемы. Проверьте себя.
Виды деятельности
Формы работы с детьми
Формы работы
игровая,
-коммуникативная
-познавательно-исследовательская
-восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд
-конструирование
-музыкальная
-двигательная
- Изобразительная
-
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
-восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
- Изобразительная
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
-восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-двигательная активность;
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Слайд 22
ВЕД: Важно, чтобы между воспитателями и детьми было взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Задание: Сформулируйте фразы, которые подтверждают уважение к детям (по одному предложению)
Слайд №
Как продемонстрировать детям свое уважение
Всегда называйте детей по имени.
Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать
это.
Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.
Вед: С чего начинается совместная деятельность? Конечно же, с выбора темы, её согласование с образовательными задачами пяти взаимодополняющих образовательных областей, решаемыми в различных видах детской деятельности. Педагог должен создавать ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, придумать, попробовать.
Давайте попробуем составить алгоритм совместной деятельности, который включает несколько этапов:
Слайд 23
I этап - воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Целеполагание и мотивация детей на деятельность
II этап - разработка совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы выяснить, что дети уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы - является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию (К.А.Альбуханова-Славская, C.JI.Рубинштейн и др.). Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.
III этап - практическая часть, в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются со-участником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем на данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.
Заключительным, IV этапом совместной партнёрской деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры- викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т.н.
Вед: Таким образом, делаем вывод:
Слайд 24
ВЫВОД: В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом.
Значит, сущностной характеристикой совместной деятельности взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, которому мы создаем условия для развития.
Уважаемые коллеги! Обозначьте свое отношение к теме. На столах начало фразы, Вам нужно их закончить. Задачами на перспективу будут те выражения про совместную деятельность, которые вызывают у вас сомнение или вопросы.
Мне интересно услышать
Мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос.
Я хочу получить ответ на вопрос
Мне непонятно.
Я хочу узнать.
Я хочу научиться (научиться составлять план совместной деятельности)
Меня интересует..
Как организовать совместную деятельность в
Спасибо Всем за работу.
Литература:
Давыдов, В В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: Просвещение, 1996. -239 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Слободчиков, В.И. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / В.И. Слободчиков, И.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов. - М., 2005. - 28 с.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста – М, Линка-пресс, 2007, 208 с.
"&(68
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_