Проект Развитие речи посредством дидактической игры
Проект (практико-ориентированный)
«Развитие речи посредством дидактической игры»
Участники проекта:
- Учитель
- Дети
- Специалисты
- Родители
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
целенаправленно обогащать словарь детей;
развитие активной речи;
формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Этапы проекта:
Этапы Формы работы
Деятельность педагога
Работа с детьми Работа с родителями
Первый этап
организационный
(подготовительный) Выдвижение гипотезы,
определение цели и задач проекта.
Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
Разработка тематического плана для реализации проекта.
Диагностирование детей.
совместно с педагогом-психологом Н.А.Долгополовой
целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой. Анкетирование родителей
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях
Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?
да – 75%; наверно – 14%; нет –1%
Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?
У всех имеются 100%
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?
У одного родителя речевые нарушения.
Как часто занимаются ребенком дома?
Каждый день – 6 детей (43%) По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %)
Второй этап
практический
(реализация намеченных планов) Работа с детьми.
Совместная работа со специалистами ДОУ.
Родительское собрание тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша».
Анкетирование «Развитие речи детей».
Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
Посещение семьи.
Индивидуальные беседы.
Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»; буклетов, памяток.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности
1. Дидактические игры:
«На игрушку посмотри и картину подбери»
«Куда прыгнула собачка»
«Поставь возле»
«Собери картинку»
«Кто где?»
«Найди маму»
«Лото» «Вкладыши»
«Большой – маленький»
«Кто с кем живет?»
2. Сюжетно – ролевые игры:
«Жеребенок ушиб ногу»
«Мама кормит кошку»
«Покатаем собачку на машине»
«Готовим обед для собачки»
«Котик хочет кушать»
«Постройка загончика для лошадки»
«Полечим собачке лапу»
«Завяжем котику бантик»
«На паровозе покатаем зверей»
«Угощение для собачки»
3. Подвижные игры:
«Пес Барбос»
«Кот и мыши»
«Лошадки»
«Курочка хохлатка»
«Птички в гнездышках»
«Найди кота»
«Догони собачку»
«Зайка беленький сидит»
«Зайцы и лисичка»
Игра «Заинька походи»
Театрализованная деятельность Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказок:
«Репка»
«Колобок»
Театрализованное представление сказок:
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
«Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
«Тили – бом»
«Пошел котик на торжок»
«Киска»
В.Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Кто как кричит?»
«Бычок»
«Мишка»
«Зайка»
Чтение р.н.сказки:
«Заюшкина избушка»
«Теремок»,
«Репка»
«Волк и козлята»
Третий этап заключительный
Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
Анализ результатов реализации проекта.
Презентация проекта. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
Совместная работа с педагогом-психологом.
Совместно с педагогом - психологом Н.А. Долгополовой мы проводим комплексные профилактические игровые упражнения в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,
Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание – 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.
Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.
Создаю условия для проведения дидактических игр
В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.
В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.)
Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).Приложение:
1. Плакат «играя – развиваем речь детей».
2. Памятки родителям.
3. Консультации.
4. Создание буклетов.
5. Беседа.
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры