«Стили семейного воспитания. Содержание и формы работы с семьей студента»
Ефремовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Выступление на методическом объединении кураторов
по теме: «Стили семейного воспитания.
Содержание и формы работы с семьей студента»
Ефремов
2013
«Стили семейного воспитания»
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
Сегодня вместе с Вами, мы поговорим о стилях семейного воспитания, выделяемых в психологической литературе, и постараемся выделить основные особенности каждого стиля.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
Тип темперамента родителей, их совместимость.
Традиции, на которых воспитывались сами родители.
Научно – педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень.
Нравственные устои семьи.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на это свое внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят такие взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка – вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные предложения. В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности. Такие студенты могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Преподаватели, работающие с такими студентами, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшей отметки любой ценой. Такие студенты плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто – то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что – то выгодно, то он может быть целеустремленным и инициативным. Студенты конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в новый коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких студентов приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровацированным. Иногда в ходе консультаций с родителями данного стиля, говорят о том, что в группе ребенка не любят, классный руководитель не уделяет внимания коллективу группы. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и группы, резко критикуя все, что делается в группе.
Занимаясь воспитанием таких студентов, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета позволит им иными глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.
Классный руководитель таких студентов должен:
Сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на « потом».
Обсуждать конфликтную ситуацию наедине со студентом.
Дать студенту возможность проявить себя, показать свои способности в коллективе.
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести – к депрессии и апатии. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимание на человеческие качества ребенка. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, взрослый это или ребенок. В результате такого воспитания формируется поисковый социально – психологический тип личности ребенка. Педагог должен помогать родителям таких студентов видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно. В коллективе такие дети претендуют на лидерство или официальное признание. Дети этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера.
Создавая студенту в коллективе условия для проявления его лидерских качеств, классный руководитель должен помогать ему проявлять эти качества без ущерба для коллектива и его самого. Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе со студентом в доброжелательной и спокойной обстановке.
Классный руководитель должен информировать родителей о достижениях ребенка и доброжелательно указывать им на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
Особого внимания требует формирование культуры общения со взрослыми и сверстниками, развитие умений слышать и слушать не только себя, но и других людей.
РАССУДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально – психологический тип личности.
Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Иногда детям из таких семей трудно приспосабливаться к колледжу и к преподавателям, если педагоги авторитарного стиля управления в коллективе. Дети быстро привыкают к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не будет учитывать эту особенность, то могут сложиться ситуации, последствия которых бывают очень тяжелыми. Дети начинают протестовать против авторитарного управления группой на уроках, поэтому часто педагоги с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил свои проблемы.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально – психологический тип личности. Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с самого детства, а второй – особенности характера родителей. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно. Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали. Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми преподавателями, которые их поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и опасения. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению. Студенты такого типа прагматичны. Если они предполагают какую – либо выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Но практически совсем не мотивированы на учебную деятельность.
Классный руководитель таких студентов должен серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнением по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других студентов группы. Хорошим подспорьем в работе классного руководителя может стать проведение тематических консультаций, на которые приглашаются специалисты по проблеме, заявленной для консультации.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В процессе данного стиля семейного воспитания формируется тревожный социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
Ребенок воспитывается в семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним.
Ребенок длительное время находился без родителей. При этом он мог испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей.
Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли этот стиль воспитания в свою семью.
Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, с кем дружить, что носить их вещей. Активно в семье используются и методы наказания: командный тон, окрики, физические наказания. Как правило, дети в таких семьях лишены родительской ласки, тепла, похвалы, поддержки. Если же родители увидели что – то положительное в поступке ребенка, то они тут же найдут повод указать на что – то плохое, что им не нравиться. К мнению своего ребенка они не желают прислушиваться. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети становятся неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.
Педагог должен знать, что студентам с тревожным типом личности свойственно проявление качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с другими людьми, заниженная самооценка, отсутствие инициативы, отрицательное отношение к критике. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям.
СОЧУВСТВУЮЩИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально – психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, кругозор его сужен. Попадая в новый коллектив, ребенок долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет семья. Родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе. Однако дети хорошо все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Родители такого типа всегда благодарны преподавателям за разумную помощь и поддержку их детям. И педагог может всегда положиться на них в своей деятельности.
Педагог должен знать, что такие студенты тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они не справедливы.
ГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности. В таких семьях ребенок всегда желанный, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, растет и воспитывается в любви и ласке. Родители в такой семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождений, подарки членам семьи, - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Этим студентам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы. Однако, многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь в их преодолении.
Приложение 1
Советы психологов кураторам в проведении родительских собраний:
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор разговорами на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто пришел ( особенно отцов).
Дайте понять родителям, что Вы хорошо понимаете, как трудно учиться их детям.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Родитель должен уйти от Вас, с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
Обсуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных студентов и разных групп.
Давать негативную оценку всей группе.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.
Приложение 2
Письмо - обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям:
· Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
· Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
· Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
· Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
· Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я не хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
· Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать , чтобы вы обслуживали меня всегда.
· Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
· Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
· Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не слышу, а если слышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
· Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
· Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - при этом, что я ни на что не годен.
· Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
· Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
· Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
· Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я переслал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
· Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
· Никогда не считайте, что извиниться передо мною – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
· Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
· Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
· Не забывайте, что мне нужны ваше внимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
· Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
· Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
· Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЕНОК!