Инновационный проект Школьный музей как ресурс воспитания и социализации обучающихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА КАРАБАША»
Адрес: 456140, Челябинская область,
г. Карабаш, ул. Пролетарская, 101
Телефон 8 (35153) 2-37-11
mousosh4@inbox.ruСоциальный проект
«Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся»
Направление: Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся
Автор: заместитель директора по УВР
Учитель истории и обществознания
Булаева М.А.
2015
Содержание
Актуальность……………………………………………………………………3
Сбор и анализ информации:
1.Изучение информативной базы:
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МКОУ «СОШ №4»……………………………………………………6
Возможное материально-техническое и необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного проекта……………………………………...7
Ресурсная база реализации инновационного проекта…………………………8
2.Социологический опрос……………………………………………………….10
Программа действий:
Сроки и этапы реализации проекта…………………………………………….13
Описание форм организации сетевого взаимодействия МКОУ «СОШ №4» с другими образовательными организациями………………………………….15
Реализация проекта:
Основные мероприятия по реализации проекта………………………………16
Система показателей по достижению целей проекта………………………...20
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………….24
В ходе реализации проекта будут созданы продукты инновационной деятельности……………………………………………………………………25
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационных продуктов проекта ……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………27
«Нет ничего более человечного в человеке,
чем связывать прошлое и настоящее»
Ф. И. Тютчев
Актуальность
Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.
В основных нормативно - правовых документах образовательной системы:
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от18.10.2013г., № 544н.
в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
Эти изменения коснулись и нашего учреждения. В школе введены ФГОС не только на уровне начального общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию учащихся. Мы используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, актовый зал, предметные кабинеты. И школьный музей также не будет являться исключением. Необходимо включить в образовательную деятельность использование ресурсов музея, которое будет направлено на социализацию и воспитание обучающихся школы и внедрить новые формы обучения на его базе.
В связи с этим главная идея школьного музея МКОУ «СОШ №4» - создать наиболее благоприятные условия развития для всех детей. Школа призвана сформировать инструмент адаптации к быстро меняющейся жизни, сохранять личностные качества в весьма непростых обстоятельствах жизни, учить жить в мире с окружающими, выполнять свои обязанности, уважать и любить людей.
Цель проекта: создание условий для социализации обучающихся на базе школьного музея.
Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Для достижения поставленной цели и реализации идеи школьного музея необходимо решить следующие задачи:
1) расширить возможности программы социализации и воспитания обучающихся с использованием ресурсов школьного музея;
2) развить материально-техническую базу музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;
3) повысить доступность использования всеми участниками образовательного процесса фондов школьного музея для организации образовательного процесса и занятий внеурочной деятельности.
Основные направления работы:
- методическая работа, в ходе которой педагоги овладеют основами музейной педагогики;
- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- привлечение широкой общественности.
Сбор и анализ информации
1. Изучение информативной базы.
Школьный музей «Истоки» обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Одним из ведущих направлений в деятельности музея - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основные материалы расположенные в помещении музея, посвященные героям-землякам, участвовавшим в Великой отечественной войне, истории родного города, школы.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МКОУ «СОШ №4»
Для того чтобы сформировать новый тип учащегося, нужны такие методические подходы, которые были бы направлены на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.
С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит
через использование Internet-ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;
организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;
проводить уроки по литературе, истории, краеведению, географии;
проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;
используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
Возможное материально-техническое и необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного проекта
Для реализации проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, выделено отдельное помещение, в котором будет располагаться музей, организована работа с социальными партнерами.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
техническое: компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя, компьютерный класс);
информационное: банк ученических работ, регистрация на школьном сайте; наличие доступа в сеть Интернет;
кадровое: профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой, необходимые для организации образовательного процесса;
социальное: совокупный потенциал активных участников образовательного процесса, связанный с социализацией обучающихся.
Ресурсная база реализации инновационного проекта
Наименование Ресурсная база
1.
Нормативно-правовая Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ".
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Профессиональный стандарт «Педагог»;
Локальные акты ОУ:
- Положение о школьном музее;
- Положение о творческой группе.
- Договоры с социальными партнерами.
2. Мотивационная Осуществление исследовательско – поисковой деятельности, знания и умения, полученные в результате написания индивидуальных и групповых проектов
3. Организационная Социализация обучающихся, на основе их приобщения к национальным российским ценностям;
4.
Научно-методическая Социальный проект «Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся».
Методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея.
Методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей.
Разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические экскурсии
5.
Материально-техническая Помещение школьного музея.
Актовый зал.
Компьютерный класс.
Библиотека.
Музыкальный центр, проектор и экран (временное использование).
Электронный фотоархив школьного музея.
Результаты поисково-исследовательской деятельности школьников (мультимедийные презентации, доклады).
Музейные экспонаты и мини-выставки.
Технические средства оснащения (компьютер).
Выход в сеть Internet.
6.
Кадровая
Руководители школьного музея, библиотекарь.
Учителя – предметники, классные руководители.
Коллектив школы МКОУ «СОШ №4» отличается достаточно высоким уровнем профессионализма, доброжелательностью, ярко выраженной командностью.
2.Социологический опрос.
С целью изучения общественного мнения было проведено анкетирование учащихся школы. Опрос учащихся школы показал следующее.
Анкета по изучению востребованности музея в современном обществе.
Цель: определить нужен ли, по мнению обучающихся, музей в школе и для чего.
1. Как вы считаете, нужен ли музей школе?
2. С какой целью вы посетили бы музей?
3. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов?
4. В каких сферах образовательной деятельности ресурсы школьного музея могут вам пригодиться?
Ответы участников анкетирования привели к главному выводу: музей - хранилище и один из главных пропагандистов накопленного культурного багажа человечества. Человечество – это люди, живущие в различных уголках планеты, страны, края, поэтому школьных музей, как хранилище и выставочный зал одновременно, есть промежуточное звено между прошлым и будущим, между родителями и их детьми, поэтому всегда очень интересно просто посмотреть на представленные экспонаты. Ученики считают, что в школе нужно создать музей, он поможет им в различных сферах образовательной деятельности и 84% из опрошенных предложили свою помощь.
Исходя из выше изложенного, на педагогическом совете обсудили следующие вопросы:
1.Как создать школьный музей?
2. Какие материалы могут стать экспонатами музея?
3. Кто и как может помочь в комплектовании музейных экспонатов?
4. Какова роль ученика в работе над созданием школьного музея?
Приняли решение разработать проект создания школьного музея.
Программа действий
Сроки и этапы реализации проекта.
Подготовительный этап (январь 2015 г. – август 2015)
Анализ имеющихся возможностей школы для создания школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы, задействованных в проекте. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Работа с социальными партнерами.
Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики.
Основной этап (август 2015 – май 2017)
Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Содержание деятельности основного этапа.
Проведение косметического ремонта помещений музея
Монтаж музейного оборудования
Внедрение современных информационных технологий в работу музея
Развитие способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).
Организация экскурсий в школьный музей.
Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, индивидуальные консультации.
Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций.
Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
Заключительный этап (июнь 2017 – декабрь 2017)
Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.
Содержание деятельности заключительного этапа.
Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных методических объединений учителей-предметников, рабочих группах.
Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся».
Оформление результатов реализации проекта:
описание модели социализации обучающихся на основе деятельности школьного музея;
методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея;
методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;
разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические экскурсии.
Описание форм организации сетевого взаимодействия МКОУ «СОШ №4» с другими образовательными организациями
Предполагаются разнообразные формы взаимодействия:
организация совместных праздников, проведение уроков в музее и библиотеках, родительские тематические собрания, круглые столы, экскурсии, кружковая работа.
благодаря Internet-ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
обобщение и распространение опыта педагогов и школы через средства массовой информации.
организация встреч с ветеранами, участниками войны, представителями различных предприятий.
Организация экскурсий по музеям.
Участие в конкурсах различного уровня: проектных работ, основанных на музейных экспонатах; конкурс рисунков по патриотической и краеведческой тематике.
Реализация проекта
Основные мероприятия по реализации проекта
Планируемые мероприятия Сроки Ответственные
Укрепление материально-технической базы музея.
Косметический ремонт помещения музея Июнь-август 2015 Зам. директора АХР
Барфакова Ж.И.
Организационная работа
Разработка плана работы и программы деятельности музея. Март-май 2015 Руководители музея,
Булаева М.А., Соломатина И.С.
Создание электронной книги учета и хранения экспонатов музея. Октябрь –декабрь 2015 Руководители музея,
Булаева М.А., Соломатина И.С.
Организация экскурсоводческой работы. В период реализации проекта Руководители музея,
Булаева М.А., Соломатина И.С.
Организация работы с экспозициями музея. В период реализации
проекта Руководители музея,
Булаева М.А., Соломатина И.С.
Урочная работа
Организация урочной деятельности по предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала. В период реализации
проекта Руководители музея, учителя литературы, истории, географии,
классные руководители.
Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий с целью формирования информационной компетентности обучающихся. В период реализации
проекта Руководители музея,
Учитель информатики
Отбор и подготовка документов музея для организации самостоятельной работы с ними обучающихся на уроках В период реализации
проекта Руководитель музея, учитель истории
Проведение музейных уроков с участием ветеранов. В период реализации
проекта Руководитель музея, учитель истории
Внеурочная работа, внеклассная работа
Проведение занятий по плану в рамках внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС. В период реализации
проекта Педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность
Организация экскурсий в школьный музей. В период реализации
проекта Руководители музея
Организация поисковой и исследовательской деятельности. В период реализации
проекта Руководители музея,
Классные руководители, педагоги - предметники
Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней. В период реализации
проекта Руководители музея, педагоги-предметники.
Проведение тематических классных часов В период реализации
проекта Классные руководители
Разработка и проведение экскурсий в музее по различным экспозициям В период реализации
проекта Руководители музея
Создание и пополнение методической базы данных музея:
Фотографии
Видеофильмы
Познавательная литература В период реализации
проекта Руководители музея, педагоги, классные руководители, обучающиеся
Сотрудничество, совместные мероприятия с библиотекой школы и города В период реализации
проекта Руководители музея,
библиотекарь
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами педагогического труда. В период реализации
проекта Руководители музея,
обучающиеся
Практическая работа. Акция «Тимуровское движение» В период реализации
проекта Классные руководители, обучающиеся
Создание фонда подлинных экспонатов В период реализации
проекта Руководители музея
Создание и пополнение электронных баз данных музея В период реализации
проекта Руководители музея
Научно-методическая работа
Разработка тематики экскурсий в помощь учителям краеведения, истории, классным руководителям. В период реализации
проекта Руководители музея
Создание методических разработок музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея.
Создание методических разработок по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей В период реализации
проекта Руководители музея, библиотекарь, педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность, классные руководители, учителя-предметники
Система показателей по достижению целей проекта
Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:
Целевые показатели Индикаторы Методы изучения
Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, воспитанию патриотизма. Состояние материально-технической базы.
Оборудование музея необходимой мультимедийной техникой.
Модернизация традиционных форм работы.
Доля современных технологий, в том числе информационных, в организации учебного процесса.
Наличие локальной нормативной базы деятельности школьного музея.
Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).
Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев. Анализ итогов учебно-воспитательной работы
Педагогическое наблюдение
Анкетирование учителей, учащихся и их родителей
Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению,
географии, литературе, технологии и ИКТ Высокие результаты обучения учащихся по краеведению, литературе, географии.
Повышение ИКТ-компетенций.
Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой.
Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, проектов, заданий по предметам школьной программы.
Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование обучающихся.
4.Оценивание предметных и метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС.
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса.
Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.
Количество мероприятий, проведенных на базе музея.
Количество посетителей школьного музея.
Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований, конференций разного уровня, связанных с профилем музея.
Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся.
Количество проектов, созданных с использованием базы музея.
Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания. Анализ итогов учебно-воспитательной работы
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование учащихся.
4.Оценивание личностных результатов учащихся по ФГОС.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Музей органично впишется в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать системно - деятельностный подход в рамках обучения по ФГОС.
В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно - воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
описание модели социализации обучающихся на основе деятельности школьного музея;
развитие материально-технической базы музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;
повышение доступности использования фондов музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;
введение педагогами в рабочие программы и воспитательные планы материалов фондов музея;
создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций.
В итоге реализации проекта школьный музей в МКОУ «СОШ №4» станет центром дополнительного образования, центром гражданского и патриотического воспитания, центром изучения истории учебного заведения и центром формирования нового типа личности учащегося.
В ходе реализации проекта будут созданы продукты инновационной деятельности:
программа по развитию школьного музея, которая предоставит новые возможности использования экспозиций на уроках, занятиях внеурочной деятельности и дополнительного образования;
освещение деятельности музея на сайте школы для расширения информационного пространства;
электронная база фондов музея, которая обеспечит оптимальные условия для учёта и сохранности музейной коллекции;
ресурсный центр на базе школьного музея для развития процесса социализации и воспитания нового типа личности учащегося;
новая модель программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
новые методические разработки музейных экскурсий, краеведческих занятий на разделах музейных экспозиций;
разработки материалов учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по использованию коллекций школьного музея в урочной и внеурочной деятельности.
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационных продуктов проекта
1. Повышение эффективности реализации направлений программы развития и социализации:
обновленное содержание образования для раскрытия способностей учащихся и подготовки их к жизни в высокотехнологичном мире;
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности;
становление сетевой модели непрерывного повышения квалификации педагога, овладение музейной педагогикой;
школа как центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством;
опережающее развитие как результат школьного образования, заключающееся в вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия.
2. Расширение возможности раскрытия содержания, демонстрации и использования материалов музея. В результате этого:
пополнятся фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
будут созданы поисково-исследовательские работы;
будут проводиться экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;
усовершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея;
активизируется работа по вовлечению учащихся в творческий процесс;
произойдет повышение профессионального уровня педагогов в овладении музейной педагогикой.
Заключение
В современном ритме жизни мы, обыватели, забываем об истинных ценностях жизни, и порой не задумываемся о том, что останется от нас в назидание последующим поколениям людей. А главную миссию сохранения социальной памяти, преемственноcти поколений несут музеи.
На сегодняшний день наиболее востребованная и, бесспорно, перспективная область музейной деятельности – работа с детьми и подростками.
Актуальность этой проблемы для нашей страны очевидна и заключается в невостребованности у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.
В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным». Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия нашего народа.
Родительские собрания