Статья «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»


Учитель биологии Ержанова Лариса ХамитовнаТема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»
 Каждый ученик хочет быть успешным, а для этого сегодняшнему школьнику необходимо не только обладать суммой знаний, надо уметь ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, уметь решать нестандартные ситуации.
Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Составляющие процесса социализации:
    1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе(усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека– в детстве, отрочестве, юности;
    2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Педагогические технологии, применяемые  для решения задач социализации:
Современное традиционное обучение.
Проблемное обучение.
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Коллективный способ обучения.
Коллективное творческое дело.
Педагогика сотрудничества.
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Метод проектов.
Технология педагогических мастерских.
Модульное обучение.
Информационные технологии
 Приведу пример использования метода проектов который имеет ряд преимуществ:
дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс;
этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение материала, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: личностно ориентировано, использует множество дидактических подходов; мотивирует возрастание интереса, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Метод проекта очень хорошо помогает на уроках биологии компенсировать недостаток учебных часов, изучить многообразие живых организмов в большем объеме, чем представлено в учебниках.
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он может использоваться для обобщающих и итоговых уроков по отдельным темам, разделам.
Информационный проект позволяет охватить больший обьем обобщенной информации.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Осуществляя работу над проектами, учащиеся понимают, как на практике можно применить навыки и знания, полученные на уроках биологии, научились быть более самостоятельными в решении различных проблем.
• умение публично презентовать проектную работу;
• умение реализовать теоретические знания на практике.
           Педагогические технологии — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ученика.