Доклад ,, Школьный театр как средство организации детского досуга и нравственного воспитания учащихся
Самообразование.
Школьный театр как средство организации детского досуга и нравственного воспитания учащихся.
Театральная студия в образовательном пространстве школы - особый компонент. Не секрет, что даже высокопрофессиональные, насыщенные с точки зрения обучения, азартные и увлекательные занятия с детьми в сфере дополнительного образования могут нарушать налаженный учебный процесс, раздражать педагогов общеучебных дисциплин, вносить разлад в стройную картину учебно-воспитательной работы классных руководителей.
С другой стороны, при умелом и грамотном использовании эта область обладает мощнейшим общеобразовательным потенциалом и может поистине творить чудеса!
Начну с того, что назову несколько наиболее очевидных учебно-воспитательных эффектов. В первую очередь-это здоровьесбережение. Дети в процессе театральных игр как бы между делом совершают полезные движения. Одновременно подключается работа с эмоциональной сферой, формируются социальные и коммуникативные компетенции.
Второй момент, на котором хочется сделать акцент, - это обучение детей совместной работе. Регулярная театральная деятельность тренирует умение детей кооперироваться, творить в малых группах сменного состава.
Следующий важный эффект состоит в том, что спектакль как результат коллективного творческого труда в школьной среде становится инструментом, позволяющим начать содержательный, серьёзный разговор о проблемах, непосредственно затронутых в какой-либо пьесе.
И вот после недолгих раздумий я решила создать театральную студию. 5 сентября 2009 года в нашей школе была организована молодёжно-театральная студия «На школьных подмостках», куда вошли ребята тех классов, в которых я работала. Сразу же были поставлены задачи:
раскрепостить детей;
раскрыть потенциал;
дать необходимую культурную базу для дальнейшей жизни;
занять ребят разных возрастов, так как ничто так не сближает, как совместные театральные труды;
ставить спектакли, которые воспитывали бы нравственные качества.
Первая постановка нашей студии была посвящена Дню учителя, называлась она «Школьные посиделки».
Ребята с удовольствием приходили на репетиции. И родители не остались в стороне: помогли с костюмами, музыкальным оформлением. На спектакль были приглашены ветераны педагогического труда. Они поблагодарили ребят, рассказали о своих интересных эпизодах из школьной жизни. Возможно, они войдут в дальнейший репертуар театра.
Следующий спектакль был посвящён здоровому образу жизни и назывался «Не делай этого!». Он о вредных привычках: табакокурении, наркомании, алкоголизме. Зрители увидели, как положительная девушка и юноша-спортсмен превратились в деградированные личности. И после этого спектакля многие задумались, что же может их ждать впереди, если они последуют героям пьесы.
За период 2009-2013годы были поставлены следующие спектакли:
- «По басням С.Михалкова»
- «Одноактные пьесы А.Чехова»
- «Кошкин дом»
- «Ровесники»
- «Любви негромкие слова»
- «Нам 41-й не забыть, нам 45-й помнить»
- «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»
-
Один из основных принципов нашей студии - отказ от подбора актёров. Спектакль решается в зависимости от того, на что способен тот или иной исполнитель, как он понимает ту историю, в которую играет; сколько ребят хотят играть именно в этом спектакле. В школьном театре есть и постоянные участники, и нам приходится думать о том, в каких пьесах смогут сыграть конкретные ребята. В какой-то момент стало катастрофически не хватать ролей, и мы начали придумывать несуществующие в пьесах роли. Придумать можно даже символическую роль. Она не обязательно должна быть со словами.
В театре слова - далеко не самое главное. Существует то, что мы видим на сцене. Актёр может двигаться и ничего не произносить. И при этом он играет некую заметную роль.
Костюмы у нас чаще всего подбираются по ходу дела, а не придумываются специально. При этом к обычной одежде всегда добавляются какие-то яркие, неожиданные детали: шапки, шали, веера и т.д. Многое делается вручную, особенно это касается реквизита.
Разумеется, не все дети, которые хотят играть, действительно на это способны.
Постановка спектакля - это довольно трудоёмкий и сложный процесс, потому что свести разновозрастных детей в один мир, в общее пространство очень тяжело. Репетируем мы раз в неделю, в субботу, примерно в течение трёх часов. В другие дни недели очень сложно собрать всех участников, поскольку у детей разных возрастов сильно отличается расписание. Из-за недостатка времени и несовпадений в расписании приходится репетировать по кусочкам.
Самое важное в работе студии - не спектакль, а именно то, что случается в процессе репетиций. На них происходит наращивание опыта и смысла. Бывает, что ребёнок вдруг начинает фонтанировать идеями, говорит: «я понял, как это лучше сделать». С этого момента, как он сам понял смысл эпизода или своего образа, он никуда больше не уйдёт. Почти всегда после работы над спектаклем дети меняются. Они становятся другими, чем вошли в него.
Спектакль всегда складывается из шагов, как стихотворение складывается из строчек, а строчки из слов. Театр- это способ обнаружить некий смысл. Пожалуй, самый главный вопрос для постановщика: про что эта история? Он связан с другим существенным вопросом: зачем вообще нужно искусство? Чтобы с человеком что-то произошло. Вот с детьми в школьном театре и происходит нечто важное. Там они переживают чувства, которые в обычной жизни ещё не могут проявить и осмыслить. В театре они растут.
У нас в студии сложились свои традиции:
1.Все спектакли несут в себе нравственную направленность. Мы стараемся, чтобы всё, о чём мы хотим рассказать, воспитывало и заставляло задуматься над поднятой проблемой.
2.Каждая наша постановка обязательно имеет вступление и заключение, они тематически связаны с пьесой.
3.Обязательно после каждого выступления у нас остаётся коллективное фото на память.