Технологическая карта урока русского языка Правописание корней с чередованием -лаг-, лож-
Урок. Правописание корней с чередованием –лаг-, -лож-
Технологическая карта урока
Этап урока, время Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия Формируемые УУД
1. Мотивации к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (Слайд № 1)
- Начинаем наш урок (слайд № 2-3). Ведет его тетушка Сова. Следовательно, сегодня урок открытия новых знаний.
Недавно я получила ВКонтакте письмо следующего содержания:
_ Татьяна Геннадьевна, а предлАжение в домашнем упражнении разбирать? В каком слове допущена ошибка? Почему? На этот вопрос предлагаю ответить сегодня на уроке. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия и операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).
2. Актуализация знаний и пробное учебное действиеюВыявление места и причины затруднения Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Систематизация знаний, письменная работа. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок (Слайд № 5)
– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень.
положить
сложить
предлагать
разлагать
– Что вы заметили в конях однокоренных слов? (В корнях разные буквы а–о)
- Какую проблему будем решать? Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.
Записывают получившиеся слова.
Формулируют
задачи урока, цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Фронтальная, индиви-дуальнаяГрупповая Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятель-ности учащихся. Беседа по вопросам (Слайд № 6)
Проверьте свои предположения о проблеме урока.
Почему пишутся разные буквы – а или о в корне лаг – лож ?
Какую букву писать в безударном положении?
Есть ли правило для таких случаев?
- (Слайд 6) Прочитайте слова.
излагать изложить
слагать сложить
прилагательное приложение
- Проанализируйте слова в левой и правой колонке.
- Попробуйте установить закономерность в написании букв а–о в корне -лаг-/- лож-.
- Сформулируйте правило самостоятельно.
(Слайд 7)
Проверьте себя.
В корнях с чередованием
-лаг-/- лож-
перед Г пишем А,
перед Ж пишем О.
Запишите правило.
(Слайд 8)
- Во всех ли предложенных словах наблюдается закономерность: перед Г пишем А, перед Ж пишем О?
Положение, предлагать, полог, изложение, излагать.
(Слайд 7)
Исключением из правила является слово ПОЛОГ. Посмотрите, каково лексическое значение этого слова в Толковом словаре и запишите его в тетрадь.
(Слайд 10)
ПО'ЛОГ – это занавеска, загораживающая кровать Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы
под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Фронтальная, индивидуальная Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
5. Прак-тическая деятель-ность по реализации построен-ного про-ектаСловесно-иллюстративный рассказ. Работа со слайдами презентации (Слайд 11)
Перед нами ромашка, лепестки которой состоят из слов, в которых пропущены буквы. Необходимо вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
Образец: положение. Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу; выявляют недостающие знания и умения, строят учебные модели, доступные возрасту, выполняют действия запланированные на предыдущем этапе, выбирая форму выполнения действия (материальная /материализованная, речевая, умственная). Выполняют частно-практические задания, исходя из найденного общего способа действий. Фронтальная, индиви-дуальная, групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного
объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих фуппах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
6. Динамическая пауза Минутка отдыха.
Составь слово: возьмите у слов
предутренний - приставку поговорить – приставку
слагаемое-корень
решать – суффикс
писал – суффикс прошедшего времени
собирала – окончание
Ответ:___________________ Учащиеся показывают их в движении 7. Первич-ное закре-пление с коммен-тированиемОбобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов при-менения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, состав-ление связных рассказов об из-ученных нормах. Работа с учебными пособиями. Письменная работа (Слайд 13) Работаем в группах:
КОМАНДА 1
От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные:
изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать, сл_гать, распол_гать, прил_гать.
КОМАНДА 2
Объяснить значение фразеологических оборотов:
Положа руку на сердце - …………………….
Сидеть сложа руки - ………………………….
Сложить голову - ………………………………
Сложить руки - …………………………………
Сложить оружие - ……………………………..
Справка: прекратить вооружённое сопротивление, сдаться; говорить искренне, откровенно; перестать бороться; ничего не делать, бездельничать; погибнуть в сражении
КОМАНДА 3
Разгадать загадки:
1.Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.
2.В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе.
3. Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу.
4. Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит.
Справка: 1) письмо; 2) подъемный кран; 3) печь; 4) мороз, лед на реке.
КОМАНДА 4
Все ли слова к каждом ряду имеют чередующиеся корни –лаг-, лож-? Найдите четвертое лишнее.
1) Сложение, положение, отложить, ложный.
2) Изложение, прилагательное, ложь, приложение.
3) Отложить, ложкарь, уложить, сложение.
4) Положение, флаг, полагаться, налагать.
(Слайд 14)
КОМАНДА 1.
Ответ:
излагать - изложение,
полагать - положение,
предлагать - предложение,
налагать - наложение,
предполагать - предположение,
возлагать - возложение,
слагать - сложение,
располагать - расположение,
прилагать - приложение.
(Слайд 15)
КОМАНДА 2. Ответ:
Положа руку на сердце - говорить искренне,
сидеть сложа руки - ничего не делать, бездельничать,
сложить голову - погибнуть в сражении ,
сложить руки - перестать бороться,
сложить оружие - прекратить вооружённое сопротивление
(Слайд 16)
КОМАНДА 3.
1. Мороз, лёд на реке.
2. Печь.
3. Подъёмный кран.
4. Письмо.
(Слайд 17)
КОМАНДА 4. Ответ: 1. Ложный. 2. Ложь. 3. Ложкарь. 4. Флаг.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од-ноклассниками делают выводы. Индиви-дуальная, групповая Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
8. Само-стоятельная работа с самопро-веркой по эталону (Слайд 18).
Поселить слова в домики.
Изл…гать, пол…гаться, изл…жить, предл…гать, прил…гать, предл…жение, пол…жение, распол…житься, возл…гать, изл…жите, сл…гать, нал…жение.
(Слайд 19)
Взаимопроверка
(Слайд 20) Составьте словосочетания с существительными из второй колонки и подходящими
по смыслу глаголами из первой, вставьте пропущенные буквы.
высказать полож…ниеизменить изл…жениенаписать предпол…жениепросклонять прил…гательное(Слайд 21) Проверка. Высказать предположение, изменить положение, написать изложение,
просклонять прилагательное.
(Слайд 22)
Лексический диктант (узнайте слово по его лексическому значению, запишите его)
1.Прибавление одной цифры к другой - …
2.Название одного из чисел при сложении - …
3.Часть речи, обозначающая признак предмета - …
4.Устный или письменный пересказ текста - …
5. Догадка, предварительная мысль - ...
6. Устроиться где-нибудь на отдых - ...
7. Сообщать свои мысли - ...
(Слайд 23)
Проверка.
1. сложение.
2. слагаемое.
3. прилагательное.
4. изложение.
5. предположение.
6. расположиться.
7. излагать. Отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы то-варищейИндиви-дуальная, групповая Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
9. Рефлексия учебной дея-тельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам - Оцените, как вы работали сегодня на уроке.
(Слайд 24)
В заключение урока выполните задания.
Выпишите цифру, под которой написано слово с корнем –ЛАГ-.
1) предл…гать;
2) сл…жение;
3) пол…г;
4) сл…гаемое.
2. Найдите «лишнее» слово:
1) предложение, 2) благодарность, 3)слагаемое.
(Слайд 25)
Ответ.
1. 1), 4)
2. 2) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.Анализируют различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость). Индиви-дуальная, групповая Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Домашнее задание
Слайд 26.
1. Учить правило.
2. Упр. 449 (вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму). ПРЕЗЕНТАЦИЯ